09:43 04 декабря 2024 ID (45623)
Президент «Русского экономического общества», доктор экономических наук, пофессор Олег КОМАРОВ считает, что в российской экономике сегодня следует очень осторожно прибегать к нерыночным, административно-командным мерам - злоупотребляя этими, легкими на первый взгляд инструментами, можно все проблемы только усугубить.
- Тревожные процессы в нашей экономической реальности нарастают: рубль падает, валютный рынок почти замер, правительство разрешает регионам ограничивать торговые наценки – а это первый шаг к командной экономике. Тут и возникают опасения – а не вступаем ли мы тем самым на путь, ведущий к старым граблям?
Известный экономический гуру Александр Аузан, правда, вполне оптимистично напророчил 3,9% роста экономики в текущем году. Но при этом эксперт заметил, что рост этот как бы «адреналиновый», за счет огромных вложений, в первую очередь в ВПК, а не товары массового потребления. А ограничение предложения в этом сегменте рождает увеличенный спрос, инфляцию. «Российская экономика бежит быстрее возможностей, но так дальше не получится», - подводит итог Аузан.
Да, наша экономика за последние 30 лет росла, и росла не сильно: средними темпами по 2% в год, но, конечно, были и разные колебания. Это оказался как бы органический темп, однако, довольно низкий. Как признают многие эксперты, выживание, начиная с 2022 года, в основном, происходит за счет очень высокой адаптивности российского бизнеса и быстрых антикризисных мер, в частности – плавающего курса рубля.
Ну а курс рубля теперь во многом стал искусственным, и служит, скорее, как горько шутят «в справочных целях». В реальности чтобы конвертировать рубли в доллары и обратно, приходится проходить через различные обменные цепочки, каждая из которых «забирает» свои комиссионные, а значит - реальный курс может достаточно сильно не совпадать с официальным. Причем при каждой операции параметры конвертации могут меняться.
Давно известно, что повышение курса валюты российскому бюджету выгодно: чем выше курс доллара, тем больше рублей можно получить в бюджет, а это вполне служит целям финансирования бюджетных дефицитов. Ведь «дыра» в бюджете-2024 составила, по некоторым подсчетам до 3 трлн рублей, поэтому стране нужны дополнительные доходы. И желательно не сугубо бумажные и на бумаге, а на производстве товаров и услуг, необходимых населению страны.
Но пока что растут не прибыли, а цены, причем опережающими темпами: импортеры и экспортеры стараются закладываться на рост цен и рост курса доллара заранее. А если рынок при этом еще и превращается в рынок продавца, диктующего цены и условия, то это тоже один шажок к печально памятной распределительной системе: бери, что дают, и плати, сколько требуют. Не до жиру – быть бы живу…
Тем временем хорошо себя чувствует пока что только одна экономическая система в стране – банковская. Стало известно, что в минувшем октябре крупнейшие банки установили рекорд по приросту портфеля вкладов. В частности, у трех лидеров - Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка - остатки на депозитных счетах за минувший месяц выросли более чем на 1,3 трлн руб.
Так что, как все и говорили, осеннее повышение ставки до 21% сделало накопление еще более выгодным и вклады россиян составляют примерно шестую часть ВВП страны. Соблазн ли это для правительства? Еще бы – столько денег можно временно «заморозить» в своих интересах! Но я противник подобных панических слухов, потому что это будет уже не шаг в сторону от рынка, а огромный и глупый прыжок в «совок» со всеми негативными последствиями.
К тому же в РФ пока что еще нет серьезного кризиса неплатежей, просрочка составляет только 4% от всего портфеля займов, что явно не выглядит критическим показателем. А у банков России по итогам года ожидается рекордная прибыль, так что деньги на выплаты будут в наличии.
Да, ситуация качается в разные стороны. С одной стороны, вводятся санкции к «Газпромбанку», а терпящему бедствие «Газпрому» даже прощают сотни миллиардов налогов в казну, с другой - за период с января по октябрь (по отношению к аналогичному отрезку 2023 года) Россия даже нарастила поставки газа в Европу по трубе более чем на 15%, до 26,5 миллиарда кубометров. То есть – еще не все потеряно для нас на сырьевом рынке?
Зато на внутреннем кадровом рынке негативные процессы нарастают. По итогам III квартала 2024 года дефицит кадров достиг исторического рекорда: количество открытых вакансий относительно числа безработных россиян выросло до 5 к 1. Это значение является максимальным за весь доступный период наблюдения (с 2005 года). По данным Росстата и Роструда, на конец сентября 2024 года, российским предприятиям не хватало порядка 2 млн. работников. При этом среди обратившихся в органы службы занятости с целью найти работу числилось 391,8 тысяча человек.
Не в силах прибавить кадров в промышленность, чиновники ищут хотя бы способы пополнения казны любыми мерами. Поговаривают вполне серьезно уже о грядущем усилении контроля государства над нефтяными компаниями. А ведь огосударствление сырьевого сектора – тоже далеко не рыночная мера, и очень сомнительная.
В это же самое время федеральный минфин одобрил законопроект, позволяющий ФНС списывать долги с граждан без судебного разбирательства, если человек не оспорит начисление. Поправки могут вступить в силу уже в ноябре 2025 года. Изменения затронут бизнес, самозанятых и обычных россиян. Из-за ошибок или злоупотреблений можно лишиться денег или имущества автоматически – вот что в первую очередь отмечают эксперты. Тот ли это путь, который мы называем правовым и рыночным, или это уже просто элементы фискального беспредела?
В общем, в суровых нынешних условиях у руководства всех уровней все больше соблазнов сделать «поменьше рынка и базара – побольше команд». Однако, если бы это всё гарантировано принесло нам избавление от экономических проблем и геополитическую Победу. Но таких гарантий, увы, пока что никто особо не дает. А это значит, что очень осторожно надо прибегать к нерыночным, административно-командным мерам. Ведь злоупотребляя этими, легкими на первый взгляд инструментами, можно все проблемы еще больше только усугубить.
Олег Комаров, доктор экономических наук