Олег Комаров: «Лето было трудным, но и поводы для оптимизма есть»

Глава саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ полагает, что уходящее лето вскрыло некоторые острые проблемы в экономике и жизни общества. Политик предложил пути их решения.

- Подошел к концу очередной летний сезон, наступает время подвести некоторые его итоги. Что бы я выделил главное из всего происходившего в эти либо холодные, либо слишком жаркие месяцы? О многом в экономике и социальной сфере, волнующем не меня одного, мне довелось высказаться в Москве на недавнем седьмом съезде «Партии Дела».

Первое. Дефицит региональных и местных бюджетов. По г. Саратову в текущем году сумма задолженности бюджета города по кредитам от банков вырастет почти на 170 миллионов рублей, и это только один маленький пример. Какие местными чиновниками предлагаются и уже реализуются выходы? Главное для них – собрать побольше денег с населения и МСБ в виде налогов, штрафов и иных поборов. Так делать нельзя. Считаю, что нам надо вывести на федеральный уровень проблему налогов для МСБ.

Например, начат налоговый перерасчет для малого бизнеса. Мы помним, когда пару лет назад в связи с пандемией на федеральном уровне вводили налоговую законодательную инновацию, рассказывая о тех или иных преимуществах для региона, про помощь бизнесу. Спасибо, конечно, хотя, как я помню, не все бизнесмены в Саратове получили эти налоговые льготы на имущество по пониженной ставке.

Зато многим бизнесменам сегодня приходят извещения о необходимости доплатить задним числом налоги за имущество, причем, доплатить миллионами рублей. А ведь как говорили во время кризиса: «Вы не увольняйте людей – мы вам поможем с налогами». Вот и помогли – всю помощь теперь требуют назад, считая, что саратовский бизнес, дескать, «нарастил финансовый жирок». Да ничего подобного! Этот налоговый перерасчет на имущество многих предпринимателей Саратова разорит окончательно. Это путь к массовому банкротству местного бизнеса. Кому это выгодно в непростые времена, кому выгодно еще больше усиливать социальную напряженность? Я просил руководство нашей партии поднять вопрос пересмотра льгот на федеральном уровне.

Второе. На нашем партийном съезде я обозначил еще одну проблему и предложил пути ее решения. Речь идет о долгах регионов, которые накапливаются из-за невозможности бюджетов нести повышенную социальную нагрузку. Как бы ни высока была собираемость налогов, большую часть денег субъекты РФ отправляют в Москву. В то же время сами они, чтобы соблюдать предельные размеры долговых обязательств, вынуждены прибегать к займам. Проще говоря, законы из центра «вниз» спускают для выполнения (особенно социальные), а денег на это не оставляют в бюджетах, не выделяют. Я предложил: а что, если выступить с инициативой на федеральном уровне списать эти долги? Это поможет региональным и муниципальным бюджетам выполнять федеральные программы и законы, поможет выжить в непростые времена.

Третье. Я предложил и в рамках партийного форума, и предлагаю сегодня в различных СМИ списать долги так же и физическим лицам по коммунальным платежам. Но списать в том случае, если будет доказано, что человек не смог заплатить по причине попадания в финансовую яму, ловушку, куда его, например, загнали недобросовестные кредиторы. Если он потерял работу, обанкротился, получил инвалидность – в общем, попал в тяжелые жизненные обстоятельства. А ведь сколько у нас таких людей – миллионы, вот потому и растут долги за ЖКУ, и будут расти. Нельзя снимать с человека последнюю рубаху. Ведь мы знаем, насколько неправомерно завышены наши коммунальные тарифы, знаем, что многие россияне просто не в состоянии их оплачивать – так зачем же загонять людей в долговое рабство?

Четвертое. Я предложил в рамках партийной работы инициировать разбирательства с концессионерами в системе ЖКХ в каждом регионе. Разбирательства вроде того, как это сделали в Волгограде с ООО «КВС» после страшной фекально-коммунальной аварии – виновных просто выгнали из города. А разве в Саратове, о чем я много лет говорю, местное отделение «КВС» работает лучше? Доказано в судах, что концессионеры не выполняют соглашения, игнорируют взятые на себя обязательства. Вспомним, что до недавнего времени в Саратове для дачников, частного сектора (а это более 130 тысяч точек подключения) существовало два тарифа на водоснабжение: для питьевой воды и для технической/поливной воды. Однако затем вдруг оказался единый тариф на питьевую воду стоимостью 26,03 рубля за кубометр, хотя когда-то его стоимость составляла всего 17 рублей. Тариф на поливную воду исчез вовсе.

Такого вообще нигде в соседних областях нет, это местное ноу-хау зарвавшихся концессионеров и покрывающих их чиновников. Тем временем, аварии и течи воды в Саратове не прекращаются, а все дыры пытаются заткнуть деньгами от населения, постоянно добиваясь повышения тарифов. Считаю, что муниципальным и региональным властям нужно не дожидаться полного краха коммунальных сетей, а действовать на опережение. Надо просто разрывать соглашение с нерадивыми компаниями, и делать это надо было «ещё вчера».

Тем временем СМИ пишут о подготовке федерального правительства чуть ли не к пятикратному снижению объёмов финансирования программы модернизации региональных сетей ЖКХ. На фоне экономического спада и бюджетного дефицита решение будет выглядеть вроде бы и логично. Но как быть с неизбежным ростом тарифов на коммунальные услуги, с ростом долгов населения? Как быть с увеличением числа аварий и с тем, кто концессионеры разведут руками и скажут: ну а что мы теперь сможем сделать в таких условиях? Так что вопрос сокращения финансирования федеральных программ по модернизации инфраструктуры ЖКХ, я считаю, надо решать очень осторожно и аккуратно.

О чем еще стоит поговорить по итогам трудного и непростого лета-2023? Несомненно, всех волнует сильно упавший рубль и выросшие курсы валют. Да, слишком крепкий рубль в прошлом году наших экспортеров и финансовых чиновников не устраивал – им не хватало средств для выполнения финансовых обязательств. Резкое поднятие ключевой ставки ЦБ РФ до 12%, удорожание кредитов до такой степени, что и крупный и малый бизнес рискуют массовыми разорениями — все это дополняет тяжелый фактор стоимости $ в районе 100 рублей. А также разгоняет цены на топливо внутри страны, приводя даже к его дефициту, повышает цены на продукты и товары.

Получится ли наступающей осенью урегулировать обозначенные здесь проблемы – увидим. У нас есть и поводы для оптимизма – в частности, выстоявшая в санкционных штормах экономика России в целом. Есть и немало поводов огорчаться, в частности - усилившаяся инфляция с галопирующими ценами. Но главное – жизнь продолжается, и она не ограничивает нас в попытках справиться с недугами и неудачами экономики.

Олег КОМАРОВ, доктор экономических наук