11:15 01 сентября 2025 ID (51309)
Президент «Русского экономического общества», доктор экономических наук, профессор Олег Комаров объяснил, почему для оказания помощи реальной российской экономике и движения вперед требуется ограничить аппетиты банков и финансовых спекулянтов.
- Сегодняшние производственные показатели в экономике России, к сожалению, оставляют желать лучшего. Как отмечают эксперты, сектора без оборонной доминанты ежемесячно снижаются в среднем на 0,2 - 0,3% к предыдущему месяцу. А, например, в минувшем июне выпуск по гражданским секторам сократился сразу на 0,9% в годовом выражении.
Значительно падает выпуск автомобилей, склады затоварены невостребованной продукцией (как и сельхозтехникой) – у народа денег мало, деньги все в банках, которые «сидят на золотых мешках» и готовы выдавать кредиты лишь под драконовские проценты. У того же КАМАЗа зафиксирован убыток в 31 миллиард рублей в первой половине 2025 года. Год назад компания завершила аналогичный период с прибылью 3,7 млрд рублей. В компании заявили, что снижение выручки связано с падением рынка грузовиков почти на 60%.
Но вот, одновременно, мы читаем: чистая прибыль Сбера (по МСФО) в I полугодии 2025 года составила 859 млрд рублей, увеличившись на 5,3% в годовом исчислении. То есть – где-то убыло, а где-то денег и прибывает, и мы даже знаем – где… Но правильно ли это? Хорошо ли для экономики, когда богатеют финансовые организации, а реально производящие продукцию – беднеют? Думаю, ответ тут очевиден.
Очень серьезно упали в первом полугодии – 2025 и доходы российских нефтяных компаний. Основная причина - низкие цены на нефть и крепкий рубль. В частности, прибыль «Роснефти» сократилась на 68% год к году - до 245 млрд рублей. Это, помимо прочего, связано и с расширением дисконтов, с которыми продается российская нефть. А еще «Лукойл» и «Газпром нефть» отчитались о снижении прибыли на 50% год к году, а «Татнефть» — на 62%. И это ведь производители важнейшего для РФ «черного золота», за счет которого во многом наполняется наш бюджет!
Упал выпуск базовых строительных материалов, прежде всего - цемента. Многие стройки стоят, а сам рынок недвижимости – в стагнации. Если в первом квартале снижение производства стройматериалов составляло в среднем 1,2% в месяц, то во втором ускорилось до 1,9%. Есть и другие цифры Росстата: в первом полугодии-2025 выпуск телевизоров и стиральных машин сократился почти на 30%, холодильников — на 12%, обуви — на 29%.
Это такое у нас получается импортозамещение? Неужели снова идем к дефициту, когда зарубежного нет, а своего – крайне мало? Чтобы не попасть в беду, нам сегодня, в непростых условиях мировой нестабильности и санкций, крайне важно четко осознать экономические приоритеты, о которых я и хочу здесь напомнить.
Вряд ли кто будет спорить с тезисом, что для общества, экономики, миллионов российских семей гораздо важнее те предприятия и структуры, кто производит продукты питания, одежду, предметы быта и множество необходимых для жизни товаров. И уже потом можно говорить о важности финансовых рынков и инструментов для поддержания экономики – то есть, о вещах нематериальных и даже просто спекулятивных.
Нет, я не говорю здесь про инвесторов, которые обычно ориентируются на фундаментальные показатели компаний, такие как прибыль, рост и устойчивость, и планируют удерживать активы в течение длительного времени. Спекулянты – это другое, они сосредоточены на краткосрочных движениях цен и быстрая прибыль любой ценой – их фетиш.
Строго говоря, банкиров нельзя, конечно, причислять к классическим спекулянтам, хотя они и наживаются, как правило, на разнице между стоимостью привлеченных денег (она меньше) и стоимостью выдаваемых ими кредитов (она гораздо больше). Их работа важна, однако, не один я твердо уверен: интересы тех, кто «растит в кубышках деньги», играет ими для обогащения, не должны превалировать над интересами производящих секторов экономики России, не должны ущемлять их, диктовать им условия работы.
В противном случае мы что же – деньги будем жарить на сковороде вместо картошки, или купюру, вексель, облигацию надевать вместо пальто? Однако, к сожалению, многие нынешние проблемы бизнеса, экономики РФ связаны именно с «финансовыми играми» монетарных властей, с так называемой «политикой Центробанка», почему-то отделенного от государства, хотя он, на мой личный взгляд, активно наступает при этом на государственные интересы.
Эксперты финансовых рынков говорят сегодня, что так или иначе, но ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 году останется крайне высокой и до нормальных 6-7% она вряд ли дойдет. Это, конечно же, продолжит сжимать потребительский спрос и, как следствие, замедлять экономику. И, в итоге, получаются удивительные вещи.
Еще недавно все мы жаловались на кадровый голод, а сегодня как бы не хвататься за голову от растущей безработицы (в том числе и скрытой). Только за полгода доля компаний, планирующих сокращения работников, подросла с 6,9% в январе до 11,5% в июле (данные ЦБ РФ). У многих заводов, компаний не хватает оборотных средств, нет возможности кредитоваться.
Правительство ищет, где бы еще поднять налоги и штрафы, потому что кроме, как из карманов бизнеса и населения денег больше взять негде – сырьевой сектор в ауте. Вот пошли разговоры, например, что малому бизнесу могут отметить льготные ставки по страховым взносам. А ведь если эта мера будет принята, то нас может ждать окончательное разорение десятков тысяч некрупных бизнесов, что оставит без работы миллионы людей и безработица усилится.
Многие скептики уверяют, что повышение налогов неизбежно. Но если посмотреть на перечень льготных отраслей по тем же страховым взносам, несложно убедиться в том, что при фронтальной отмене льгот пострадает в первую очередь именно гражданское производство, работающее на удовлетворение конечного спроса со стороны россиян.
А финансовые воротилы, как всегда, останутся только в выигрыше! По большому счету, перед малым и средним бизнесом снова и снова ставится непростой выбор – либо закрыться, либо попытаться по максимуму заложить выросшие сборы в отпускные цены, разделив издержки с потребителями, либо «уйти в тень» и начать выплачивать сотрудникам зарплату «в конвертах».
Но вот вопрос: а правильно ли федеральное правительство готовится к серьезному повышению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, если это так? Да, с одной стороны, вроде бы без этого сверстать бюджет на следующий год с приемлемым дефицитом уже не получается.
Но с другой стороны, как пишут экономисты. «…если это произойдет, кризис в гражданском секторе российской экономики может принять лавинообразный характер». И не умнее ли будет изымать деньги у тех, кто их активно за счет производящих секторов «выращивает», но при этом сам ничего не производит?
Вот и председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) по поддержке и развитию малых и средних предприятий Александр Изюков заявил журналистам: отмена или серьезное сокращение льгот может стать для небольших компаний «ударом, от которого многие уже не оправятся». И кому же, интересно, надо в сложных нынешних условиях окончательно придушить малый и средний бизнес в России – не нашим ли врагам?
А еще хочу отметить, что массу разумных советов финансовым властям дает наш Экономический совет ЛДПР, его эксперты. Цель - помочь правительству в излечении экономики РФ от ее застарелых болезней. Здесь и разумный протекционизм, и запрет на вывоз капитала из РФ, и «налоговая революция», когда: фискальное бремя с обрабатывающей продукции должно быть перенесено на акцизы и роскошь.
Как говорит известный экономист и депутат ГД РФ Михаил Делягин, это должен быть налог на вмененный доход на основе крупного имущества, на неиспользуемое жилье как непроизводительное сверхпотребление. А еще нужен повышенный налог на импорт продукции, конкурирующей с российской. Речь и о том, что надо обеспечить доступность кредита путем ограничения финансовых спекуляций.
Надо идти по японскому пути. А этот путь - регулирование структуры активов банков и финансовых компаний. И регулирование выглядит так: чтоб вложить рубль в финансовые спекуляции, надо сначала вложить четыре рубля в реальный сектор или одолжить государству и не финансовому сектору, включая население (строго на не финансовые операции).
В общем – в дельных и разумных советах правительству сегодня нет недостатка. И если в итоге у нас получится помочь реальной экономике за счет ограничения аппетитов банков, иных финансовых спекулянтов – тогда мы перестанем откатываться или топтаться на месте и пойдем вперед.
Олег Комаров, доктор экономических наук