Олег Фролов: Роспотребнадзор не должен перекладывать контроль за просрочкой на граждан

Депутат Госдумы Василий Власов предложил выплачивать россиянам, нашедшим на прилавке магазина просрочку, половину суммы штрафа, который будет выписан торговой точке. Соответствующее письмо депутат направил главе Роспотребнадзора Анне Поповой. По действующему законодательству штраф для магазина за торговлю просрочкой варьируется от 20 до 30 тысяч рублей. При этом пострадавший покупатель только через суд может добиться символической выплаты за моральный ущерб.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал ведущий юрист ОЗПП «Общественный контроль» Олег Фролов:

- Вполне возможно, что введение дополнительного, или даже альтернативного (социального) контроля положительно скажется на качестве реализуемой магазинами продукции. Но тут нельзя исключить и такой возможности, что граждане начнут приходить в магазин не за продуктами, а затем, чтобы «осалить» продавца за вознаграждение. Тут можно не погнушаться и подкинуть просрочку.

Также возникает параллельно вопрос: а зачем нам тогда вообще нужны надзорные ведомства, если наши граждане могут буквально все и вся? В частности, Роспотребнадзор, в функции которого входит, в числе прочего, и контроль за реализуемой продукцией. Вот и пусть функционирует, а не перекладывает это на плечи простых потребителей.

В общем, как мне кажется, практика покажет несостоятельность такой инициативы, если она все же будет принята. Проблему усугубляет еще и тот факт, что качество продукта предполагается по большей части определять по этикетке, а не на вкус-цвет-запах. А у нас очень часто уже на этикетке содержится недостоверная информация о продукте. Этому мало кто придает значение, а между тем это, на мой взгляд, очень серьезное нарушение.

Увеличивать размер штрафов за реализацию просрочки, по-моему, не имеет смысла. Да, на Западе штрафы за подобные нарушения очень большие – в разы больше, чем у нас. Но там и торговая дисциплина строже, и люди привыкли к совсем другим ее стандартам. У нас же пока просрочка на магазинной полке – обычное дело, и если сейчас зарядить за нее штрафы порядка 300 тысяч рублей, то это будет просто антинародно. Впрочем, хочу уточнить: если речь идет о седых конфетах или прогоркшем печенье, которые выбросишь, и не жалко (точнее, жалко, но только денег) – это одно дело. Совсем другое – просроченные продукты, которые могут нанести серьезный вред здоровью, а то и отнять жизнь, к примеру, мясо, птица, рыба и прочее. Тут, по-моему, можно и нужно штрафовать серьезно, по-драконовски.

Что касается возмещения ущерба потребителю, то тут все еще печальнее. Да, рассчитывать на возмещение можно только через суд, и да, возмещение порой не покрывает даже расходы на поездки в этот самый суд. Купил ты чайник за 600 рублей, через полчаса он перегорел, а ты пошел по инстанциям: только на консультацию ты потратишь не менее 2500 рублей, а там дело пошло-поехало в суд, где у юристов совсем другие расценки. Получается, что закон никак не защищает покупателей товаров с низкой стоимостью – только потребителей предметов роскоши.

Подготовил Иван Орлов