Областная дума: День гибели саратовской промышленности или ее расцвета?

Последняя в уходящем году комитетская неделя в Саратовской облдуме получилась странной. Депутаты много шутили, но делали это как-то нервно. Видимо, еще не отошли от чрезмерно эмоционального внеочередного 37-го думского заседания.

Накануне

За день до плановой работы комитетов была срочно созвана внеочередная дума – надо было вносить очередные поправки в бюджет нынешнего года – пришел очередной транш из столицы. По большому счету, этот вопрос много вопросов не вызвал. А вот следующий вопрос повестки дня перерос в обыкновенный скандал.

Дело в том, что фракция КПРФ предложила внести изменения в областной закон о памятных датах и назначить 21 сентября Днем гибели саратовской промышленности. Именно 21 сентября официально перестал существовать Саратовский авиационный завод.

На заседании профильного комитета законопроект отклонили. Большинство депутатов сочли, что региональная промышленность жива. Но коммунисты – народ настойчивый, и они потребовали обсудить документ на думе. Фракция ЕР дала слабину, за что и поплатилась. Потому что обсуждение вопроса не то, чтобы затянулось, оно превратилось в полноценный митинг в стенах регионального заксобрания. 

Законопроект представлял лидер думских коммунистов Александр Анидалов, владеющий ораторским искусством практически в совершенстве. Три минуты он рассказывал, что промышленность в Саратовской области умерла. Потом последовали вопросы. Депутаты от «Единой России» готовились, и все вопросы к коммунисту предваряли краткие спичи о том, что промышленность в регионе живее всех живых. Анидалов ловко оппонировал. Но, если вопросы единороссов укладывались, как это и велит регламент, в минуту, то отвечал Александр Юрьевич, и это тоже разрешает регламент – три. 

Впрочем, в ходе обсуждения, а это следующий за вопросами этап, члены ЕР тоже защищали областную промышленность по три минуты. Дискуссия накалилась, посыпались взаимные обвинения. Ситуацию попыталась спасти член СР Зинаида Самсонова, которая сказала, что только «Справедливая Россия» не сделала ничего плохого, и предложила голосовать.

Самсонову поддержали, но, как выяснилось, выступить хотел и коммунист Бондаренко. Слово ему не дали, тогда Николай Николаевич начал вещать в принесенный заранее мегафон. Заседание пришлось остановить…

Обращения

Не секрет, что законотворческая работа депутатов достаточно уныла – оригинальные, а тем более серьезные, важные для избирателей законы разрабатываются редко – законодательное поле и региона, и федерации зачищено до предела. Потому как-то засветиться на ниве законотворчества сложно. Исключение тут составляет только Леонид Писной, который постоянно генерирует документы в сфере ЖКХ и строительства, но тут Леонид Александрович – бесспорный профессионал.

Коммунисты нашли выход и из этой тусклой ситуации. Они сочиняют разного рода обращения. Думское большинство их не поддерживает, но, есть подозрение, что на это никто и не рассчитывает.

Итак, в минувшую среду на заседаниях разных комитетов Николай Бондаренко инициировал три обращения. Первое: в Генпрокуратуру о привлечении к ответственности президента Путина, поскольку тот подписал распоряжение об отмене выплат детского пособия в 50 рублей детям до трех лет – а ухудшать положение граждан, в соответствии с Конституцией, власти не имеют права.

Второе – к президенту Путину о списании долгов Саратовской области.

Третье – к губернатору Радаеву с требованием сложения им своих полномочий.

Понятно, все эти предложения сопровождались пространными преамбулами о том, как все плохо, потому что…

Что удивительно, некоторые депутаты от «Единой России» предложенную наживку заглатывали и вступали в дискуссию.

И прочие инициативы

Поскольку на одних инициативах не выедешь, фракция КПРФ разработала два бюджетных законопроекта. А именно было предложено передавать на муниципальный уровень (в первом законопроекте – на поселковый, во втором – на районный) большую, чем сейчас, часть собираемого там НДФЛ и сельхозналога.

Собственно, идея не нова, еще в конце девяностых либеральный политик Владимир Рыжков на одной из лекций журналистам рассказывал, что в идеале бюджет страны должен выглядеть, как равносторонний треугольник, стоящий на вершине, и разделенный двумя параллельными линиями на три части. Меньшая из которых - федеральный бюджет, средняя – региональные, большая – муниципальные. Поскольку не секрет, что люди живут в муниципалитетах, которые и должны обеспечивать населению достойную жизнь.

Федеральный бюджет должен содержать силовые и властные структуры, федеральное образование и здравоохранение, регионы – аналогично. 

Но за последние десять лет бюджетно-налоговое законодательство изменилось кардинальным образом. И чтобы даже в рамках эксперимента в одной области или даже одном районе провести перераспределение налоговых поступлений, надо все скрупулезно просчитать. Какие суммы могут получать районы, какие деньги им надо выделять на выравнивание бюджетной обеспеченности и так далее. А это очень сложная и кропотливая работа, которой коммунисты заниматься не любят.

Короче, после бурной дискуссии большинством голосов законопроект от КПРФ отклонили. Но это не значит, что его не будут шумно обсуждать на думском заседании.

Ольга Насонова