00:09 22 марта 2017 ID (900)
Владимир Путин подписал указ о назначении Валерия Радаева временно исполняющим обязанности губернатора Саратовской области. Мало кто сомневается, что он будет главой региона еще пять лет.
Тем временем первый зампред регионального правительства Александр Стрелюхин напомнил руководителям предприятий о возможной дисквалификации за налоговые задолженности. По его словам, недоимка по налогам составляет на сегодняшний день более 3,8 млрд рублей, которых очень не достает в консолидированном бюджете региона. Поможет ли экономике области ужесточение мер к предприятиям, долги которых накапливаются не от хорошей жизни?
Между тем, к столетию свержения монархического строя в России возобновились дебаты о необходимости вернуть царя на трон. В современном мире, в том числе в развитых странах, как известно, есть примеры различных форм правящих (пусть формально) монархий. Могла ли бы какая-нибудь из них подойти России? Спросим у экспертов – известных, политиков, политологов, общественников, депутатов, журналистов. Они, как всегда, ответят на три вопроса:
1. Какие политические, социально-экономические последствия для Саратовской области следует ожидать от «переназначения» Валерия Радаева?
2. Поддерживаете ли вы ужесточение политики регионального правительства по отношению к предприятиям – налоговым должникам?
3. Каково ваше отношение к возобновившимся дебатам относительно возвращения в России монархического строя?
Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы
1) Не сомневаюсь, что Радаев станет губернатором. Валерий Васильевич уже отработал пять лет, теперь у него есть понимание, как развивается область и куда нужно направить основные усилия. По инициативе Радаева регион принимает участие в ряде программ совместно с федеральным центром. Значит, ему и продолжать. Смена лидера в такое время приведет к торможению всех процессов.
2) Что говорить, рост уровня долгов по налогам - это плохой показатель. Но умысла организаций в этом нет, ни один руководитель не будет сознательно плодить долги. Сейчас на производителей серьезно влияет кризис.
В данной ситуации вопрос вызывают действия властей. Внимание они проявляют исключительно к тем предприятиям, которые официально платят налоги, но сейчас оказались в трудном положении. Их стращают ужесточением мер, в то время как большое число организаций в регионе вообще не платят налогов. Государство предпочитает не замечать их, потому что «вывести из тени» предприятие гораздо трудней, чем «стрясти» долг с законопослушного должника.
В теневом секторе экономики скрываются колоссальные средства, гораздо существенней, чем сумма налоговых недоимок. Именно в этом направлении нужно работать правительству.
3) Когда всерьез обсуждаются такие темы, начинаю переживать за Россию и ее граждан. Россияне постоянно пытаются вернуться к прежним временам, будто не надеясь, что в будущем будет что-то хорошее.
Россия - большая страна, мы должны двигаться вперед, не оглядываясь. В нашей стране, к сожалению, много разговоров о борьбе с коррупцией и эффективной системе управления, но не хватает системной работы в этих направлениях. Царь россиянам не нужен. Нам нужно уважение к самим себе, способность требовать от властей достойных условий жизни. У России есть право на то, чтобы ей грамотно управляли.
Николай ЛЫКОВ, главный редактор информационного агентства «Взгляд-инфо»
1) Решение предсказуемое и логичное. Свидетельствующее об усилении позиций Вячеслава Володина в российской политике. Для Саратовской области это означает укрепление володинского консенсуса - системы отправления власти, которая ориентирована на федеральные возможности, ресурсы и влияние нашего земляка и созданной им формации политиков и управленцев, представленных в Госдуме, структурах правительства РФ и высшего образования. Немногие субъекты страны имеют столь монолитную группу влияния на федеральном уровне, готовую систематически отстаивать интересы региона и помогать областному руководству в хозяйственной деятельности и регулировании бюджетных процессов.
Последнее является конкурентным преимуществом правительства Валерия Радаева и, прежде всего, его финансово-экономического блока.
2) Заявление Александра Стрелюхина о налоговых недоимках прозвучало на фоне обнародования данных о новых многомиллиардных кредитах правительства области и представления прокурора Сергея Филипенко о миллиардной задолженности регионального бюджета перед поставщиками и подрядчиками. На мой взгляд, выступление господина Стрелюхина может служить скорее ответом-декларацией и публичным самооправданием, а не призывом к действию. Классический шум бюрократии в условиях слабого взаимодействия с фискалами и отсутствия эффективных административных рычагов.
3) Разговор этот не имеет никакого практико-политического смысла, если, конечно, не воспринимать его как подготовку общественного мнения к масштабной оптимизации государственной номенклатуры и органов исполнительной и представительной власти на местах. В таком контексте дискуссия полезна. "Зело парламентом король их стеснен", - говорил Петр I во время своего "Великого посольства", оценивая институты европейской демократии.
В России "очень стеснен" сам народ: тем же 131 ФЗ, благодаря которому даже в самом затрапезном хуторе есть глава и депутаты. "Народных избранников" и начальства в стране слишком много: им, активной части населения, заняться бы развитием производства, созданием рабочих мест, словом, экономическим творчеством, а у нас человеческий капитал тратится впустую на казенных совещаниях-коллегиях-заседаниях. "Один с сошкой, семеро с ложкой", - любит повторять фермер Василий Марискин известную русскую пословицу, которая как нельзя лучше характеризует непрекращающуюся реформу государственного и местного самоуправления. Вот почему в редком ныне типе ответственного и честного чиновника, способного, например, построить дорогу и ничего (да быть такого не может!) не украсть, население видит почти что "царя". За такую "монархию" и я готов голосовать на выборах.
Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ
1) Ничего хорошего нас не ожидает! Но можно и пофантазировать... Если исходить из прежней модели поведения Валерия Васильевича, то он будет скромно перерезать ленточки новых детских садиков и торговых центров. Много рассуждать о новых технологиях и их месте в саратовской промышленности. Может быть, сделает оригинальный шаг и предложит строить ракеты Falcon 11 с формулировкой — «чем мы хуже, чем Илон Маск!». Может предложить на базе Саратовской агломерации сделать Поволжскую агломерацию, включив туда регионы от Самары до Астрахани. Разумеется, как современный губернатор, он будет уделять много внимания урбанистике и развитию городов области. В Саратове возникнут проекты многополосных велодорожек и планы по возведению нового трехъярусного пляжа с горнолыжной трассой и стометровым трамплином для прыжков. Будет много разговоров о скором (ну, примерно в 2030—2050-х годах) счастье саратовцев. Ну и, разумеется, будут новые лозунги, типа: «Саратовщина — родина верблюдов», «Из территории развития — к покорению Марса», «Саратов — колыбель культуры»... Да много можно насочинять лозунгов и прожектов. Но это ли работа губернатора?
«Старый» Радаев практически не взаимодействовал с региональными СМИ, ограничиваясь появлением на местной ВГТРК и на страницах «прикормленных» газет. Радаев «новый» вполне может на новом сроке стать вообще медийным затворником и общаться с журналистами только посредством пресс-релизов своей пиар-пресс-службы. А то и вовсе поспособствовать закрытию оппозиционных СМИ «за личной ненадобностью».
А говоря серьезно, Радаев на новом витке своего срока наберет новых кредитов и наверняка достигнет своей «вершины» — разорит регион полностью. Конечно, очень печально жить в Саратовской области в эпоху Радаева, но, увы, как говорится, времена не выбирают!
2) Наверное, поможет, если репрессивный механизм будет работать. Но это же отличный показатель: несмотря на огромное количество надзорных и прочих органов, они, по сути, не работают, раз возникает такая гигантская недоимка, составляющая примерно 7% от доходов регионального бюджета. А это ещё один булыжник в огород свеженазначенного врио губернатора. Ни создать комфортные условия для функционирования экономики, ни даже собрать налоги при помощи огромной армии налоговиков и прочих правоохранителей местная власть явно не в состоянии.
3) Я бы не назвала это дебатами. Скорее это попытка подзабытого ныне Аксенова вернуться на политическую арену, не более. Ну, а славословие Поклонской в адрес предпоследнего российского императора серьезно воспринимать, на мой взгляд, нельзя.
В современной России нет никакого общественного запроса на монархию. Так же, как нет ее и у власти. Зачем? Когда президент и сейчас по своим полномочиям мало чем отличается от императора. Ну, разве что вопрос престолонаследия. Но с этим и при монархии периодически возникают острые вопросы и проблемы, их в истории даже больше, чем передача власти в демократических и даже около-демократических странах.
Печалит больше то, что все это монархическое мракобесие вообще имеет место быть. Как будто и не было ста лет развития страны, а так и живём мы в марте 1917 года. Все эти депутаты, у которых мироточат бронзовые бюсты и они же лечат детей прикосновением, все эти активисты, которые защищают Путина от либерального правительства, словно забыв, что именно Путин сам его и назначил... Все это уже отдает какой-то неадекватностью... И предложение о введении в России монархии у общества не вызывает ни интереса, ни улыбки. Даже ехидных комментариев, по сути-то, и не было! НЕИНТЕРЕСНО!
Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, ветеран гражданского сопротивления
1) Дело, конечно же, не в Радаеве, который является «деталью» в конструкции федеральной власти. Деталью «притёртой», что называется «родной» для неё, но замена которой мало влияет на надёжность, устойчивость и другие характеристики всей системы. Будет ли в губернаторах Радаев, Баталина, Панков или кто-то другой из партии власти – разница только в том, что на красивую женщину телезрителям всё-таки приятнее смотреть и в президиумах, и на обочинах ремонтирующихся дорог, и на сельскохозяйственных угодьях.
А вот если говорить о политических, социально-экономических последствиях, не столько сильно зависящих от Радаева, сколько от «проектировщиков системы, конструкций и путей», то они, думается, будут катастрофическими для России и нашего региона – перспективы не усматриваются ни в чём. Мы по экономическим показателям из второго переходим в третий десяток стран, по большинству социальных – в середине второй сотни…
К тотальной коррупции мы как-то все «принюхались» и лишь выживаем. О развитии страны, регионов, территорий никто речи не ведёт и не собирается – так что критериев эффективности работы всех политических менеджеров из правительства, в губернаторах, мэрах и прочих разночинцах нет, кроме одного – кто сколько сумел скоммуниздить! И уж кто на чём «сидит», кто на разорении армии, науки, промышленности, кто на захвате земель, включая природные заповедники Кумыски, Тянь-Зиня… Остальным 86% населения, не участвующим в «бизнесе», уготована роль «бедных овощей» из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
2) В последние годы в Саратове мы наблюдаем процесс сокращения рабочих мест – останавливаются заводы, которые ещё 5-10 лет назад работали («Аккумуляторный», «Контакт»…), тысячами, десятками тысяч закрываются малые предприятия, саратовцы прекращают легальную индивидуальную деятельность. Налогооблагаемая база сокращается. Те предприятия, что держатся наплаву, вынуждены находить выходы из экономических тупиков посредством «серых» и «чёрных» схем. Ужесточение мер к должникам ровным счётом ничего не даст – нужна конкуренция, а у нас если и могут что-то предложить в структурных реформах, то это объединение, укрупнение. Мне ещё в 90-е приходилось спорить с нашими «менеджерами» - в классических капиталистических схемах во время кризисов центр «сбрасывает» с себя большинство полномочий «вниз» (это касается и власти, и систем управления, и предприятий), предоставляя низовым структурам максимальную свободу и соответствующие условия выживания. «Нет, - говорили тогда «эффективные менеджеры», в большинстве своём из обученных в ВПШ офицеров в отставке, - надо объединять: ларьки и бутики в мощные торговые центры, упразднять территориальные структуры на жизнеобеспечивающих города и веси предприятиях, в дорожном хозяйстве и ЖКХ.
3) Шелупонь, назвавшаяся «элитой», наворовалась и хочет дворянского статуса?! Как наденут фраки, мундиры, ордена, как закатят балы, придворные посиделки..! Может, это и есть тот «наш единственный путь», о котором не устают говорить околокремлёвские политологи? Я не знаю, что у людей в голове, когда весь мир живёт или, по крайней мере, стремится к открытости, когда открываются небывалые возможности, связанные с появлением новых технологий, информационных систем… Вчера на форуме в Касабланке лидеры африканских стран заявили о своих серьёзных намерениях на развитие! Может, и нам как-то с ними помечтать о нашем будущем, о перспективах…
Алексей ИВАНОВ, шеф-редактор информагентства «Общественное мнение»
1) Первое, что нужно сказать: Валерию Радаеву предстоит тяжелое время. Для его предшественников, Дмитрия Аяцкова и Павла Ипатова, второй срок стал настоящим адом, и, учитывая нарастающую конфликтность в региональной элите, мягкий стиль лидерства Радаева и некую скептичность электората, нет оснований предполагать, что на этот раз ситуация будет более благоприятной для главы региона. Второе: «переназначение» стало поражением еще не до конца проявившейся публично, но явно существующей фронды, которая не только делала ставку на альтернативные фигуры, вроде Александра Стрелюхина, но и, казалось, была готова поставить под вопрос ультимативное влияние Вячеслава Володина на политику в Саратовской области. Третье: пока все останется по-прежнему, но за пятилетку все расклады еще успеют десять раз поменяться, поэтому далеко загадывать не стоит. Очевидно, что пока главным ресурсом региона остается лоббистский потенциал саратовской диаспоры в федеральном центре.
2) Долги накапливаются не от хорошей жизни. И меры принимаются не от хорошей жизни. Очень недостает этих денег, как пояснил Стрелюхин, из-за того, что федеральный центр уже после принятия областного бюджета-2017 изъял из него еще 3,5 млрд рублей доходов. Это, честно говоря, уже немного напоминает ситуацию, когда хулиганы-старшеклассники потрошат карманы у «ботаников», забирая мятые десятирублевки, взятые у мамы на обед. Ужесточать дисциплину в такой ситуации – это логично, но это не системные меры. А нужны системные. И сверху.
3) Это не дебаты, а информационный шум. Монархию в России никто не собирается реставрировать, потому что это непрактично и неумно. Есть много других способов сохранить власть и обеспечить ее преемственность. К тому же монархия работает только в крайне религиозном обществе, а наш народ трудно назвать таковым. Другое дело – построение сословной аристократии. Этот процесс идет полным ходом.
Людмила БОКОВА, сопредседатель Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта, член Совета Федерации ФС РФ
1) За последние пять лет в Саратовской области под руководством губернатора были достигнуты высокие показатели в сельскохозяйственной сфере, промышленности, реализуются комплексные программы по созданию комфортной городской среды и в целом растет инвестиционная привлекательность региона. Да, по некоторым позициям, например, по программе переселения граждан из аварийного жилья, в регионе есть отставание, но губернатор доказал, что настроен на плодотворную и продуктивную работу.
2) В каждой сфере должна быть четкая стратегия работы, со всеми деталями и экономическим обоснованием того или иного решения. Для начала нужно разобраться в причинах, по которым образовалась задолженность по налогам в каждом конкретном случае, чтобы меры, принятые правительством, были действительно эффективными.
3) У нас свободное государство, поэтому нет ничего удивительного, что в определенных кругах подобные вопросы возникают и дискутируются. «Применять» монархические формы к современной России можно исключительно в сослагательной форме. Реальность такова: Российская Федерация – демократическая страна с республиканской формой правления.
Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор информационно-аналитического портала «Богатей-онлайн»
1) Я тоже не сомневаюсь, что при существующей системе тотальной фальсификации выборов Радаев в сентябре получит 62,2 % голосов. К тому же известно, что этому будет способствовать и так называемый избирательный фильтр, полностью контролируемый «Единой Россией».
И уж тем более вполне предсказуемы политические и социально-экономические последствия избрания Радаева на новый срок. В этом отношении ни в регионе, ни в целом по стране (имеются в виду выборы президента) ничего не изменится, а станет только хуже, поскольку при существующем режиме нет никакой надежды повлиять на отрицательные тенденции.
Переломить ситуацию в лучшую сторону может только смена верховной власти. И это обязательно будет. Вопрос только в том, каким образом это произойдет. На мой взгляд, как всегда в России, путем «дворцового переворота», как это, кстати сказать, случилось в 2012 году, когда Радаев занял место свергнутого Ипатова. Правда, при таком развитии событий нельзя не учитывать и тот факт, что смена губернаторов отнюдь не пошла на пользу региону, а как раз наоборот.
2) Если учитывать наличие теневой экономики, которая имеет устойчивую тенденцию к разрастанию, приведенная А. Стрелюхиным цифра недоимки весьма занижена (понятно, что данные спускает Саратовстат, который, если и имеет в виду эту самую теневую экономику, то, скорее всего, весьма приблизительно, поскольку это «тайна за семью печатями»).
Другой вопрос, возможно, философский: а зачем тем же предприятиям напрягаться и выходить из тени, увеличивая налоговые отчисления с фонда зарплаты и даже с прибыли, когда их львиная доля уходит в феодальный (я не оговорился) центр?
В таких условиях серьезно говорить о так называемом «ужесточении мер к предприятиям» вообще не приходится. Да и нужды в этом у областного правительства, я думаю, особой нет, поскольку чиновники прежде всего думают о собственном кармане и собственной репутации, а не о благе Отечества или отдельно взятого региона.
3) Так называемые монархии в развитых странах (Великобритания, Швеция и т.д.), как известно, носят чисто декоративный или представительский характер. России, исходя из истории прошлого, это вряд ли подходит, поскольку вот уже много веков большинство нашего населения живет и дышит патернализмом – устойчивым убеждением, что «царь – хороший, бояре – плохие».
В демократически развитых странах наличие короля или королевы никак не сказывается на общей в стране ситуации с правами человека и с другими демократическими институтами, закрепленными в конституциях.
У нас же президент, обладая большими полномочиями, становится формально монархом, по сути, продолжает быть диктатором. Этакая смесь западно-европейской «традиции» и явных примет восточной деспотии.
Дмитрий ПЬЯНЫХ, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР
1) Назначение Валерия Радаева исполняющим обязанности еще ни о чем не говорит. Президент доверил ему управление областью только до дня голосования, это не значит, что Валерий Васильевич проведет еще пять лет в должности губернатора. Это значит только то, что за предвыборный период он в ранге исполняющего обязанности главы региона должен доказать свою состоятельность, показать умение работать, организовать команду, чтобы жители его избрали. Чтобы стать главой региона, на этот раз Валерию Васильевичу не достаточно только лишь назначения, ему нужно будет получить доверие избирателей. Что в сложившейся ситуации будет достаточно сложно. К тому же ЛДПР готова предоставить серьезного оппонента, который составит конкуренцию на выборах. Нас всех ожидает серьезная борьба.
2) Однозначно согласен с тем, что налоговая дисциплина должна повышаться и стать хорошим трендом для предприятий. 3,8 млрд рублей - это более 5% бюджета Саратовской области. Это огромные деньги, и я уверен, что большая часть из них - это вовсе не долги предприятий, которые находятся в тяжелом экономическом состоянии. Если на это обращает внимание руководство регионального правительства, значит, имеют место быть систематические нарушения по выплатам. Поддерживаю предложение Александра Стрелюхина, уверен, что ужесточение мер поможет закрыть проблемные направления в бюджете, связанные с социальной сферой и региональными программами.
3) Конечно, монархия могла бы подойти России. Лидер нашей партии Владимир Жириновский не единожды высказывался за возвращение монархии в представительской форме, но без участия в управлении. Все мы прекрасно знаем, что в период Российской империи наша страна имела прекрасную экономику, население было одним из самых многочисленных, плюс прекрасное географическое расположение. Россия многие века жила при монархии, и думаю, что возвращение к монархии в представительской форме не помешало бы.