Михаил Блинкин: российские автолюбители перейдут на китайские машины и «секонд-хенд»

«Репортер64» продолжает обсуждать ситуацию в российском автопроме. Чего ожидать нашим автолюбителям в ближайшем будущем? Комментирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

- Что касается автотранспорта, то тут нужно помнить о его разных сегментах. Есть личные автомобили, то есть автомобили домохозяйств, есть огромный сегмент грузового автотранспорта, задействованного, например, в торговых логистических цепочках, и есть общественный транспорт. Применительно к личному автотранспорту мы столкнемся с его старением, будем активнее задействовать «секонд-хенд», будем покупать китайские автомобили, которыми до того пренебрегали, будучи избалованы европейским автопромом.

Но это все проблемы народного потребления, а есть ведь и проблемы в жизни городов. Да, в производстве очень многих автобусов, троллейбусов и трамваев мы достигли серьезных успехов, но весь этот прогресс был достигнут за счет импортных комплектующих. Причем речь идет о ключевых вещах: коробка передач, движок – в автобусах, системы электропривода и электроники – в трамваях. Соответственно, все эти цепочки поставок сейчас прервались, а единственный наш импортонезависимый автобус – «пазик». Так что ситуация существенно ухудшится, и мы снова откатимся назад.

Очень большие сложности ждут нас и с грузовым парком. Он весь состоит либо из импортных автомобилей, либо из отечественных с зарубежными комплектующими. Та же ситуация с комплектующими и в вагоностроении, причем всех видов – вагонов для электричек, метропоездов, трамваев. Да, здесь в последние годы тоже достигнут огромный прогресс, но с комплектующими та же ситуация.

Конечно, это так не только у нас, но и во всем мире, но нам от этого не легче. Единственный выход – искать пути импортозамещения. Но надо понимать, что импортозамещение без кооперации с мировым мейнстримом вряд ли возможно. Пока у нас остаются, так сказать, китайские партнеры, но и с их стороны речь идет, конечно, не о братской помощи, а о коммерческом сотрудничестве, и они будут делать только то, что выгодно им.

Впрочем, коммерческое сотрудничество – здоровый путь развития экономики. Так что свои китайские запчасти к своим китайским автомобилям они поставлять, конечно, будут. А вот левые запчасти, например, к мерседесам мы от них получим вряд ли. Не думаю, что они будут так подставляться перед своими западными партнерами ради России.

Иван Орлов