08:26 22 февраля 2017 ID (666)
Скандал в Общественной палате Саратовской области удивляет в первую очередь тем, что за спинами конфликтующих стоят одни и те же силы. То есть начались некие тектонические процессы, суть которых проявится позже. А пока никакой конспирологии – только факты.
Спикер ОПы Александр Ландо и рядовой член палаты Светлана Мартынова конфликтуют давно. Более двух лет назад заслуженный юрист России уже пытался выдавить общественницу из ОПы, на одном из заседаний даже ставился вопрос об исключении дамы из палаты. Но голосов не хватило. При этом сам Александр Соломонович тогда уверял, что изгнания Мартыновой он не желал, а хотел лишь, чтоб она извинилась…
Новое столкновение произошло на фоне критики деятельности суда Саратовской области, прямо и косвенно задевающей фигуру главы ведомства Василия Тарасова. Пока Светлана Мартынова и группа быстрого реагирования Александра Ландо действовали каждый по своему направлению, все было тихо. Но стоило общественнице помянуть в своих речах дело, к которому проявляет интерес Ландо, как последовал симметричный ответ.
Но обо всем по порядку. 11 января на судебном заседании по делу арбитражного управляющего Дмитрия Миненкова, подозреваемого в хищении 100 миллионов рублей, появилась большая группа поддержки, ядро которой составляли члены Общественной палаты региона. Случай, надо сказать, беспрецедентный, ничего подобного ранее не случалось.
Когда суд отклонил жалобу адвокатов и оставил Миненкова под стражей, раздались недовольные возгласы, в том числе «Судью на мыло!» Но через 6 дней арбитражного управляющего выпустили под домашний арест. Причем о том, что решение будет именно таким, стало известно заранее. Не помню, кто из коллег сообщил мне о том, что Миненкова отпустят. Но знал я об этом за несколько дней до судебного заседания. Общественность поздравляла друг друга. Саратовские издания обошли трогательные кадры объятий недавнего узника с женой. Что там говорить – всегда приятно видеть, когда человека выпускают из-за решетки. При условии, что он не закоренелый преступник.
Тогда же в январе Светлана Мартынова призывала земляков подписать петицию с требованием отставки Василия Тарасова. В тексте говорилось о семейственности, которую развел Тарасов, и деградации системы правосудия в Саратовской области в целом.
«Судебная система области с каждым годом все более коррумпируется. Одним из самых убедительных и ярких примеров существования этого порока стал судья Владимир Стасенков, заподозренный в получении взятки в размере 15 миллионов рублей и задержанный сотрудниками ФСБ.
Все чаще в прессе говорят о существовании некоего «прейскуранта», помогающего в короткие сроки получить условно-досрочное освобождение, сократить срок наказания или перевестись со строгого режима в «санаторные» условия колонии-поселения…»
Это из той же петиции, которую на сегодня подписало 523 человека.
Скандальный виток в нападках на судебную систему появился 9 февраля, когда на митинге протеста против безнаказанности судей Мартынова привела в числе прочих сомнительных дел процесс над Дмитрием Миненковым. Вот тут Ландо не стерпел.
Уже на следующий день от имени Общественной палаты ее спикер сделал заявление, которое размещено на сайте ОПы.
«В последнее время член Общественной палаты Саратовской области С.А. Мартынова, по свидетельству СМИ, выступает в роли организатора и вдохновителя публичных акций разного рода, направленных против действующей в Саратовской области системы правосудия. При этом С.А. Мартынова, не будучи на то уполномоченной, использует свой статус члена Общественной палаты Саратовской области.
Так, во время своих публичных выступлений С.А. Мартынова для достижения своих политических целей использует имя Дмитрия Миненкова без согласования с ним и его родственниками. Такого права ей делегировано не было.
Заявляем, что к этой деятельности С.А. Мартыновой Общественная палата Саратовской области не имеет никакого отношения.
Ранее мы уже предупреждали С.А. Мартынову о недопустимости подобного поведения, а также о том, что нельзя представлять себя правозащитником, не имея необходимых правовых знаний и компетенции.
Считаем необходимым также заявить, что причиной столь бурной активности С.А. Мартыновой является ряд личных интересов, для удовлетворения которых она пытается оказать давление на судебные органы.
Такие действия недостойны звания члена Общественной палаты Саратовской области и не соответствуют принятому палатой Кодексу этики».
Оперативно отреагировал на случившееся некто Алексей Дробот, руководитель «Общественного комитета противодействия коррупции». Он написал на имя прокурора области Сергея Филипенко заявление с просьбой проверить законность действий председателя региональной Общественной палаты. По мнению Дробота, Ландо оказал на Мартынову неконституционное давление.
Следом выступила и сама Мартынова, которая распространила комментарий в СМИ. По ее словам, она присутствовала на митинге, но… «Никаких заявлений от имени Общественной палаты Саратовской области мной не делалось. Отмечу, что статус члена общественной палаты не лишает меня моих конституционных прав на формирование собственного мнения, его свободное выражение и участие в публичных мероприятиях, а, наоборот, возлагает на меня дополнительные обязанности по содействию в защите подобных прав другими гражданами. Могу ответственно заявить, что вышеуказанное мероприятие, вопреки сделанным утверждениям, не носило ни антигосударственный, ни антисудебный характер, не преследовало цели оказать давление на суд по каким-либо делам».
Как бы то ни было, на этой стадии подключились уже и силовые структуры. По информации в СМИ отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК по Саратовской области проводит проверку по факту вмешательства неустановленными лицами в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (часть 1 статьи 294 УК РФ). Речь идет именно о деле Миненкова и флешмобе, которые устроили общественники. Многим из них даже не хватило места в зале заседаний.
В действительности, очень похоже на то, что обоих общественников используют втемную, чтобы добиться отставки председателя облсуда Василия Тарасова. Ведь чем больше шума вокруг саратовской судебной системы, тем лучше.
Кому это на руку, догадаться нетрудно, а вот какие будет иметь последствия, сказать трудно. Ведь есть и еще один важный момент – все описанные выше события развиваются именно теперь, когда со дня на день будет принято решение о том, кто станет губернатором Саратовской области на ближайшую пятилетку. И, конечно, повышение градуса политической напряженности в регионе не на руку действующему губернатору Валерию Радаеву. Уж он-то точно не скажет спасибо тем, кто заварил всю эту кашу.
Владимир КРАМСКОЙ