Максим Едрышов: угроза пожизненного лишения прав вызовет лишь острое желание договориться

Как сообщил «Коммерсант», вице-премьер России Марат Хуснуллин поручил правительству разработать предложения по введению уголовной ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, Хуснуллин предложил пожизненно лишать прав тех, кто повторно сел за руль в нетрезвом состоянии.

«Репортер64» пообщался на данную тему с главой «Федерации автовладельцев России» Максимом Едрышовым:

- Пожизненное лишение прав обычно вызывает у водителя и инспектора ДПС одно желание – договориться. При этом каждый из них будет понимать, что точка невозврата где-то совсем рядом. То есть, с точки зрения коррупции это будет не самое лучшее решение. К большому сожалению, российские гаишники регулярно берут денежные средства от водителей. Это общеизвестный факт.

Безусловно, проблема существует и ее надо как-то решать. С моей точки зрения, просто ужесточением наказания мы уже ничего не добьемся. Сейчас законодательство достаточно хорошо построено: есть уголовная ответственность за повторное вождение в пьяном виде, существенно увеличены сроки лишения за ДТП в состоянии опьянения с тяжкими последствиями.

Возможно, стоит пересмотреть всю систему и, к примеру, дифференцировать наказания за управление в состоянии опьянения в соответствии со степенью опьянения. Наркологи должны будут подсказать, какие пороги следует установить.

Если мы посмотрим на европейский опыт, то, как правило, там опьянение делится на три части. Чаще всего во многих странах за «легкое состояние опьянения» наказывают большим денежным штрафом. Я считаю, что при этом также следует не отдавать автомобиль нарушителю, пока он не оплатит штраф.

«Среднее опьянение» - тоже большой штраф плюс лишение права управления. Ну а когда человек не то что ехать, но и ходить уже не может, предусмотрено реальное лишение свободы.

Мне кажется, такая система будет гораздо эффективнее. Ведь любое ужесточение наказания лишь на время вызывает снижение количества правонарушений, потом все возвращается. Ни один пьяный водитель перед тем, как сесть за руль, не прощается с женой со словами «вдруг двоих собью и 15 лет дадут». Мы всегда размышляем о каком-то «великом русском пути» в области безопасности дорожного движения. Но никакого русского пути нет, нужно просто исследовать и анализировать то, что делали в других более автомобилизированных державах и перенимать наилучший опыт.

Плюс ко всему, государство должно пропагандировать правильное поведение на дороге. Это достаточно долгий процесс, он не даст мгновенного результата, но может дать его через несколько лет. Подрастет молодое поколение водителей, которое будет четко осознавать, что бухать за рулем нельзя, и вообще ПДД надо соблюдать.

И самое главное – мы должны стремиться к обеспечению неотвратимости наказания. Вода камень точит. Я искренне убежден, что если, например, руководители силовых ведомств захотят пресечь пьяное вождение, то у них это получится. Явления, когда у нас в соответствии с законом нельзя привлечь, например, сотрудника прокуратуры, так как инспектор ДПС не имеет права направить его на освидетельствование, это порочная практика. Многие воспринимают это как очередную льготу, которую дает им государство. Это неправильно, с такими людьми надо прощаться, а для этого нужна воля руководителей, которой пока, по непонятным мне причинам, нет.

Иван Орлов