Максим Едрышов: «Протест саратовских таксистов будет эффективен, если соберет достаточно участников»

Нападение агрессивного пассажира на водителя такси в ночь с 23 на 24 февраля стало последней каплей для саратовских представителей профессии, возмущенных политикой агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», в связи с чем они планируют провести акцию солидарности под названием «Брат за брата». Суть заключается в том, что недовольные «низкими ценами и рабскими условиями труда» водители будут игнорировать заказы от агрегаторов со 2 по 5 марта. 

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал руководитель «Федерации автовладельцев России» Максим Едрышов:

- Я думаю, что «рабские условия» - вполне подходящее выражение. Действительно, таксист должен заправлять машину, поддерживать ее техническое состояние, отчислять комиссионные агрегатору, которые могут доходить и до 30%, поэтому ему остается не так уж и много.

Чтобы заработать на достойную жизнь, таксисту приходится работать далеко не 8 часов, которые положены по Трудовому Кодексу, а порой и по 15 часов. Такая переработка сказывается и на здоровье таксиста, и, самое страшное, на безопасности дорожного движения. Утомленный водитель легко отвлекается, может не заметить пешехода, может даже просто заснуть за рулем. 

Мне кажется, подобная протестная акция может быть эффективной только при условии ее массовости. Если к ней присоединятся два десятка водителей, то их заказы просто с удовольствием разберут коллеги, и никто не заметит никакого протеста. 

Отсутствие законодательного регулирования – вот основная причина проблем. Неплохо было бы установить законом, например, минимальную почасовую ставку оплаты труда водителя, или ответственность агрегаторов, которые сегодня могут позволить себе диктовать цены на услуги перевозки пассажиров. 

Но пока рынок агрегаторов действует безответственно. Особенно когда федеральный агрегатор выходит на региональный рынок и старается по максимуму привлечь к себе потребителей, начиная демпинговать. 

Впрочем, некоторые агрегаторы пытаются урегулировать ситуацию с переработкой водителей, например, ограничивают рабочую смену 8-10 часами. Но водители легко обходят эти ограничения, и не от хорошей жизни. Конечно, пассажирам нравится низкая цена поездки, но как при таких ценах водителю иметь достойный заработок? Пока баланс между этими двумя интересами не найден, водители покупают вторую симку, или работают сразу на нескольких агрегаторов без перерыва между сменами. 

Теперь о скандальной истории, которую вы упомянули: я вообще не понимаю подобного не просто агрессивного, но и безответственного поведения пассажиров – родителей ребенка. Водитель просто обязан был отказаться перевозить его без детского кресла – такая услуга была бы небезопасной. 

Получается, он по долгу службы спас ребенку жизнь – и он же получил за это по лицу. По запросу полиции агрегатор, я уверен, в обязательном порядке выдаст сведения об этих агрессивных пассажирах. Что же касается того, кто больше проявляет агрессию, а кто от нее страдает – водители или пассажиры – то все они могут быть в равной степени неадекватны. И те, и другие – обычные люди, а их поведение является показателем культуры общества, а если точнее - отсутствия этой культуры.

Подготовил Иван Орлов