12:01 05 октября 2016 ID (190)
Трудно было ждать от нового состава Саратовской городской думы конструктивной работы на благо жителей областного центра, и все-таки неприятно было наблюдать за тем, как народные избранники бьются за место под солнцем во время формирования постоянных думских комиссий. Это случилось на третьем внеочередном заседании думы, состоявшемся 4 октября.
Собственно и битвой это не назовешь, поскольку единороссы, имея огромный численный перевес над оппозицией, двух коммунистов (Геннадия Турунтаева и Александра Анидалова) и ЛДПР-овца (Антона Ищенко) попросту задавили. (Эсер Максим Самсонов пока, кажется, слова не брал ни разу.)
Происходило это так. Заявления в наиболее интересные комиссии (по бюджетным вопросам, промышленности и ЖКХ) написали многие. Но на голосование выносился список, предложенный кем-то из представителей партии власти. И оказывалось, что в нем нет либо Анидалова, либо Ищенко, а чаще – обоих. Что доказывает, что именно этих депутатов «ЕР» боится более всего. И то верно – только их руки и поднимаются, когда спикер думы Сергей Наумов интересуется, есть ли у кого-то вопросы. Первое заседание «благодаря» Ищенко и Анидалову продлилось пять часов. Второе, на котором было лишь два вопроса, - полтора часа.
Из уважения к возрасту Геннадия Турунтаева коммуниста записали сразу в две комиссии – по промышленности и ЖКХ. Но из первой Турунтаев самоликвидировался.
Ничего другого ожидать не приходилось. Думаю, оппозиция тоже ни на что другое не рассчитывала. И даже ответы на вопросы, которые задавали оппонентам Ищенко и Анидалов, были предсказуемы.
- А кто решил, что один депутат, как Олег Комаров, заслуживает присутствия сразу в трех комиссиях, а тот же Ищенко – ни в одной? – вопрошал Анидалов.
А ему отвечали: вносите свои предложения, кто ж вам не дает. А потом этот вопрос ставился на голосование, и предложение Анидалова не проходило. С другой стороны – а что еще остается делать оппозиции, как не задавать вопросы? Этими вопросами они, на мой взгляд, и раскрывают жульническую сущность некоторых своих коллег.
Вот, например, Антон Ищенко ссылается на опыт Госдумы, где у единороссов тоже подавляющее большинство, но целых тринадцать портфелей председателей комитетов они отдали трем другим парламентским партиям. Вот бы и в Саратове так! Но Ищенко дали понять, что в Саратове так не будет.
По итогам тайного голосования были избраны председатели пяти постоянных комиссий. Ими стали Владимир Попков (комиссия по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам), Анатолий Серебряков (комиссия по промышленности, транспорту, связи, торговле), Алексей Полянский (комиссия по градостроительству, ЖКХ, архитектуре земельным ресурсам), Александр Янклович (комиссия по местному самоуправлению, законности, защите прав населения), Николай Островский (комиссия по вопросам социальной сферы).
Интересный момент. На втором заседании гордумы Антон Ищенко предложил депутатам, которые являются еще и директорами муниципальных предприятий и учреждений, сложить с себя полномочия руководителей МУПов. Замечание было резонным. По мнению Ищенко, руководитель МУПа должен заниматься вопросами своего предприятия, а не на думе штаны просиживать.
- Руководишь ты, например, «Водостоком», ну иди и руководи, - сказал Ищенко, имея в виду Александра Янкловича.
Герою России такой пассаж пришелся не по вкусу. Показалось даже, взвизгнул. И попросил прокуратуру считать заявление Ищенко попыткой ограничить его права, как депутата гордумы.
Но чудо чудное – прошло три дня, и Янклович действительно решил сложить с себя полномочия главы МУП «Водосток». По причине ухода на постоянную работу в думу. Только почему-то не сказал Ищенко спасибо за хорошую идею.
С «Водостоком» Янклович прощался, будто уходил из большого спорта. Кстати, в хоккее и волейболе есть традиция – выводить номер заслуженного игрока из обращения и вешать его майку под сводами игровой арены. В «Водостоке» могли бы подвесить пиджак Янкловича. Или брюки. Почему нет? Неужели не заслужил?
Второе заседание, к слову, вообще веселым выдалось. Депутатам предстояло утвердить штатное расписание думы. Выяснилось, что у думы есть десять автомобилей, но водителей на них не хватает. Предлагалось, естественно, каждому авто дать по водителю. Ищенко не согласился. Он предложил оставить две машины. Обосновал так: депутаты по своим делам могут ездить на личных авто. Люди они преимущественно обеспеченные, это и будет их вкладом в дело экономии бюджетных средств. А клерки из аппарата думы вполне могут воспользоваться прекрасно работающим общественным транспортом. При этом лишние машины можно продать, а деньги потратить на что-нибудь важное и нужное для горожан.
По залу пробежал ропот. Впрочем, думское большинство опомнилось быстро. Поставили вопрос на голосование и смело его отклонили. Десять водителей будет. Турунтаев поинтересовался, смогут ли депутаты пользоваться этим транспортом для выездов к избирателям. Сергей Наумов сказал, что это не вопрос. Написал заявку и бери тачку.
Ищенко раздухарился, когда заговорили о количестве комиссий. Было четыре, стало пять. Но надо бы и шестую учредить. Поскольку должны же на какой-то комиссии депутаты говорить о поддержке предпринимательства, инвестиционной политике и инновациях, туризме.
Опытный депутат Виктор Марков напомнил Ищенко, что в гордуме объемы работы поменьше, чем в Госдуме. Да и полномочий не густо. К тому же многое изменилось с тех пор, когда придумали, например, комиссию по промышленности. Где она – промышленность-то?
Но Антона Ищенко было уже не остановить. Мало органов, мало вопросов, которые могли бы обсудить депутаты. Вот, скажем, администрация Саратова не так давно представила стратегию развития Саратова до 2030 года. Наверняка и депутаты хотели поделиться своими соображениями на этот счет. Но где они могут это сделать? Вот бы президиум какой создать или еще одну комиссию…
Дмитрий Кудинов к новоприбывшему депутату-оппозиционеру был снисходителен. Вы, говорит, пишите свои предложения. А рассмотреть их может любая комиссия.
Печальный Турунтаев поинтересовался зарплатами председателей постоянных думских комиссий. Высоки ли? И этично ли депутатам получать такие деньги?
Точного ответа коммунист от зампреда думы Виктора Малетина так и не получил. Тот долго юлил, призывал на помощь юристов. Наконец, ему подсказали правильный ответ: расходы бюджета не увеличатся.
В начале второго заседания были вручены знаки отличия двум Почетным гражданам Саратова – Анатолию Семенову и Александру Демченко, звания которым были присуждены за выдающиеся достижения в спорте и выдающиеся заслуги в исследовании художественной культуры Саратова.
А в «Разном» слова попросил Александр Анидалов, который обратился к главе администрации Саратова Валерию Сараеву. Коммунист попросил чиновника объяснить, как так получается, что единороссы, если захотят, могут провести свою политическую акцию хоть у стен консерватории. А представителям КПРФ предлагают один-единственный сквер на улице Благодарова, что, как вы понимаете, центром города не назовешь.
Коммунисты направляли массу заявок. Но в администрации, по словам Анидалова, отвечали довольно цинично. Мол, не разрешим. Может, мы в этом месте завтра благоустройством будем заниматься.
- Вы понимаете, что такими действиями загоняете нашу партию в подполье? – спросил выступающий. – Какая в этом необходимость?
Валерий Сараев тут же включил… ну скажем, честного чиновника. Как?! Да ведь Благодарова – это прекрасный район, там замечательный парк площадью почти два гектара. Митингуй – не хочу!
Анидалов как раз и сказал, что коммунисты там не хотят. На лужайке Кумысной поляны тоже теоретически можно митинг провести, но кто ж на него придет? Им бы в центре, как единороссам.
Сараев опять включился:
- На те места, куда вы заявлялись, были объективные причины отказа. Пожалуйста, вы можете обжаловать решение чиновников. Никто вас в подполье не загоняет. Обращайтесь. Ну кто же виноват, что когда вы писали заявления, у нас проводилась неделя урбанистики.
Олег Комаров заговорил о подъездах к школам. Стыдно ему перед избирателями, чьи дети ходят в школы, где нет асфальта. Надо эту работу в 2017 году сделать, полагает Олег Константинович.
На приведение в порядок стадиона «Сокол» необходимо 56 миллионов рублей, а заложено было сто тысяч. С Дворцом бокса надо что-то решать.
Сараев подхватил тему. Асфальтового покрытия нет и на подъездах ко многим детским садам. Сейчас чиновники готовят реестр дворовых территорий. В конце октября глава администрации обещал доложить по этому вопросу. Что же касается стадиона, то источник финансирования найден.
На третьем заседании депутаты доказали, что ничто человеческое им не чуждо. Сергей Наумов поздравил Алексея Березовского с тем, что у того родился внук. Спикер думы заметил, что теперь Березовский стал настоящим дедом, поскольку на свет появился пацан – а, значит, наследник и продолжатель семейных традиций.
Ну а потом началось то, о чем мы уже рассказали – формирование комиссий. Кстати, с первых же шагов думцы оказались в патовой ситуации. Поскольку предложения по составам комиссий необходимо было пропустить через комиссию по МСУ, а ее-то как раз расформировали. Теперь будет комиссия по МСУ и комиссия по вопросам социальной сферы. В какой-то момент депутат Анидалов предложил: раз уж мы все равно немного нарушаем регламент, может, поправим сами себя и увеличим численный состав комиссии по ЖКХ, куда так хотел попасть Антон Ищенко, с 15 до 16 человек. Но разумное предложение сторонников не нашло.
Тогда Геннадий Турунтаев обратился к Олегу Комарову с предложением уступить одну комнату и начать принимать пищу в спальне. Ну то есть отказаться от места в озвученной комиссии. Комаров отказался. Он будет оперировать в операционной, а кушать в столовой!
Зачитал Малетин состав очередной комиссии – по соцсфере. А там – одни единороссы.
- Сколько в комиссии представителей «ЕР» и есть ли там оппозиционеры? – спросил Ищенко.
Малетин огрызнулся. Мол, он не обязан этого знать. Тот же Ищенко мог перебежать в другую партию, что он – следить за всеми должен?
Но тут случился конфуз. Янклович спросил: а подавал ли кто-нибудь из оппозиционеров заявление о включении его в комиссию по соцсфере? Выяснилось, что никто ничего не подавал.
- Ну и все, какие могут быть вопросы, - довольно резюмировал Янклович.
А я вот о чем подумал. Сколько же по времени будут длиться заседания гордумы, на которых депутаты будут рассматривать по 10-15 вопросов? Боюсь, в ночь будут уходить народные избранники.
Константин СЕРОВ