Кто спасал от голодной смерти детей Поволжья: эпизод из истории особняка Шерстобитова

Особняк купца Шерстобитова на ул. Сакко и Ванцетти, 45 построен в 1910-х годах - гласит табличка на фасаде здания. Был в истории этого дома период, когда там располагалось представительство Международного союза помощи детям. Два года и тысячи спасенных от голодной смерти детей.

1921 год: в Советской России – голод, эпицентром которого стало Поволжье. Помощь голодающим оказывают, в том числе, иностранные благотворительные организации. 

1

На этом фото – сотрудники английской благотворительной организации «Международный союз помощи детям» (МСПД), на крыльце того самого особняка Шерстобитова. Тогда улица называлась Большая Кострижная, а номер дома был 45. До приезда англичан в этом доме жил доктор Мордвинкин, справа на фасаде дома – табличка с его именем. В сентябре 1921 года, накануне приезда иностранцев, власти, чтобы расквартировать их, выселили его в одноместный номер гостиницы, полный насекомых. 

Все началось с Дома Офицеров

Первые 32 вагона с продовольствием от МСПД поступили в Саратовскую губернию 20 октября 1921 года. А первая английская столовая открылась в Саратове 25 октября, в Народном дворце (ныне Дом Офицеров). Гуманитарные грузы шли по ж/д дороге и по Волге – в Хвалынск, Вольск, Марксштадт (Маркс), Пристанное и Камышин. У англичан было 11 распределительных баз по всей губернии: одна в Саратове и 10 в уездах.

Сначала англичане обеспечивали питанием только детей и кормящих матерей. Но по мере усиления голода, с марта 1922 года, начали кормить и взрослых. В 1921–1922 годах в Саратовском регионе помощь МСПД получали около 150-200 тыс. человек. Эта организация была лидером по питанию детей среди всех иностранных филантропов, работавших тогда в Поволжье. В октябре 1922 года она содержала 94% всех детей губернии, получавших иностранную помощь.

В английских столовых было три вида меню, чередовавшихся в течение недели. Там использовали продукты, которыми не кормили в государственных столовых, - какао, молоко, рис, фасоль. Что касается какао, то для тех времен это был настолько редкий продукт, что большинство детей впервые попробовали его благодаря помощи иностранцев. В день выдавалось одно блюдо – пол-литра супа или каши и 100 грамм белого хлеба. Также в месяц выдавалось 100 грамм мыла на человека. Были инструкции с подробным указанием, как готовить пищу. Поварам предписывалось работать в колпаке и переднике с безукоризненно чистыми руками, скамейки, полы, окна должны быть чисто вымыты, а кормящимся обеспечен доступ к книге жалоб. Персонал столовых набирался из местных жителей по принципу – 20 работников на 1000 кормящихся детей. 

Если организовать столовую не получалось, продукты выдавались на дом. Главам голодающих семей давали карточки, в которых делалась отметка о выдаче продуктов и размере пайка. Раз в две недели глава семьи приезжал за продуктами на всех домочадцев. Выдача еды на дом также практиковалась в детских столовых в период холодов, из-за отсутствия у большинства детей теплой одежды и обуви они не могли приходить туда. Также на дом продукты получали малыши в возрасте до 4-х лет и больные дети.

Помощь дети получали по рекомендации властей. Ее предоставляли как детям «трудового населения», так и детям неработающих граждан. После обращения родителей в органы Советской власти на ребенка составлялась анкета, эти данные передавали иностранцам. Руководитель иностранной столовой, учитывая рекомендации, выдавал ребенку карточку на ежедневное питание. Выдавали их с 20 по 25 число месяца, чтоб с началом месяца карточка уже была на руках у ребенка, он мог получать еду. После получения пайка карточка обрезалась – знак того, что еда выдана. Если к концу дня на кухне оставались излишки, их выдавали детям, которых не было в списках – эти дети приходили в столовые в надежде получить что-либо. Можно только догадываться, что чувствовали работники столовых, когда распределяли остатки и были вынуждены делить детей на «совсем голодных» и «слегка голодных». 

Англичане также устраивали детям праздники – на Новый год в столовых устанавливалась елка и чаепитие.

Бриллианты в конвертах и свинец в мешках

Англичане работали в губернии до августа 1923 года. Накануне их отъезда Советские власти начали борьбу с «мародёрством». Утверждать, что все иностранцы промышляли этим – нельзя. Но отдельные эпизоды встречались. Например, один из сотрудников Международного союза помощи детям пытался отправить жене в Англию письмо с бриллиантовым кольцом, чтобы она продала его вдвое дороже, чем оно было куплено. В дальнейшем он планировал повторить это, чтобы разбогатеть. 

Была и другая стороны медали: воровство иностранных грузов. В декабре 1921 года украли 6% продовольствия, поступившего в адрес МСПД из-за границы, – и такие примеры были не единичны. В дороге терялось 2-3% грузов - не только из-за воровства, но и из-за повреждений упаковки. Чтобы хищения не бросались в глаза, продовольствие заменяли тяжелыми предметами. В бочке с салом, прибывшей в село Урбах Автономной области немцев Поволжья, оказался 16-килограммовый кусок чугуна. 

Продукты воровали и из столовых: в декабре 1921 года на двух кухнях Саратова служащими были украдены почти все продукты, после чего они появились на рынках, в магазинах Саратова и уездов.

Власти пресекали воровство. Уличенные сотрудники кухонь увольнялись и предавались суду, расследованием подобных дел занималась губернская ЧК. В столовых иностранного питания выставляли на видном месте образы выдаваемого хлеба и пищи с надписью: «Внимание, такую порцию ты должен получить». 

Эпилог

В августе 1923 года в Саратове состоялся торжественный банкет, посвященный отъезду на родину представителей Международного союза помощи детям. Глава организации Лоренс Вебстер поблагодарил местные власти за контактную работу и помощь по переброске грузов для голодающих. По некоторым сведениям, доктора Мордвинкина назад в его дом так и не заселили. 

Татьяна Бондаренко, кандидат исторических наук