09:50 25 января 2017 ID (505)
Пока вся страна с замиранием сердца следила за инаугурацией американского президента, в Саратове боролись с денежными поборами в школах. Министр образования области Марина Епифанова рассказала, что за неполный первый месяц нового года поступило больше жалоб от родителей, чем за весь 2016 год. Областная прокуратура возбудила 16 административных дел.
Во вторник на ПДС глава города Валерий Сараев призвал аккуратнее относиться к вопросу поборов и не муссировать эту тему. По его словам, «если бы школы были на 100 процентов обеспечены из бюджета, то никаких фондов не было бы».
И знаете, в кои-то веки я с главой города полностью согласен. Потому что вся эта ситуация с поборами какая-то совершенно идиотская. Ну вот давайте чуть подробнее рассмотрим скандал в гимназии №4, где директора в декабре прошлого года оштрафовали на 31 тысячу рублей, а потом и вовсе вынудили уволиться по собственному желанию. Добровольно-принудительно уволили, так сказать. И за что? За то, что директор составила смету «на финансирование добровольных ежемесячных дополнительных расходов на текущий учебный год» и установила фиксированную сумму выплат в фонд попечительского совета. Шестьсот рублей в месяц. «Установление указанных смет свидетельствует о нарушении принципа добровольности внесения благотворительных взносов родителями учащихся», - отметили в прокуратуре.
Я тут ровным счетом ничего не понимаю. Как это так: собирать деньги можно, а планировать расходы и объявлять фиксированную сумму пожертвований нельзя, уже криминал. То есть фактически получается, что директор должен с шапкой ходить по классам – подайте, дескать, люди добрые, кто сколько может. Ерунда какая-то. Ну давайте представим, как по такой системе будет функционировать общественный транспорт, например. Заходишь в маршрутку, спрашиваешь, почем проезд. «А сколько сможешь, сколько не жалко». Замечательно, вот тебе рубль. А кому-то и рубля жаль. В конце смены подсчитывает водитель выручку и видит, что даже на бензин ему сегодня не хватит, не говоря уже о зарплате. Нормальная система? Что-то как-то не очень.
Или, допустим, алименты бы выплачивались по принципу полной добровольности. Прости, дорогая бывшая, но в этом месяце ничего тебе не перепадет – у меня в планах поездка на Бали, ремонт в квартире, да и тачку давно пора бы поменять. Выкручивайся как-нибудь сама. А будешь возникать – в прокуратуру пожалуюсь, и тебя оштрафуют. За поборы и нарушение принципа добровольности пожертвований.
Видите, опять не работает система. А в школе почему-то должна работать. Нет, поймите меня правильно. Я сам это словосочетание «добровольно-принудительно» еще с советских времен терпеть не могу. Только почему-то у нас с эти принципом очень избирательно борются. Никого, например, не волнует ситуация, когда в вузы рассылаются разнарядки на митинги и прочие торжественные мероприятия. Или когда в том же добровольно-принудительном порядке в школах и медицинских учреждениях формируются избирательные комиссии. И когда учителя (совершенно добровольно, разумеется!) на выборах занимаются вбросами бюллетеней и махинациями с протоколами УИКов, прокуратура молчит почему-то.
То есть всем так можно, а школе нельзя. Школа должна ходить с шапкой побираться. Или нет, побираться тоже нельзя. Молча сидеть и ждать, что добрые люди подадут, кто сколько может. Причем это же не только родителей касается. В отношении властей - что городских, что областных - школа находится в том же положении униженного просителя. Прямо как бывший предводитель дворянства в «Двенадцати стульях». Же не манж па сис жур, подайте что-нибудь на ремонт класса. Ну, правильно, давайте тогда школам – да что там школам, и больницам, и музеям и прочим бывшим бюджетным учреждениям, а ныне некоммерческим автономным организациям – официально присвоим статус попрошаек. Собственно, они фактически и так в этом статусе уже существуют. И правила поведения для них установлены соответствующие. Сидеть нужно тихо на отведенных местах, руку для подаяния протягивать деликатно, не шуметь, прохожих за одежду не хватать.
Вот с этой точки зрения всё хорошо, всё правильно. Действительно, если попрошайка начнет планировать бюджет и устанавливать фиксированные суммы подаяния – это уже наглость, за которую нужно сурово наказывать. Сгонять с насиженного места, например. И прав у побирушки никаких нет, и быть не может. Кроме одного-единственного – униженно кланяться и благодарить. И отношение к этим государственным попрошайкам должно быть соответствующее. Хочешь – подаешь, не хочешь – мимо проходишь. Бог подаст.
Степан ПРОБКА