09:30 26 апреля 2017 ID (1241)
Глава Саратова Валерий Сараев, комментируя отчет врио губернатора Валерия Радаева по итогам работы регионального правительства в 2016 году, заметил, что «это не только перечисление достижений, но и четкие планы на ближайшее будущее». По его словам жители города видят поддержку со стороны правительства региона, поэтому растет уровень их доверия к власти.
Вряд ли последний вывод относится к ведущим застройщикам региона (ЖБК-3, «Аркада», «Лепта», «Шэлдом»), которые официально обратились к Валерию Радаеву и прокурору Сергею Филиппенко с просьбой не ограничивать в Саратове высоту зданий десятью этажами. По их мнению, подобные нововведения (не только в историческом центре) «приведут к падению показателей по вводу в эксплуатацию жилья, к финансовому краху некоторых строительных компаний и, как следствие, к увеличению так называемых проблемных домов». Кроме того, считают авторы письма, это коррупционная инициатива, которая свидетельствует о «желании некоторых чиновников получить полномочия по согласованию строительства многоэтажных домов».
Тем временем вандализм на улицах Саратова достиг невиданного прежде размаха. Регион уже успел прославиться на всю страну своими катающимися бетонными шарами. У нас регулярно разбивают стеклянные остановочные павильоны, ломают светящихся новогодних оленей, выдирают доски у скамеек на пешеходных зонах, у мемориала Булгакову остался целым только один фонарь из трех, теперь вот прогнозируют, что клумбы-корзины на Волжской не доживут до конца лета.
При этом хулиганство почему-то всегда остается безнаказанным. В чем причина такой ситуации – в менталитете жителей или в бездействии властей? Может, не стоит провоцировать людей, а устанавливать везде исключительно железобетонные павильоны и скамейки, а фонари у мемориалов ставить гораздо выше человеческого роста, чтобы нельзя было дотянуться?
Что обо всем этом скажут эксперты газеты – известные политики, журналисты, общественники? Три вопроса:
1. Согласны ли вы с выводами главы Саратова Валерия Сараева о том, что уровень доверия между жителями региона и областной властью заметно вырос?
2. Поддерживаете ли вы запрет на строительство высотных зданий в Саратове (не только в историческом центре)?
3. В чем, по-вашему», причина разгула вандализма на улицах Саратова? Какие меры можно предпринять, чтобы хотя бы снизить потери?
Дмитрий КОННЫЧЕВ, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко»
1) Как мне представляется, лучше говорить не о том, поддерживает ли правительство области людей или нет, а о том, поддерживают ли люди работу правительства или наоборот. Правительство – это лишь государственные и муниципальные служащие, нанятые гражданами на работу за счет своих налогов. И это не подарки и благодеяния, если сделано что-либо хорошее, да хоть что-нибудь вообще рутинное, а лишь обычная их работа. В круге своего общения, а с учетом социальных сетей он весьма широк, не соглашусь о росте доверия. Скорее его уровень замерз на середине шкалы между отметками "недоверие" и "равнодушие". Иногда кажется – отмени большинство региональных и городских чиновничьих должностей, и жизнь не изменится никак. "Четкие планы на будущее" зачастую это самое будущее, становящееся сегодняшним, отправляет в утиль вслед за предыдущими планами.
2) Моя позиция следующая – не должно быть высотной застройки в историческом центре Саратова, определенных районах других городов области. При этом вполне оправдана высотная застройка в иных частях города. Иное дело – всем инициаторам высотной застройки – необходимо посмотреть на свои проекты. И ответить, наконец, горожанам - где в этих проектах, дворы, деревья, удобные проезды между домами и парковочные места на автомобили не из соотношения 3 автомашины на 10 квартир, а то и меньше. Дома могут быть высотными (повторюсь, кроме исторического центра), но многоэтажные гетто-муравейники не стоит строить! Этот упрек не отменяет того, что сам проект правительственных чиновников "не больше 10 этажей" странен по принципу "из огня да в полымя".
3) Мне кажется, что путь "закатать все в сталь и бетон" бесперспективен. Вандалы есть практически во всех обществах, и, естественно, проектировщики должны это учитывать. Но это как раз к ответу и на первый, и на второй вопрос выше. Если власть – с психологией "временщиков", если доверие к ней есть только формальное, если строятся гетто-муравейники с некомфортной жизнью, то асоциальные элементы появляются и плодятся со всевозрастающей скоростью. Провоцировать нормального человека сломать, испортить, разгромить что-то, мимо чего он проходит, невозможно. Эта конструкция со словом "провокация" употребима только для ненормальных людей. Которых, к сожалению, много среди нас – идущих рядом по улице, сидящих в одной "маршрутке", стоящих в очереди за спиной в сетевом супермаркете. Для них нужно антивандальное обеспечение общественных пространств и предметов в них, конечно. А власти пора понять: эффект разбитых витрин, когда разбита одна, то очень скоро рядом будет разбиты все пять соседних, неумолим. Нужна работа правоохранительных органов, это да. Любовь бы еще к родному городу выражать не на партхозактивах и заседаниях, а в городском пространстве, вместе с людьми. Будет больше эффекта и меньше вандалов.
Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ
1) Не уверена насчет перечисления каких-либо достижений. Какие достижения могут быть в Саратовской области, ну разве что кроме безумного наращивания государственного долга? Руководство региона демонстрирует совершенно сумасшедшую финансовую недисциплинированность. Причем непонятно, на что рассчитывает губернатор — ведь деньги в любом случае придется рано или поздно отдавать.
То, что Сараев называет чёткими планами на будущее, то и тут я не согласна. С большой натяжкой это можно назвать лишь декларацией намерений. Ну, например, «концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики, в том числе на реализации задач, поставленных в Указах Президента». Да, конечно, звучали планы о постройках новых школ и спортивных сооружений, но всё это упирается в финансы, которых в региональном бюджете кот наплакал.
Доверие же населения к власти — это очень громко сказано. В лучшем случае это безразличие к власти. Народ живет отдельно от власти, главным образом, потому, что власть живёт в каком-то параллельном мире, где существует финансовое благополучие региона, где каждый день открываются «самые длинные в Европе пешеходные зоны», где строятся километровые городские пляжи с белым песком, где не разрушено производство, где вместо торговых центров стоят заводы и фабрики, где госдолг области ушел в минус, и федеральный центр и банки кредитуются у Саратовской области.
Врио Радаев, постоянно рапортуя о достижениях «территории первых», на мой взгляд, слишком уверовал в тексты, которые готовят ему пиарщики. А пройтись чуть дальше от центра Саратова, например, там, где нет ни тротуаров, ни дорог, и посетить убитую глубинку, где на одну деревню три жителя, он или не хочет, или не может. А надо бы! Может быть, это вернет его к действительности, и он поймет, что «территория лидерства» существует только на бумаге и в фантазиях.
2) Ограничивать на всей территории Саратова высотность, конечно, немного странно. Достаточно прекратить лепить высотки в исторической части города, которая, к сожалению, уже теряет свой исторический облик. Высотность же домов на окраинах города, на мой взгляд, ограничивать неразумно.
3) Представила себе ваше предложение и ужаснулась — жуткая постапокалиптическая картинка! Может быть, конечно, Саратов этого и достоин, но жить в таком городе, естественно, никто не захочет.
Но это отличный индикатор того, что вся работа власти направлена только на пиар — «мы открыли», «мы поставили», «мы установили»... Но нет — «мы сохранили». Хотя рецепты есть и вполне рабочие. Пусть погуглят «теория разбитых окон». Но если им и это лень делать, то звучит она так: «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна».
Понятно, что это тяжелая работа, но необходимо постоянно ремонтировать сломанное, а главное — жестко наказывать вандалов за такие мелкие правонарушения, поскольку они провоцируют людей на более тяжелые. Тут работает механизм — «если кому-то можно, почему нельзя мне». Посмотрите, как возникают стихийные помойки: всё начинается с одного неубранного пакета, который затем обрастает горой мусора.
Из наиболее ярких примеров работы с разбитыми окнами — это борьба с преступностью мэра Нью-Йорка Джулиани. Несмотря на насмешки и критику на, казалось бы, бессмысленную борьбу с безбилетниками в метро, с граффити и попрошайничеством на улицах города, ему удалось вдвое снизить число правонарушений, что, разумеется, не могло не порадовать жителей Нью-Йорка.
А нам остается ждать своего Джулиани, который на деле, а не на словах будет бороться с разбитыми окнами. Пока такого нет, к сожалению моему и горожан.
Андрей БАШКАЙКИН, генеральный директор информационного агентства «СарБК»
1) Нормально, когда уровень доверия к власти прямо пропорционален уровню жизни населения. У нас же аномалия. Голоса зашуганных бюджетников и других "зависимых" в это "уравнение" никак не вписываются. А "четкие планы на ближайшее будущее" и даже на дальнейшее будущее у чиновников и депутатов были со времен царя Гороха. Но, похоже, в этих прожектах больше места отводится своим интересам. Что касается Радаева, то можно сказать: он работает добросовестно.
2) Скатывание в любую крайность не приведет ни к чему хорошему. Что значит "коррупционная инициатива"? А разрешить строить где-угодно и сколько-угодно этажей – это антикоррупционно? Велосипед уже давно изобретен, а в Саратове все пытаются открытия какие-то делать. Должно быть взвешенное, компромиссное решение.
3) Банально, но: к каждому оленю и шару пэпээсника не приставишь. Надо продолжать воспитывать население красотой и уютом. Да, с потерями. Да, непростое это дело и небыстрое. Но вода камень точит. И конечно, никто не отменял семейное воспитание – это главное. Запретить испражняться в лифтах и подъездах, бросать мусор где попало, уродовать все без разбора не смогут ни законы, ни полиция, ни мэр, ни губернатор, ни даже президент.
Александр ГЛУЩЕНКО, генеральный продюсер информагентства «Свободные новости» и телеслужбы «Открытый канал»
1) Само по себе заявление крайне нелогичное. Ну не родился еще в России чиновник, который бы критически мог оценить работу свою и своего начальства. Его же за это от кормушки отгонят. И так на протяжении всей нашей истории. Возьмите героев Салтыкова-Щедрина – всяких там Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых и Фердыщенков. Вспомните Гоголя с городничим и его подхалимским окружением. Вернитесь в светлое советское прошлое, где полстраны маялось по лагерям, а коммунистические вожди кричали о торжестве народовластия, народ ютился в бараках, а партноменклатура рассказывала нам об угнетенном пролетариате Европы и Америки, о загнивании капиталистической системы.
Это особенность национальной кадровой политики. Честные чиновники никому не нужны. Хотя, народ все видит. Я больше чем уверен, что вот эти перлы городничего никто из нормальных людей не слушал и не читал. А вот данные о снижении зарплат, росте цен или сокращении штатов народ интересуют реально. Люди заходят в интернет и все это видят. Но об этом наши демиурги предпочитают молчать, попадая в комическую ситуацию со своими дешевыми трюками. Учитывая то, что у всякой веревочки будет конец, наберемся оптимизма и дружно посмеемся над этими ужимками и прыжками в духе басни Крылова «Мартышка и очки».
2) В нормальном обществе сначала устанавливаются правила игры, а затем уже никто не имеет права их изменить в одностороннем порядке – ни власть, ни бизнес. Это все равно, что начать футбольный матч и уже в ходе него изменять дистанции для штрафных ударов и численность команд, переносить разметку на поле, отменять угловые, играть руками. Такова одна из особенностей взаимоотношений российских чиновников с нормальными людьми.
Но у меня версия последнего всплеска административно-строительного зуда такова: скоро выборы. Правящей партии нужны деньги для организации каруселей, вбросов, дополнительного вознаграждения «правильных» членов избиркомов и слабовидящих глухих полицейских, оплаты медийных услуг, а кое-где, различного рода качков-вышибал. Вот и придумали страшилку для строительного (читай – наиболее богатого в области) бизнес-сообщества. Мол, скиньтесь, ребята, на выборы, авось и высотки ваши останутся высотками. По крайней мере, в среде застройщиков такая точка зрения существует. Иной мотивации чиновников к давлению на бизнес просто не видно.
3) Согласитесь, что подобной разрушительной деятельностью склонны в большей степени заниматься люди молодые. Ну не будет почтенный отец семейства, весь озабоченный зарабатыванием денег на прокорм семьи, бить фонари и стекла на трамвайных остановках. А у молодых людей гопнического склада есть энергия, время, пиво и мозговой вакуум. Все это дополняется абсолютной бесперспективностью их существования, приводящей к зависти и злобе. Зависти ко всем успешным людям и злобе на тех, у кого перспектива есть. Кроме того, отрицательные эмоции подогреваются оголтелой пропагандой агрессии и насилия по телевидению. Это образует гремучую смесь. И вот вам вандализм. Полагаю, что таков механизм его возникновения во все исторические эпохи.
Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) Недавно, в одной статье, прочитал данные о численности населения Саратовской области: оказалось, что нас уже не 2,5 миллиона жителей, как было раньше, а только 2 миллиона. Отсюда можно сделать невеселый вывод: либо пятая часть населения области (20%) вымерла, либо сбежала. Можно сказать, что полученный результат есть достижение Саратовской власти под руководством губернатора Радаева.
К другим достижениям надо отнести массовые банкротства или разорения предприятий Саратовской области, назову часть их них, о ком писала пресса: Саратовгэсстрой, Балаковский дизельный завод им Маминых, Калининский свинокомплекс, Саратовское предприятие по выпуску кровельных материалов в Дубках, Завод резервуарных металлоконструкций, предприятие «Контакт», Марксовский завод дизельной аппаратуры, масса строительных предприятий-застройщиков с тысячами обездоленных дольщиков, про фермеров не знаю, но судя по бегству людей, там тоже невесело.
Поезда заполнены теми, кто прописан в Саратовской области, но работает где-то в Москве или иных городах. Их тоже можно считать выбывшими из области.
Кто остался, конечно, в обстановке единодушия, небывалого подъёма и всеобъемлющей поддержки партии и власти, в едином порыве отдадутся на выборах режиму и запьют на радостях или с горя после того, как отдадут, что надо или что скажут сверху.
Останется ли сам Сараев – вопрос. Думаю, что его сольют так же как и предприятия Саратова, по команде. Это можно тоже назвать «чёткими планами на ближайшее будущее». Перед выборами нужны показные жертвы.
2) «Ведущие застройщики Саратова» много сделали для «финансового краха» многих строительных компаний и для «увеличения проблемных домов», в основном, благодаря «коррупционной инициативе» и действиям совместно с властями. «Прогнули рынок под себя». Теперь, когда »политический ветер» поменялся, они дружно взвыли.
В пищевой цепочке наметились новые жертвы - сами «ведущие застройщики» могут скоро стать предметом раздела и передела - такова жизнь. Вчера ты кушал кого-то, сегодня тебя скушает кто-то. Мир не всегда прогибается под вас.
Решение об ограничении этажности домов в центре Саратова разумно и обосновано, позволяет сохранить хотя бы то, что осталось от старого облика города. Фаллические башни можно строить и на окраинах, в гетто для любителей мегаполисов и урбанистики.
Опыт уже есть на примере Иволгино и площадки клеевого завода в Энгельсе. И «ведущие застройщики» - тоже имеются.
Показатели по строительству вещь лукавая, ныне техника позволяет получить сведения о строительстве без органов статистики, при помощи разных летательных аппаратов, например, как у Навального. Если кому надо, найдут всё построенное и обложат налогом или чем-то ещё. Можно не волноваться или наоборот.
3) Власть активно осваивала средства бюджета перед прошедшими выборами. А кто-то активно помогает те средства ещё раз освоить, уже перед другими выборами. Или мне так кажется?
Что касается озлобления населения, так реагирующего на показуху власти и откровенный обман народа, то всё ещё впереди. Когда до народа дойдёт понимание происходящего в его кармане после неимоверного повышения пенсий аж на 0,4% и роста цен на 100%, введения новых налогов и поборов, то шалости с шарами и павильонами покажутся лёгким баловством подростков по сравнению с «мировой революцией».
Надо как раньше писать о достижениях и присваивать бюджетные средства, не делая ничего, всё равно украдут или разрушат. Так уж лучше просто украсть всё и сразу. А бумага она всё стерпит. И правоохранителям спокойнее – не будет плохой статистки о преступлениях, так как нечего будет разрушать. С коррупцией у нас всё по плану, как в охотхозяйстве: лицензии на отлов и посадку распределены равномерно по году и по городам и весям. Кого надо, того и посадят. И будет за что.