09:38 21 декабря 2016 ID (404)
Я вот представил: звонит мне однажды глава саратовского гидрометцентра Михаил Болтухин и просит зайти. Вообще мы с ним почти не знакомы. Брал когда-то интервью, но кто из нас не брал интервью у Болтухина?
- Роман, не мог бы ты пожертвовать на нужды нашей службы 60 тысяч рублей? – спрашивает он без долгих предисловий.
Не знаю, какое лицо у меня будет, когда я это услышу, но изумление гарантирую искреннее. Потом оглянусь по сторонам в поисках скрытой камеры. Изучу пути отступления. Говорить, что синоптиков содержат налогоплательщики, не стану. Сделаю вид, что очень заинтересовался деловым предложением, но скажу, что за деньгами нужно сходить. После чего, стараясь не делать резких движений, двинусь к выходу. Не мигая и не поворачиваясь к Болтухину спиной.
Или позовет, скажем… ну не знаю… какой-нибудь априори богатый человек и вот так запросто попросит полмиллиона взаймы. До Нового года. Писной, например. Я-то знаю, что для него эти 500 тысяч – чепуха. Он столько на пиво может за раз потратить. Но вот пригласит и попросит. И что делать? Не говорить же – "Леонид Александрович, это… ну откуда у меня?" В любом случае я буду снова изумлен. Натурально отвиснет челюсть, глаза округлятся, защекочет под ложечкой, как во время просмотра "Психоза" Хичкока.
Подробное освещение в СМИ судебного процесса по делу экс-прокурора Энгельса Владимира Зубакина производит странное впечатление. Там диалоги примерно такие же озвучивают. Если верить свидетелям-коммерсантам. Мол, приглашал человек в синем к себе, просил денег. Но они, коммерсанты, не пугались и не бежали, а выкладывали необходимые суммы. А потом страшно возмущались, когда в ФСБ им рассказали, что деньги прокурор потратил на личные нужды, а не на покупку ксерокса для прокуратуры.
В это, положим, поверить не трудно. Мне кажется, в ФСБ что ни расскажут – все должно вызывать возмущение и желание написать заявление. Времена-то меняются, а люди те же. Внешний враг не дремлет, внутренний враг копошится. И без помощи сознательных граждан органам никак не обойтись.
А вот в целом ситуация какая-то двусмысленная. Не знаю, чем там закончится дело, может, перед Зубакиным в итоге извинятся и отпустят. Но меня после всех этих историй терзают смутные сомнения. Почему предприниматели соглашались оказать "матпомощь" или дать в долг до декабря, у нас же прокуроры неподкупны?! Вот придет журналист в прокуратуру, и ему все скажут – не берем! По кабинетам проведут, дадут посмотреть в честные глаза людям в униформе. Чтоб даже мысли нехорошей не возникло.
Конечно, как и везде, бывают исключения. Некоторые прокуроры алчны. Степень их падения можно оценить, глядя из-за высокого забора на еще более высокие архитектурные сооружения. С другой стороны обыватель же не знает, сколько прокуроры зарабатывают. Может, им такие особняки на работе выдают. За выслугу лет.
Как бы то ни было, прокуратура чисткой рядов занимается регулярно. Замарается кто – мундир сразу в химчистку. Но такое – как гром среди ясного неба. Остальные – ни-ни. Только государственные интересы блюдут. И что же за коммерсанты у нас такие дремучие, что не знают этого?!
Ну ладно, шутки в сторону. Никто у нас не дремуч. Даже обыватель. А уж коммерсанты точно прокуроров знают лучше. Есть масса людей, которые прокуроров только в кино видели. Предприниматели сталкиваются с ними в реальной жизни. Из этих встреч выкристаллизовались непреложные истины. Например, если просят, надо дать. И что это в принципе нормально – отстегивать. Ведь как говорят на процессе по делу Зубакина свидетели, отвечая на вопрос "Почему не отказали?"
- Это же прокурор…
Так что сомнения терзают, но только по размеру вспомоществования. Возбудить уголовное дело или закрыть уже возбужденное – в этом движении много практической пользы и перспектив. Как для коммерсантов, так и для прокуроров. Тем более что нет бизнеса, который дружил бы с законами. А самый доходный бизнес в нашей стране (круче наркоторговли и торговли оружием) – вольное толкование российских законов. Точнее избирательное применение карательных мер в отношении нарушителей.
Как это так – заплатил силовику за "крышу"?! Да запросто. Предприниматели умеют считать деньги и никогда не выбросят их в трубу. В этом смысле знакомство с прокурором – важный кирпичик в фундаменте любого бизнеса. Есть ли вообще люди, которые занимаются предпринимательством и не имеют прихватов в правоохранительных структурах?
Показательные процессы нужны всем – и обществу, которое успокаивают видимостью борьбы с коррупцией, и самим силовикам. Поскольку после каждого нового случая "очищения рядов" растут цены на услуги правоохранителей. За риск. Исподволь информируют население, занимающееся коммерцией, о размерах мздоимства. А то, может, кто-то из этих чайников думает, что десяткой можно откупиться. Не надо, ребята, путать прокурора с гаишником! И потом – что ты суешь? Такие расценки были до Зубакина!
Тут вот еще о чем надо сказать. Когда девочка прыгает с моста, газетам об этом писать не рекомендуют. Поскольку никто не отменял эффекта Вертера, когда после каждого расписанного в деталях самоубийства наблюдается редкий скачок суицидов. Правда, непонятно, почему можно в подробностях описывать, да что там – смаковать убийства детей родителями, когда стоянию на горохе или засовыванию иголок под ногти отводят целые страницы. Здесь не боятся новых случаев издевательств над детьми?
У каждого маньяка имеются последователи, прочитавшие о нем в СМИ. Педофилов и насильников будто специально разводят. Но как можно запретить писать об этом? В наш-то век коммуникаций, когда каждый сам себе репортер.
Хотя вот даже в спорте давно договорились не показывать выбегающих на поле зрителей. Чтобы не делать им пиара и не провоцировать повторения ситуации. Ведь выбегают именно ради минуты славы. И реально это работает. Запрет в смысле.
Вот и насчет открытых судов сомнения. Смутные, как водится. С одной стороны видеокамеры в зале заседания должны способствовать открытости процесса, привлечению внимания общественности. Но каковы будут реальные плоды? Ведь на суде рассматривается весь механизм незаконного обогащения. Как пригласил, попросил и получил. (Пусть, правда, сначала докажут, что так и было.)
Какой-нибудь прокурор-выпускник посмотрит на это и впадет в депрессию. Потому что готовил себя к честному служению обществу. А его коллега намотает на ус. Ну вычищают же из интернета информацию о том, как в домашних условиях изготовить бомбу или наркотическую смесь. И правильно делают. А тут – на всю ивановскую!
Мне кажется, не надо этой рекламы и публикации расценок. Не надо подготавливать почву, на которой прорастают комментарии о том, что "не такой уж и богатый дом у прокурора, не такой уж и большой бассейн, и ручки на дверях не золотые…"
Пусть предприниматель в следующий раз действительно удивится, когда прокурор намекнет, что нужно помочь "государеву оку" с прокладкой оптоволоконного кабеля. Вот прям чтоб челюсть отвисла.
- Вас же государство содержит! – скажет он. – Как синоптиков.
И будет прав.
Роман ШИШКИН