Дорогой проспект Кирова: впрок ли пойдут миллионы?

В Саратовской областной думе произошла смена спикера – место Ивана Кузьмина занял другой представитель ЕР Александр Романов. Изменится ли в связи с этим работа регионального парламента, где в последнее время стало довольно шумно? И будет ли прок региону от кадровых перестановок в главном законодательном органе?
Ситуация на энгельсском троллейбусном заводе, где увольняют 500 сотрудников и существует угроза будущему предприятия, обсуждается на всех уровнях. Смогут ли региональные власти спасти «Тролзу» или происходящее – закономерный, неизбежный процесс?
Концепция реконструкции проспекта Кирова в Саратове стоимостью в 227,6 млн рублей, представленная мэрией, вызвала споры и нарекания, особенно по части будущего зеленых насаждений. Что по этому поводу думают наши эксперты? К ним три вопроса.

1) Сделает ли новый председатель Саратовской облдумы Александр Романов работу органа более эффективной? 
2) Кто виноват в бедственном положении завода «Тролза»? Что должны предпринять региональные власти?
3) Каково ваше отношение к проекту реконструкции проспекта Кирова в Саратове? Стоит ли на это тратить большие деньги именно сегодня? 

Николай БОНДАРЕНКО, депутат Саратовской областной думы
1) Пока судить рано, поскольку еще не было ситуации, в которой новый председатель мог бы себя как-то проявить. Но главное заключается в том, что у него и нет реальной возможности себя проявить, то есть применить свою волю, позицию. Он исключительно будет выполнять приказы своих начальников.
Поэтому, собственно, не так важно, кто именно из единороссов будет возглавлять областную думу, на результат, на эффективность работы парламента это не повлияет. Мы такое уже не раз проходили. Например, при обсуждении пенсионной реформы некоторые представители «Единой России» говорили мне, что они против этой реформы, но голосовать все равно будут «за».

2) Ситуация с «Тролзой» - очередной и очевидный провал руководства правительства Саратовской области, показатель его некомпетентности. В данном случае, в области промышленного развития. Предыдущие случаи всем хорошо известны. Это предприятие «Волга-мост», приносившее региону миллиардные доходы ежегодно, это завод «РМК» и многое другое.
Мы видим, что преднамеренное банкротство стало обыденным в Саратовской области. На сей раз дело дошло, до предприятия, которое является маркой, лицом всего региона. «Тролза» - завод с большой историей, на его троллейбусах ездят в половине городов России, ими даже Москва довольна.
Думаю, власти региона должны спасать энгельсское предприятие любой ценой, нужны уголовные дела в отношении так называемых «эффективных собственников». Нельзя допустить, чтобы на улице оказались не просто работники, а специалисты, сумевшие доказать свою высокую квалификацию всей России, и не только ей.

3) Проект благоустройства проспекта Кирова, по-моему, очень несвоевременен. В Саратове есть масса более важных насущных проблем, которые нужно срочно решать и выделять на это соответствующие деньги.
Кроме того, в городе есть такие районы, где люди в принципе не знают, что такое благоустройство – нет дорог, тротуаров, отсутствует освещение. Там страшно жить, но, тем не менее, там живут люди, играют в заброшенных развалинах, на стройках дети. 
Проспект Кирова на общем фоне находится в более или менее удовлетворительном состоянии. Я понимаю стремление властей создать красивую картинку, некую иллюзию благополучия. Но ведь для этого у нас уже есть бульвар Рахова. Может, пока хватит?

Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор информационно-аналитического портала «Богатей-онлайн»
1) Ничего положительного для работы областной думы новая фигура ее председателя не принесет. Для этого есть, как минимум, три основания. Во-первых, кроме того, что этот человек в разные годы занимал неплохие должности во властных структурах, он ничем особенным не отличился, став депутатом облдумы. Последняя его работа главой Пенсионного фонда области, разумеется, вообще не в счет.
Во-вторых, среди нынешних депутатов законодательного собрания области есть более достойные по деловым качествам претенденты на эту должность. Взять хотя бы тех же Анидалова или Бондаренко, от которых мы постоянно слышим дельные предложения, имеющие прямое отношение к жизни региона и его граждан. Но, увы, они не из того клана.
В-третьих, если учитывать, что никогда и никому из тех, кто не состоит в захватившей безраздельную власть в стране и в регионе клике, не светит эта должность, про остальных кандидатов (все из ЕР) можно сказать: а вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Вся история областной думы подтверждает это.

2) Правильно говорят, что дьявол кроется в деталях. Есть такие и в ситуации с энгельсским заводом «Тролза». Это и уличение топ-менеджера завода во взятке, и «замечания» Росстандарта, приостановившего реализацию машин (такие вещи можно делать «на ходу», не останавливая работу предприятия). 
Это, наконец, и претензии кредиторов, выставивших «Тролзе» неподъемную сумму в 1,7 млрд рублей. А вот в последнем, угрожающем «Тролзе» реальным банкротством, как говорится, и собака зарыта. История тянется с 2013 года, но настораживает как раз этот момент: почему так долго. 
А потому, думается, долго, что не так прост процесс смены собственника. То ли претендентов много, то ли хотят всё сделать «красиво». Но, на мой взгляд, как раз это и является главной причиной абсолютно искусственного «кризиса» завода.

3) Кроме гомерического хохота по поводу очередной затеи чиновников ничего другое в голову не приходит. Хватит уже: насмешили со сквером по улице Рахова, продолжают смешить с Привокзальной площадью. В оба проекта угробили немалые средства, приличную сумму из которых просто разворовали. Не успел бетон высохнуть на пешеходной части улицы Волжской, как потребовался ремонт.
Что касается проспекта имени Кирова, то когда улицу закладывали плитками, сведущие люди били тревогу по поводу качества и самих плиток, и работы. А теперь, говорят, новая затея: вместо пресловутых плиток (которые в центре города уже изуродовали тротуары, сделав их не проходными, особенно в зимнее время) решили положить булыжник, как в старые добрые времена. Такой булыжник лежал и на других улицах, только он как-то не оправдал себя, хотя сделан был навеки. Но был признан морально устаревшим.
Но главное в этой затее – хочется спросить саратовских чиновников (именно чиновников, поскольку власти, как она прописана в Конституции РФ, ни в целом в стране, ни в регионах нет): а вы забыли, по каким, с позволения сказать, тротуарам ходят граждане по всему городу? И не стыдно ли вам после этого наводить мнимый лоск на показушных городских участках?

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области
1) В принципе деятельность регионального парламента может и по закону обязательно должна быть более эффективной. Причем при любом ее председателе. Если господа и товарищи депутаты с такой же неистовостью, с которой они умоляли нас избрать их, будут предельно гласно осуществлять демократическое строительство общества в своих округах и партиях. Без имитации бурной деятельности и очковтирательства, кумовства, прогулов и загулов. Будут регулярно судиться с региональной и федеральной исполнительной властью на предмет, например, формирования областного бюджета. 
Председателю облдумы, его заместителю и руководителям думских комитетов надо лишь подавать в этом пример остальным депутатам и строже спрашивать с них за очевидную бездеятельность. Кроме того, избранным по партийной системе депутатам, полагаю, следовало бы обязательно добровольно уступать свои мандаты следующим по избирательному партсписку товарищам по истечении половины срока депутатских полномочий. То есть аккурат этой весной. Так сказать, обновлять и парламентскую, и партийную кровь, а не застывать до посинения в депутатском кресле, очевидно страдая грехом гордыни и корысти, а также, возможно, похоти тела и глаза.

2) Многие ли из этой полутысячи сокращаемых в последние годы ходили на выборы? Голосовали ли они за те же персоны и партии, при которых наша общая жизнь очевидно (во всяком случае лично для меня) становилась все хуже и хуже? Создали ли они на родном предприятии независимый профсоюз, боевитую комиссию по трудовым спорам, издавали ли сатирическую стенгазету? Так что, видимо, что потопали, то и полопали. Вперед на биржу труда и к мусорным бачкам. А теперь, чтобы спасти "Тролзу", полагаю, надо федеральное правительство звать на помощь, никак иначе.

3) Благоустройство, по сути, полагаю, спасение от разрухи территорий, надо начинать с городских окраин и наиболее запущенных в этом плане микрорайонов. Еще бы лучше перенаправить эти средства на обновление изветшавших донельзя водоканальных коммуникаций. А праздношатающаяся проспектная публика пусть и дальше фланирует по тому,  что есть, в том числе и туристы пусть видят уровень реального, а не показушного городского менеджмента. На этой просеке саратовских каменных джунглей я бы в первую очередь установил пункты бесплатной раздачи пищи, обуви и одежды нуждающимся поклонникам нынешнего государственного режима, а также стенды гласности, на которых все желающие могли бы оставлять свои печатные, рукописные и художественные месседжи друг другу и, разумеется, городской администрации.