Дмитрий Клевцов: цены на обслуживание автомобилей в России станут просто космическими

«Репортер64» продолжает обсуждать аховую ситуацию на российском авторынке, в автопроме и далее по списку с ведущими экспертами отрасли. Напомним, что крупнейшие автоконцерны мира отказались поставлять автомобили в Россию. Все местные производства остановлены, в том числе на «АвтоВАЗе». На этот раз мы поговорили с вице-президентом «Федерации автовладельцев России» Дмитрием Клевцовым.

- Что касается внутреннего автопроизводства, по-моему, можно с уверенностью сказать, что заявленная программа импортозамещения провалилась – на ней можно поставить крест. Поставки различных компонентов для сборки новых автомобилей или для технического обслуживания бэушных в нормальной экономике обеспечиваются через систему импорта. В результате всем нам известных событий мы подверглись масштабнейшей серии санкций, но санкции «автомобильной тематики» исходят не столько от государств, сколько от бизнеса, который принял вот такое принципиальное решение - не работать с нашей страной.

Заложниками этой ситуации стали, конечно же, простые автовладельцы. Мы годами выстраивали систему обязательного техосмотра, но о ней сегодня можно практически забыть. Можно забыть о безопасности дорожного движения в той части, что обеспечивается техническим состоянием транспортных средств. Можно забыть о безопасности общественного транспорта, ведь наши знаменитые ликино-дулевские автомобили собираются на мановской платформе. Думаю, что у нас будут реализовываться программы по пересаживанию граждан с личного автотранспорта на общественный, так что это коснется каждого.

В общем, все мы, в том числе и автовладельцы, оказываемся в большой опасности. Я вот вчера поехал на диагностику и был просто в шоке, увидев, насколько выросли цены у крупнейших агрегаторов запчастей. На мой Рено, к примеру, вдвое как минимум. Я не уверен, что справлюсь с таким ростом цен, и думаю, многие автовладельцы в этом не уверены. А сейчас наступает весенне-летний сезон, и каждый знает, что российские дороги, вылезающие из-под снега, выглядят как после бомбежки. А за зиму все через одного убивают подвеску, как, например, убил ее я. К весне надо ее реанимировать, а уже и не на что. Мне еще с Рено моим повезло – у меня много китайских и турецких запчастей, там еще рынок не совсем подстроился, и система Мир работает. А какой ужас ждет ребят с Ауди или Фольксвагеном - представить страшно, там цены выросли вообще космически.

Поскольку у нас крайне нестабильная биржевая ситуация, непонятно что творится с рублем к доллару, у нас очень серьезные проблемы с поставками автокомпонентов. Отчасти они связаны даже не с санкциями. Насколько я в курсе, ни один серьезный производитель еще не вводил ограничений на поставку запчастей – все говорят только об ограничении поставок новых автомобилей. Но каким образом физическое или юридическое лицо сможет купить эти запчасти?

Платежной системы-то у нас теперь практически не существует… Да, сейчас на рынке есть определенный запас запчастей, они чисто физически есть на территории РФ, но создается сумасшедший спрос, что неминуемо влечет повышение цен.

Тут еще вот о чем надо сказать. Цена на топливо может регулироваться государством – более 70% ее составляют акцизы и сборы. Тут система сдерживания цен отработана годами, и, хотя расти они будут, как и все цены вокруг, но шокирующего их взлета не будет. А рынок запчастей, всяких технических жидкостей и прочего – абсолютно свободный, либеральный, и тут, конечно, ценам никто не указ, особенно в нынешней обстановке. Ведь подорожало в полтора раза даже масло, производимое Лукойлом, то есть на территории РФ. Многие продавцы отменили программы лояльности.

Что нас ожидает в перспективе, помимо общего снижения доходов и уровня жизни? Стоимость обслуживания транспортных средств станет просто космической, и автомобиль из средства передвижения станет опять роскошью. Хотели СССР? Можем повторить! У нас государство и без того успешно в этом направлении работало – штрафы, налоги, платные парковки и прочее, но теперь уж точно автомобиль будет только для богатых, тогда как население в массе своей станет в разы беднее.

Иван Орлов