14:34 26 августа 2016 ID (106)
В канун выборов задача власти простая – сохранить статус-кво. То есть остаться на хозяйстве, продолжая осваивать бюджет и раздавая чиновничьи портфели нужным людям. Для этого надо очаровать избирателя. Необходимо сделать что-то такое, за что избиратель полюбил бы действующих чиновников и захотел бы, чтобы все осталось как есть. Но власть может только исполнять свои полномочия. Или не исполнять. В этом и заключается большой секрет кампании-2016.
Что мы наблюдали в Саратове весной? Какой-то совершенно уникальный разгул бездорожья. Машины не просто с трудом ездили по дорогам областного центра, они уходили в областной центр по багажник и даже глубже. Иными словами – проваливались в тартарары. Совпадение? Не думаю.
Саратов, полагаю, расшатали вполне целенаправленно, выделяя на дорожный ремонт годом и двумя годами ранее какие-то совершенно непотребные копейки. Как говорится, вот вам два рубля и ни в чем себе не отказывайте.
В канун выборов лоббисты интересов Саратовской области встрепенулись, и началось шоу. Такой-то встретился с премьером, и тот подписал постановление о выделении нам дополнительных денег. «Такой-то», конечно, не мог встретиться с премьером в 2015 году. Тогда смысла не было. Забыли бы все об этом бескорыстном и в чем-то героическом поступке.
Потом еще двое наших пошли к главе минфина, и тот, как светлейший монарх, соизволил выделить Саратовщине миллиард. Или два. И пошло мелкой рябью по нашему политическому болотцу – а вот другие пошли бы, и им не дали бы. Эти два лауреата, конечно, не могли сходить к министру в прошлом году. Рано. Впрочем, может, и ходили, но им честно сказали – сейчас деньги дам или через год, когда нужнее? Нужнее показалось сегодня.
Никогда такого не было, чтоб вставал в Саратове общественный транспорт. Бывали перебои, случались остановки трамваев в лютую стужу. Но так чтоб летом и по воле продавца электричества, такого не было. Да, долги накопились изрядные. Но сегодня все в долг живут, разве не так? Что ж, потерпеть нельзя было? Конечно, нельзя. Нужно было создать социальную напряженность, чтобы все заинтересованные лица, крупные шишки смогли высказаться о недопустимости подобных мер.
Все и высказались. Искренне. С негодованием. Так нельзя, тут же люди! Почти сразу после этого трамваи и троллейбусы снова побежали по улицам Саратова, в результате чего электорат должен был сделать вывод – эти ребята реально влияют на ситуацию, к ним прислушиваются. А вот другие придут, может, их и не послушают.
Чтобы тебя полюбили, не нужно что-то дарить. Достаточно сначала отобрать то, что есть, а потом вернуть. Заметили, что за последний год вода из кранов стала исчезать все чаще? И все чаще показывают городских чиновников и городских депутатов, которые стоят у моря разливанного и размахивают руками. Порывы следуют один за другим, на местных телеканалах это уже чуть ли не постоянная рубрика в новостях – показать муниципальную власть, устраняющую очередную техногенную катастрофу. Вода возвращается в дом, благодаря вот этим конкретным людям – капают нам на мозги.
У Саратова не так много символов. Мост, консерватория, Чернышевский со скрещенными на груди руками, тюз. Вся избирательная кампания власти возле них и крутится. Да, мост отремонтировали пораньше. Потому что не знали, во что может вылиться длительный ремонт. Не возникнет ли социальная напряженность, с которой не справиться.
На консерваторию теперь часы хотят водрузить. Хотя логичнее было бы метроном. Вокруг Чернышевского походили-походили. И решили еще одного рядом с ним не ставить.
А вот строительство тюза само по себе стало в Саратове некой ментальной особенностью и даже потребностью. Мы всегда строим тюз. Один достроили, другой сгорел и начали восстанавливать его. Само состояние, когда ты пусть и через строительные леса, приобщаешься к культуре, облагораживает. Как-то и сам начинаешь верить, что делаешь что-то важное и нужное. А кто подпалил крышу – какое это теперь имеет значение? Может, даже стоило нарочно пустить красного петуха, если это способствует единению жителей областного центра, помогает выявить неравнодушных, по-настоящему болеющих за культуру людей. И потому вот вам фонтан. Чтоб ежели что, было откуда носить ведра с водой.
Ну и ладно. Все это можно пережить. Дороги, транспорт, вода... Пугают мысли о том, что это не последняя избирательная кампания. Будут и другие. Еще через пять лет. И что тогда? Они же не станут повторять то, что делали в этом году.
Нет, с общественным транспортом опять что-то намутят. Например, поднимут цены на проезд в пять раз. Полгода будут обсуждать на разных круглых столах, придут к мысли, что мера эта непопулярная, но вынужденная. Но за день до принятия документа выскочат как черти из табакерки наши славные земляки и заступятся за обижаемых саратовцев. Скажут: нельзя решать проблемы МУПов, запуская руку в карман простых граждан! (Пять лет можно, но только не за два-три месяца до выборов.)
Весной предвыборного года можно объявить, что централизованное водоотведение в силу износа водопроводных коммуникаций более невозможно. И свалить все на Павла Ипатова, который обещал договориться о передаче МУПа в концессию, но обещания своего не сдержал. Но потом провести стремительный ремонт на паре улиц, заменить несколько десятков метров труб и отрапортовать: проблема решена, дорогие саратовцы! И вообще – впредь так и будет.
Закрыть сельскохозяйственные рынки, отменить ярмарки выходного дня, а потом принять политическое решение вернуть и то, и другое, потому что и то, и другое способствует улучшению качества жизни простых саратовцев.
С дорогами надо еще более кардинально решать вопрос. Как в этом году уже не прокатит. Ведь еще пять лет пройдет, и люди уже будут знать, что в прошлый раз их опять надули. Ну вот с этими общественными комитетами и общественным контролем. Потому придется разрыть вообще все. Чтоб передвигаться по городу разные слои населения могли только пешком или на вертолетах. (На Усть-Курдюмском направлении очень вовремя откроется салон вертолетов.)
А за месяц до выборов власть, как много десятилетий назад, запустит троллейбус №2. И прослезится специально для этой цели отрытый старожил. А потом прогромыхает трамвай. Это идя навстречу пожеланиям трудящихся власти снова проложат рельсы на улице Кутякова.
... Тут главное, чтоб не перестарались. А то приедут какие-нибудь столичные политтехнологи с революционной идеей все снести и отстроить город заново. А потом выяснится, что денег хватило только на первую часть плана. И скажите еще, что такого быть не может.
Владимир КРАМСКОЙ