Антон Богнер: «В Саратове городская политика не работает с конца 1990-х годов»

По данным агентства Zoom Market, Саратов вошел в тройку российских городов (вместе с Екатеринбургом и Брянском), из которых жители хотят уехать навсегда. Комментирует Антон Богнер, архитектор, куратор проекта «Саратов велосипедный».

«В Саратове городская политика не работает с конца 1990-х годов. Власти не интересовались, что нужно жителям, какой общественный транспорт, какая пешеходная система и прочее, - поведал Богнер в интервью «Известиям». - На протяжении многих лет стремились развивать только автомобильный транспорт — уничтожали деревья, сужали тротуары, закрывали трамвайные линии и прочее.

Сейчас у нас общественного транспорта как такового нет. А ведь от этого во многом зависит экономика города. Автобусы у нас немецкие, купленные еще в 1990-х. На них до сих пор — уже лет 25 — висит реклама из Бонна и Кельна. Трамваи дышат на ладан. Кое-как недавно привезли более современные вагоны.

Есть проблема и с точечной застройкой. Рядом с историческими зданиями-памятниками XVIII–XIX веков появляются огромные современные строения. Причем не учитываются потребности жильцов в парковках и зеленых зонах. Такая застройка только ухудшает привлекательность районов. Общественные пространства сильно деградируют, а это в немалой степени влияет на отток людей из города. Плюс безработица и маленькие зарплаты.

Миграция бешеная, особенно среди молодежи. Едут куда могут — в другие города, в столицы, за границу. Это наблюдается в последние десять лет и даже больше. В советское время люди тоже переезжали, потому что Саратов не отвечает потребностям жителей. Основные направления — Москва, Петербург, Казань и Краснодар. Еще, пожалуй, Крым.

Я часто езжу по разным населенным пунктам и отмечаю для себя, что изменилось, повысился или понизился уровень жизни, преобразовались ли общественные пространства, обращаю внимание на детали, дорожные узлы, дренажи, водоотведение и прочее. Всё это связано с комфортной городской средой. Для человека это важно: он каждый день выходит из дома, садится в общественный транспорт, автомобиль или на велосипед, ходит по тротуарам.

В Европе другая концепция — там каждая улица должна приносить определенный доход. У нас этого никогда не учитывали. Районы не работают, не приносят доход, нет зеленых пространств, а каждый метр зелени — это деньги. Если сравнивать с Германией, Францией, Италией или США, то у нас и застройка весьма скудная. Даже если речь не о загранице, а о соседних городах — например, Казани. В татарской столице за 2–2,5 млн рублей можно купить квартиру получше и с большими вариантами планировок, чем в Саратове, а также с дворами без машин. Это тоже имеет значение в вопросе миграции.

Ты обычно сразу визуально понимаешь, где хорошо — где хорошая реклама, пространство, чистые тротуары. В Саратове максимум день можно проходить в белых кедах, потом они покрываются пылью. Очень грязно. Ветер дует с холмов, вся пыль оседает в низине, то есть в городе. Чтобы такого не было, должна быть хорошая продуваемость. А откуда ей взяться, если вдоль Волги стоят высотные 20-этажные дома? Когда я вернулся из Крыма, почувствовал, что мне тяжело дышать. В жару воняет мусором. Конечно, всё это может стать фактором для миграции. Нужна грамотная городская политика».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

https://t.me/reporter64