Алексей Дозоров: ужесточение наказания за пьяную езду лишь увеличит сумму взятки

В Госдуму внесен законопроект, вводящий конфискацию автомобиля в пользу государства у водителей, неоднократно пойманных за рулем в нетрезвом виде либо по вине которых произошло ДТП с пострадавшими. МВД разработало поправки к Уголовному кодексу (УК) РФ, согласно которым максимальный срок лишения свободы за систематическое вождение в нетрезвом виде будет увеличен с двух до трех лет.

«Репортер64» пообщался на данную тему с председателем московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», основателем «Общества синих ведерок» Алексеем Дозоровым:

- С моей точки зрения, увеличение срока никак не повлияет на самих водителей, и, соответственно, на безопасность дорожного движения. Когда человек садится пьяным за руль, он надеется, что его не поймают, или же планирует откупиться. Такие люди не думают, что могут реально сесть в тюрьму. В таком случае от двух или трёх лет ничего не изменится. Максимум, что может поменяться – коррупционная составляющая, то есть сумма взятки.

Что касается конфискации, то у нас этот институт еще не развит, и пока прецедентов не было. А что если автомобиль принадлежит юридическому лицу? Получается, ущерб будет нанесен именно ему, а не конкретно водителю. А если автомобилист управляет транспортным средством, которое принадлежит другому человеку? Я считаю, что пока у этого законопроекта никакой перспективы нет.

Вообще дело не в размере штрафа или сроке, а в неотвратимости наказания. Можно до бесконечности увеличивать штрафы, но если за нарушения не привлекают всех, то никакого смысла в этом нет. Возьмем в качестве примера разговоры за рулем: штрафы ввели, но за пользование телефоном во время движения автомобиля привлекались единицы. Никакого смысла повышать штрафы не было, так как меры были оторваны от действительности.

Кроме того, необходимо, чтобы этому закону подчинялись все без исключения. Независимо от того, кто этот человек – сотрудник полиции, прокурор, судья и так далее. Важно, чтобы он нес ответственность на общих основаниях. Если бы за пьяное вождение лишали прав или сажали всех, невзирая на статус, тогда разговор уже был бы другим.

Плюс к этому должна работать пропаганда, потому что ее практически нет – ни антиалкогольной, ни пропаганды соблюдения правил дорожного движения. Максимум – дают статистику, сколько автомобилистов в год привлекли за повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения, да плакаты на дорогах «не превышай скорость» или «пропусти мотоциклиста» развесят. Но если уж ввели уголовное наказание за пьяную езду, надо в каждой передаче и новостях показывать, что нетрезвых воителей ловят, что их сажают в колонию. Когда люди реально будут видеть такие примеры, возможно, они начнут осознавать свою ответственность.

Подготовил Иван Орлов