Александр Пантелеев о трагедии в Казани: Россия повторяет опыт других стран, где «школьные стрелки» появились давно

Политолог, психолог Александр Пантелеев прокомментировал трагедию в школе №175 г. Казани, где были убиты 9 человек и около 20 ранены.

- К сожалению, Россия повторяет опыт других стран, в частности - США, где "школьные стрелки" появились давно. Самым юным был стрелок 6-летнего возраста Дедрик Оуэнс, который в 2000 году принес пистолет в школу и убил свою одноклассницу, сказав, что она ему не нравится. Судили отца ребенка за то, что он не позаботился об ограничении доступа к оружию.

Проблемой серьезно занимаются в США и других странах. Задача - прогнозировать подобное поведение детей и подростков. Оказалось, что не существует определенного профиля личности, по которому можно уверенно сказать - это будущий убийца, то есть таким преступником может стать кто угодно. Бытует такой термин - неистовый убийца, им становится человек в результате стечения обстоятельств - и личностных проблем, и внешних воздействий.

Ильназ Галявиев совершил тяжкое преступление, чему нет никакого оправдания и нет прощения - он пролил невинную кровь. Попытаемся проанализировать случившееся и понять, почему это произошло. Это - взгляд психолога. Анализ проведен на основе появившейся в СМИ информации.

По отзывам одноклассников, соседей, педагогов, психиатра, выдавшего разрешение на оружие, - Ильназ Галявиев был тихим, смирным, неконфликтным человеком, из благополучной семьи. По словам отца, не был религиозен. Многие его бывшие одноклассники не помнят, что его травили (хотя были и другие высказывания по этому поводу), учителя его до такого состояния довести не могли.

Во время обучения в колледже - спокойный, вежливый, ни с кем не дружил, неконфликтный, "весь в компьютере постоянно". Не состоял в экстремистских группах, "а также иных сообществах с деструктивным или опасным контентом", на учете не был. Но есть обстоятельства, которые привлекают внимание психолога. В начале этого года Ильназ из-за затяжного конфликта и потери контакта с родителями переселился из квартиры родителей в другую. С января 2021 г. перестал появляться в колледже, не выходил на связь с куратором, в апреле его отчислили из учебного заведения из-за академической задолженности.

Он родился 11 сентября 2001 года (дата теракта в США) и считал, что ему уготована "особая участь" из-за даты рождения. В разговорах со своим братом рассказывал, что отрицательно настроен к своей школе, так как к нему там плохо относились, в связи с этим у него иногда возникало желание прийти туда и расстрелять там всех.

В 2018 году ему диагностировали миому головного мозга. Его знакомые говорили, что Ильназа в школе буллили, над ним издевались постоянно, он создавал образ человека, который не мог за себя постоять. Одна из учительниц недолюбливала Ильназа и не дала ему поступить в 10 класс, в связи с чем он после 9 класса поступил в колледж.

Возникает картина "тихого омута", когда внешне не наблюдается заметных предпосылок к агрессивному поведению, а на уровне личности - нарастающий сгусток напряжения и агрессии как способа разрешения проблем личности. Существенное снижение уровня контактов с другими, в частности - с семьей, с однокурсниками, что не дает возможности выхода внутреннего напряжения.

Наиболее вероятное последствие этого – взрыв ненависти, что и произошло. Можно ли было предотвратить взрыв? Да, если бы окружающие поняли проблему личности, особенно - семья. Вряд ли острая фаза конфликта (уход из дома и потеря контактов) возникла мгновенно, всегда есть внешние проявления, связанные с ростом внутреннего напряжения.

За несколько дней до нападения завел канал в "Телеграме", написал, что собирается убить много людей, а затем совершить самоубийство. Такое предупреждение - не редкость в аналогичных случаях, убийцы предупреждают о своих намерениях, причем окружающие это недооценивают. На фотографиях, которые он опубликовал в день нападения, на нем надет шарф с надписью "бог".

В канале говорилось, что несколько месяцев назад он "осознал себя богом", писал, что всегда "всех ненавидел" и отказался от своих родителей. То же самое он говорит и на видеозаписи допроса, опубликованной телеграм-каналом "Еду в Татарстан".

Ситуация называется "...просмотрели". Есть определенные внешние обстоятельства, которые в той или иной степени могли повлиять на трагичный исход. Охрана школы была непрофессиональной, договор был расторгнут дирекцией школы из-за повышения стоимости услуг с 40 до 47 тысяч. Ильназ предварительно готовил убийство школьников, он приходил в школу 11 мая дважды, первый раз - без оружия, посмотреть расписание, вахтер попросила его уйти.

Для сравнения - в Израиле школа окружена трехметровым забором, на входе вооруженная охрана, все - за счет муниципалитета. Есть информация, что в школе, где было совершено убийство, с родителей собирали по 140 рублей на охрану. Родители погибших детей отдали бы во много раз больше...

На опубликованных видео Ильназ спокойно идет к школе с ружьем в руках, даже с кем-то здоровается. Вряд ли окружающие не заметили это. Именно с помощью выстрела из ружья он открыл дверь школы, которую попытался заблокировать охранник.

Разумеется, поведение убийцы, как и его личность, будут подвергнуты оценке специалистами в области психиатрии. Например, его выказывание на допросе о том, что он Бог, на мой взгляд, диагностично.

Можно ли было предотвратить массовое убийство? Специалисты говорят, что предсказать очень трудно, наилучший метод - профилактирование. Очень важно внимание к подросткам и юношам, особенно - в переломные в их жизни моменты, проявления необычного в их поведении, агрессивность, нарушение социальных контактов, конфликты и т.д.

Что сделано в России? Появилось очередное обращение Президента по вопросу ограничения доступа к оружию. Безусловно, это нужно. Но недостаточно. В качестве причины указывают на интернет, компьютерные игры – нет убедительных доказательств взаимосвязи агрессивного поведения и игр.

Почему-то не обращают внимание на многочисленные кинобоевики, которые показывают героями тех, кто добивается нужного ему результата за счет того, что пытает, калечит. Может быть у них у всех забрало запотело? Кивают в сторону школьного психолога - упрекают в формальной работе.

Почему-то не задумываются о его загруженности - на тысячу учащихся один педагог-психолог. Это много или мало? Вопрос риторический. К тому же и этого психолога часто сокращают, да и оплата труда оставляет желать лучшего. Так что проблема нуждается в комплексном решении.

Подготовил Антон Круглов