Александр Ермишин: «В России когда-нибудь будут проходить настоящие выборы, без массовых фальсификаций»

Председатель саратовского реготделения партии «Яблоко» и движения «Жить здесь!» Александр Ермишин на своей странице в соцсети Фейсбук прокомментировал рассмотрение в Саратовском областном суде иска Веры Афанасьевой. Напомним, автор популярного телеграм-канала «Город Глуповъ» выставляла свою кандидатуру от «Яблока» на довыборах в Саратовскую областную думу по Заводскому округу № 2. Иск был о признании незаконными действий окружной комиссии и отмене результатов выборов. 

«В итоге в удовлетворении иска было отказано, но суд позволил получить ответ на очень важный вопрос: что пыталась скрыть ОИК Заводского района, отказывая нам в ознакомлении с заявлениями граждан, изъявившими желание голосовать по месту нахождения через систему «Мобильный избиратель».

Напомню в 2-х словах суть дела. У граждан, имеющих активное избирательное право в Заводском округе №2, и по каким-то причинам не желающих голосовать на «своем» участке, была законная возможность изменить участок для голосования, оформив соответствующее заявление. По данным ГАС Выборы, такой возможностью воспользовалось 1308 человек, что составило 16% от количества проголосовавших (аномально большой процент).

Конфликт в день голосования и ночь подсчета голосов возник после того, как наши представители потребовали ознакомиться с данными заявлениями. В этом нам было сначала прямо отказано, потом (опуская подробности) был предложен формат, исключающий фактическое ознакомление (в течение 15 минут, издалека, из рук председателя ОИК). На следующий день нам была предоставлена возможность только пересчитать заявления по количеству, что мы и сделали, выявив несоответствие по количеству на 13 заявлений.

Фактическая возможность ознакомиться была предоставлена только сегодня в судебном заседании. Процедура заняла приблизительно 4 часа, и тут нужно отдать должное выносливости и работоспособности кандидата (истца), которая проделала эту титаническую работу, сохраняя при этом полную концентрацию. Таким образом, в судебном заседании было установлено, что по моим оценкам 85-90% заявлений были написаны гражданами в один день 3 сентября. Заявление оформляется в электронном виде, на нем компьютер автоматически проставляет время, а при распечатке формирует qr-код, который сканируется при загрузке заявления в систему ГАС Выборы.

Так вот, интервалы между заявлениями, которые оформили граждане на каждом УИК, подчас, составляли от 1 до 3-х минут, что решительно невозможно, учитывая объем данных, который должен о себе сообщить гражданин при подаче заявления, а также время необходимое на вход-выход в кабинет, проверку, распечатку заявления, подпись и т.д. Иногда было даже два заявления в течение 1 минуты. К тому же подписи граждан на этих документах подчас содержали явные признаки подделки (есть подозрения, что сделаны одной рукой).

Я полагаю доказанным тот факт, что заявления оформлялись как минимум, минуя законную процедуру, то есть без физического присутствия заявителя в помещении. А, возможно, вообще без ведома лиц, чьи персональные данные использовались, что дает основания полагать о намерении создать документы, на основании которых третьи лица могли голосовать на избирательных участках.

Но суд, сказав «А», не стал говорить «В». Он отказал в ходатайстве истца сравнить подписи в заявлениях с подписями, которые оставили люди, которые проголосовали по этим заявлениям, в списке избирателей на участке 8 сентября в день голосования, когда получали бюллетень. Есть все основания полагать, что подписи очевидным образом отличались бы в случае, если голосовал не тот человек, который писал заявление. Но для этого необходимо вскрывать опечатанные мешки с книгами избирателей, а это такое действие, которое будет иметь очень серьезные последствия.

Напомню, что нам не удалось получить решение суда на вскрытие в 2017 году, когда у нас на руках были 100% -е доказательства фальсификаций – десятки подлинных бюллетеней, унесенных с участков, которые в сфальсифицированных итоговых протоколах значились обнаруженными в урне для голосования.

Уверен, что вскрытие опечатанной документации и пересчет бюллетеней по решению суда с целью установить истинное волеизъявление граждан это дело ближайшего будущего и сегодня суд сделал очередной маленький шаг в данном направлении – обязал ОИК предоставить для обозрения документы, которые она предоставлять отказывалась.

Правда и справедливость обязательно восторжествуют, и в стране когда-нибудь будут проходить настоящие конкурентные выборы без массовых фальсификаций.

Именно поэтому в выборах необходимо участвовать и в качестве избирателей и в качестве кандидатов! К чему мы всех и призываем!» - написал Александр Ермишин.

Подготовил Александр Тополев