Александр Брод: «В знакомстве с коррупционером можно обвинить любого россиянина»

Конституционный суд признал законным изъятие в пользу государства имущества у родственников и знакомых коррупционеров, которые не смогут доказать законность его приобретения. 

Как пишут «Ведомости», это следует из отказных определений Конституционного суда по жалобам бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, осужденного за взяточничество, а также его родственников и знакомых.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:

- Желание властей усилить борьбу с коррупцией само по себе похвально. Однако перед законом в России равны далеко не все, и касательно применения обозначенной судебной практики возникают логичные опасения. Одно дело, когда имущество изымается у родственников коррупционера, по которым в нашей стране зачастую распределяются средства. Но уже совсем другое, когда Фемида берется за каких-то непонятных знакомых. 

То есть оказаться знакомым коррупционера может буквально любой россиянин. Нигде ведь не прописано, насколько крепкой должна быть связь: люди могли с детства расти вместе и дружить или один раз перекинуться парой слов в подъезде. 

И вот когда какой-нибудь бедолага-сосед окажется подозреваемым в коррупционном сговоре, он будет вынужден доказывать в суде законность происхождения своих средств. Придется собирать справки о доходах и НДФЛ, искать документы, способные прояснить, на какие средства был куплен какой-нибудь диван…

Стоит ли говорить, что все эти «приключения» потребуют массу усилий и времени. Плюс к этому вернуть арестованное имущество в нашей стране крайне проблематично даже при наличии всего вышеперечисленного… Но самое главное, что для миллионов граждан собрать «доказательства» не представляется возможным, поскольку они получают зарплату в конвертах. А что будет с теми, кто купил квартиру на средства, доставшиеся по наследству, или получил в подарок машину от человека, который не пожелает раскрывать свою личность?

В случае же заказного или политического характера судебного дела в знакомые коррупционера можно будет записать максимально широкий круг лиц. Не исключено также, что наберет обороты такое явление, как классическое раскулачивание. В общем, я полагаю, что нам предстоит еще долго совершенствовать налоговую, финансовую и судебную системы в целях соблюдения презумпции невиновности в России.

Подготовил Иван Орлов