Месяц назад завершил свою работу 41-й Московский международный кинофестиваль. Второй раз его провели в апреле, и теперь это станет традицией. И хотя актеры, вступая на красную дорожку, шутили «спасибо, что не в январе-феврале», президент кинофестиваля Никита Михалков заявил, что страхи организаторов по поводу того, что из-за холода люди не пойдут, не оправдались.
Вообще Никите Сергеевичу понравилась идея проводить фестиваль в это время. Он объяснил это тем, что ещё не началось время летних отпусков, а, значит, большее количество зрителей сможет посмотреть фестивальные программы. Второй его аргумент – так мы опережаем Каннский фестиваль, который проходит в мае, следовательно, сможем заполучить фильмы, которые могли бы уйти в Канны.
Но многие, с кем пришлось общаться, не разделяют точку зрения Никиты Сергеевича и считают, что в июне было комфортнее работать и журналистам, и «звёздам».
Как и в прошлом году фестиваль прошёл тихо, телевидение не освещало, многие, даже москвичи, ничего не знали. Жюри основного конкурса возглавил самый знаменитый корейский режиссёр, лауреат Берлинского и Венецианского фестивалей Ким Ки Дук. В состав жюри вошли: турецкий режиссер и продюсер Семих Капланоглу, итальянская сценарист и режиссёр Валия Сантелла, финская актриса Мария Ярвенхельми и российская актриса Ирина Апексимова.
В конкурсе участвовало 13 фильмов из Франции, Финляндии, Ирана, Турции, Италии, Китая, Японии, Казахстана. Россия представила три фильма: «Воскресенье» Светланы Проскуриной, «Эпидемия. Вонгозеро» Павла Костомарова и «Надо мною солнце не садится» режиссера из Якутии Любови Борисовой. Герой «Воскресенья» - чиновник провинциального городка, решающий все вопросы и проблемы с помощью конвертов с деньгами. В фильме прекрасный актерский состав – Алексей Вертков, Владимир Ильин... Удивила всех Вера Алентова, не побоявшись предстать в роли страшной, умирающей старухи, матери героя фильма.
На пресс-конференции режиссёру фильма Светлане Проскуриной был задан вопрос, так ли необходимо было использовать в фильме ненормативную лексику? Она ответила, что это было сделано для большей достоверности, но в прокат фильм выйдет без этого.
Фильм Павла Костомарова – фантазия о том, как Москву поражает быстро распространяющийся смертельный вирус и как две семьи, связанные меж собой, пытаются вырваться из этого ада. Смотреть это тяжело, так как много сцен жестокости и насилия.
Ещё более тяжёлое впечатление оставил фильм председателя жюри Ким Ки Дука «Человек, пространство, время и снова человек», показанный в программе «Мастера». Эта утопическая притча – одна из самых неоднозначных и спорных работ легендарного режиссёра. Многие считают этот фильм полным сумасшествием, а кто-то, наоборот, причисляет его к шедеврам. Жестокие убийства, сексуальное насилие, каннибализм – всё это лишь небольшая часть тех зверств, что разворачиваются на экране. Смотреть всё это впечатлительным и эмоциональным зрителям не рекомендуется, поэтому многие покидали зал. Представляя свой фильм, режиссёр сказал: «После этого фильма половина моих поклонников меня возненавидели». Ещё он отметил, что этим фильмом пытался высказаться на тему христианства.
В коротких заметках невозможно охватить и осветить весь ход фестиваля, поэтому я не буду останавливаться на конкурсных просмотрах, так как фильмов, которые действительно бы тронули, я не увидел.
Помимо существующих 25 программ, к популярным у зрителей «Спецпоказам», «Восемь с половиной», «Русский след», «Свободная мысль», добавилось много новых. Это «Дороги турецкого кино», «20-й век венгерского кино», где показали первый фильм Иштвана Сабо «Пора мечтаний».
В рамках программы «Мир искусств» британский актер и режиссёр Рэйф Файнс, большой поклонник русской литературы, показал свою работу «Нуреев. Белый ворон» о судьбе выдающегося танцовщика Рудольфа Нуреева. Этот фильм он снимал с участием российских актеров, о которых очень тепло отзывался на пресс-конференции.
Хороший подарок зрителям сделали организаторы, показав ретроспективу фильмов классика французского кино Мишеля Девиля.
На открытии фестиваля был показан фильм французского режиссёра Франсуа Рише «Император Парижа» с Венсаном Касселем и Ольгой Куриленко в главных ролях. Это история легендарного французского преступника 19 века Эжена Франсуа Видока.
Закрывала фестиваль документальная лента Вернера Херцога и Андре Сингера «Встреча с Горбачёвым».
По традиции на открытии фестиваля вручается Приз за вклад в мировой кинематограф, а на церемонии закрытия – Приз за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам К.С. Станиславского «Верю». Но вот уже второй или третий раз эти традиции не соблюдаются. Приз за вклад в мировой кинематограф получил на открытии Ким Ки Дук. А приз «Верю. Константин Станиславский», как оказалось, был вручен Рэйфу Файнсу на второй день фестиваля в кинотеатре «Октябрь» после премьеры его фильма. Причём прессу об этом не оповестили и поэтому почти никто не снял Файнса с призом, а он уже на следующий день улетел.
Остальные награды распределились следующим образом.
Лучшим короткометражным фильмом стал французский «Тигр» реж. Дельфин Деложе.
Лучший документальный – «Потому что мы мужики». Реж. Петтер Соммер и Ю Вемунн Свендсен.
Приз за лучшее исполнение женской роли поучила молодая иранская актриса Соха Ниасти за фильм «Моя жизнь на втором курсе» реж. Расул Садрамели.
Приз за лучшее исполнение мужской роли – Томми Корпела (Финляндия), фильм «Пустота», реж. Алекси Салменперя.
Серебряный Святой Георгий за лучшую режиссёрскую работу получил итальянский режиссёр-дебютант Валерио Мастандреа за фильм «Она смеётся».
Специальным призом жюри «Серебряный Святой Георгий» наградили китайского режиссёра Чжан Чи за фильм «Жизнь морских обитателей».
Лучшим фильмом фестиваля признан «Тренинг личностного роста», реж. Фархат Шарипов (Казахстан). Он получил «Золотого Святого Георгия».
На этот раз Никита Михалков не встречал гостей на красной дорожке, так как перенёс две операции, из-за которых на костылях смог добраться только до брифингов и сцены церемонии закрытия.
На пресс-брифинге по итогам фестиваля он рассказал, что в программах было показано 213 фильмов из 64 стран мира, из них – 134 российских. Сеансы посетили более 60 тысяч зрителей.
Владимир Красников, фото автора