Вячеслав Володин объяснил, в каких изменениях нуждается российская Конституция

В «Парламентской газете» сегодня опубликована статья спикера Госдумы Вячеслава Володина «Живая Конституция развития». В ней наш земляк напоминает о том, как по случаю 25-летия Конституции России предложил проанализировать, как работает Основной закон государства сегодня c учётом требований времени. Позднее Володин «конкретизировал ряд своих предложений по обеспечению баланса ветвей власти». Теперь спикер ГД решил выступить с разъяснениями.

«Безусловно, речь не идёт об изменении и пересмотре базовых положений Конституции. Они незыблемы. Напротив, необходимо говорить о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени. Какие для этого необходимы новые конституционные трактовки или дополнительные законодательные решения, отвечающие запросам людей и коренным задачам развития страны. И лишь иногда целесообразны точечные корректировки Конституции, которые позволяют лучше раскрыть правовой потенциал нашего Основного закона…

Если говорить о принципах социального государства, то очевидно, например, что конституционно закреплённые понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» не только не имеют чёткого теоретического и правового описания, но, кроме этого, они динамичны и могут меняться со временем. Достойные условия жизни человека и возможности для его свободного развития сейчас и 25 лет назад — это совершенно разное наполнение этих понятий. Сегодня люди мыслят об этом шире, чем два десятилетия назад. Требования выше. Стандарты современнее. Начиная от продолжительности жизни и качества инфраструктуры и заканчивая новыми технологиями, их возможностями, свободным доступом к ним, безопасностью…»

Вячеслав Володин напомнил об изменениях в Конституцию, внесенных в 2008 году, назвав их правильными.

«Речь идёт о поправках в пункт «в» статьи 103 и пункт «а» статьи 114 Конституции РФ, которыми были установлены нормы об обязанности Правительства ежегодно отчитываться перед депутатами о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Таким образом, направление реализованных конституционных новаций уже задало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. И это даёт результат. Мы видим, что выросла ответственность Правительства и качество власти в целом, стал эффективнее парламентский контроль за принимаемыми решениями.

Сегодня необходимо идти по этому пути дальше. В частности, целесообразно дополнительно детализировать нормы отчёта Правительства перед парламентом по вопросам, поставленным Государственной Думой, в том числе в части оценки деятельности отдельных министерств.

Также было бы правильно — подчеркну, на мой взгляд — дополнительно рассмотреть вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации…

В соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство осуществляет исполнительную власть как коллегиальный орган, состоящий из председателя Правительства, заместителей председателя Правительства и федеральных министров.

В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов Правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию.

Наличие возможности представительной власти высказать своё мнение главе государства по предлагаемому составу Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов Правительства. И, что также важно, способствовало повышению эффективности реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Таким образом, главный вывод и формула актуализации Конституции состоят в следующем. Базовые конституционные нормы и ценности неизменны. Другие положения Конституции могут развиваться и адаптироваться к современности…»