Что стало с «визитной карточкой» Саратова?

Смена регионального оператора по вывозу коммунальных отходов, которую так долго анонсировали областные и городские власти,  произошла в Саратове самым нелепым образом – до сих пор на улицах видны огромные кучи мусора. Между тем, уже названы новые повышенные расценки за данную услугу ЖКХ. Получается, что пострадавшей стороной в данной ситуации опять будет только население? 
Между тем, на совещании в Балакове губернатор Валерий Радаев признал, что в сфере предпринимательства Саратовская область отстает по всем ключевым показателям от других регионов России. Он поставил стратегическую задачу - увеличить к 2024 году оборот малого бизнеса до 1 триллиона рублей, а число занятых в этой сфере – на 75 тысяч человек (до 315 тысяч человек). Правда, как именно будет решаться эта задача, Радаев не уточнил. 
Тем временем очередной ремонт саратовской набережной разочаровал горожан – вновь провалы, трещины, неровное дорожное покрытие. В советские времена Набережная Космонавтов была достопримечательностью Саратова, а сегодня? К чему, в конце концов, приведут бесконечные разговоры о ее благоустройстве, а заодно и строительстве городского пляжа?
Спросим наших экспертов – известных политиков, депутатов, общественников. Три вопроса: 

1) Кто, по-вашему, виноват в мусорном коллапсе, возникшем в Саратове при смене регионального оператора по вывозу коммунальных отходов? Как исправить ситуацию?
2) Возможно ли в Саратовской области в обозримом будущем резко увеличить число предпринимателей и доход от малого бизнеса? 
3) Как вы оцениваете сегодняшнее состояние Набережной Космонавтов? Верите ли в реализацию заявленных проектов - строительство городского пляжа и благоустройство прилегающей территории?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, депутат областной Думы
1) Изменения в системе вывоза мусора вызваны принятием федерального закона о едином региональном операторе. Принят этот закон был достаточно давно, поэтому, безусловно, к изменениям необходимо было готовиться заранее. 
К сожалению, в полной мере этого не произошло, и мы сегодня видим, что региональному оператору требуется определенное время, чтобы наладить работу.
Что касается цены на услугу, то действительно, она однозначно будет повышаться. И это вызывает много вопросов. По моей инициативе в Саратовской областной Думе была создана рабочая группа. В этом меня поддержал депутат Леонид Александрович Писной. В ходе заседаний рабочей группы мы детально проработали проекты типовых договоров с региональным оператором, для того чтобы они соответствовали федеральному законодательству. 
Потому что изначально те проекты договоров, которые были направлены юридическим лицам, управляющим организациям (а это напрямую касается жильцов многоквартирных домов), не в полной мере соответствовали федеральным требованиям.
Например, отсутствовало право выбора со стороны юридических лиц способа учета твердых коммунальных отходов, предлагался лишь один вариант – исходя из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 
Не была прописана обязанность регионального оператора устанавливать контейнеры и содержать их, более того, даже не было четкого определения понятия «контейнер».
В настоящий момент мы согласовали типовые договоры, которые предусматривают обязанность регионального оператора обеспечить наличие контейнеров на контейнерных площадках в нормативном количестве, обязанность заменять поврежденные контейнеры, обязанность регоператора осуществлять подбор упавшего при погрузке мусора.
Принципиальным моментом стало то, что юридические лица и бюджетные организации получили право выбора, как именно осуществлять учет объема твердых коммунальных отходов: исходя из фактического количества и объема контейнеров при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц; исходя из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; исходя из нормативов накопления мусора.
Типовые договоры для ТСЖ и управляющих компаний теперь также предусматривают возможность вести учет мусора «по факту», если у таких организаций закрытые от посторонних контейнерные площадки.
Изменив, таким образом, типовые договоры, мы избежали удорожания услуги в разы. Теперь региональному оператору, муниципальным властям необходимо проводить разъяснительную работу, чтобы все, кто заключает договора, знали о возможности выбора ими наиболее приемлемого для них способа учета объемов вывозимого мусора. Как минимум, все виды типовых договоров (для юридических лиц, для бюджетных организаций, для ТСЖ и ЖСК, для ИЖС), на мой взгляд должны быть вывешены в открытом доступе на сайте регионального оператора, сайтах муниципалитетов области. 
Потому что сейчас не все организации понимают как себя вести в новых условиях, какие именно договоры заключать.

2) Вопрос очень серьезный. Для того, чтобы выполнить задачи, которые поставил Губернатор, а к этому обязательно нужно стремиться, необходимо поменять часть законов на федеральном и региональном уровнях. В связи с повышением НДС, ростом цен на бензин, на вывоз мусора и тд. затратная часть в бюджетах организаций резко возрастает. 
На инвестиционные программы у малого и среднего бизнеса практически ничего не остается, многие просто выживают. Разговоры о том, что создаются условия для малого и среднего бизнеса только на словах. Бизнес этого не ощущает. После каждого заявления о необходимости помогать бизнесу все становится только жёстче. Бесконечные проверки, постоянно меняющиеся правила игры.
Сегодня молодежь, понимая всю эту ситуацию, не хочет идти в бизнес. За I квартал 2018 года в Саратовской области на 18% выросло число предложений о продаже готового бизнеса. Тем, кто считает, что у бизнеса сегодня все хорошо, много денег, я бы посоветовала взять кредит на готовый бизнес (сегодня есть предложения от 3х миллионов рублей). 
И попробовать заняться предпринимательством. Чтобы было понимание, что такое бизнес и как он вообще живет. Возможно, тогда пропадет желание постоянно душить курицу, которая несет яйца. Малому и среднему бизнесу надо помогать на деле, а не на словах. Ведь весь мир сегодня формирует за счет него бюджет, и только мы – за счет нефти и газа.

3) Пора к этому отнестись очень серьезно. Должны быть изысканы средства на приведение набережной в достойный вид. Нужно провести экспертизу и исправить ситуацию. Эта задача должна стать первостепенной. Помочь с ее решением, на мой взгляд, должен федеральный центр, который сегодня практически все деньги из области забирает. 
Такие масштабные проекты, безусловно, должны реализовываться в рамках федеральных программ при софинансировании из регионального бюджета. Ведь выделяются же 300 миллионов рублей на наземные пешеходные переходы, которые по непонятным причинам строятся в местах, где нет большого потока людей. 
В то время как действительно необходимо исправление ситуации с набережной, где ежедневно гуляют тысячи саратовцев, рискуя провалиться под асфальт. Это вопрос не только эстетического вида городской достопримечательности, но и безопасности горожан.

Игорь СЕМЕНОВ, политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью
1) Это не смена регионального оператора, а поспешный, навязанный, не проработанный приход нового монополиста на место местных организаций. То, как это происходит, показывает не только уровень головотяпства появившегося единого регоператора, представляющего структуры близких в Президенту Путину всевластных Ковальчуков, уже прихвативших еще и «Водоканал» Саратова, и тем самым увеличив бардак с водой в Саратове этим летом на порядок, но бессилие и бесхребетность местных властей, которые только разводят руками, вместо того, чтобы защищать своих сограждан. 
А тарифы только растут, вместе с продолжением падения качества предоставляемых коммунальных услуг, которое буквально стремится к нулю.  Уровень безвластия в Саратове нарастает даже быстрее, чем в стране в целом. Терпение людей уже на пределе. И вряд ли что-то можно тут изменить. Действующая система управления себя изжила и подтверждения этой истины будут только множиться.

2) Тенденции в стране обратные поставленным Радаевым целям и в Саратовской области нет ничего, что могло бы не то что развернуть процессы сворачивания и ухода в тень малого бизнеса, но хотя бы смягчения этих процессов. Губернатор, да и все областное правительство прекрасно знает, что его слова и постановка задач не имеет отношения к реальности. И то, что эта ситуация давно стала нормой, лишний раз подтверждает выше изложенный тезис о системном кризисе действующей системы управления, как в стране, так и регионе.

3) В детстве я на теплоходе «Лев Доватор» проплыл с круизом всю Волгу и саратовская набережная была тогда самой красивой в Поволжье. С тех пор многое изменилось, набережные большинства волжских городов преобразились, далеко позади оставив почти не изменившуюся (по крайней мере, к лучшему) саратовскую.  И то, что в последние годы взялись, наконец, за её улучшение - правильно. 
Однако кризис управления в Саратове достиг уже такой глубины, что по-человечески делать тут что-то просто не кому. Поэтому и привлекли «Стрелку», чтоб хотя бы варяги, со всеми их плюсами и минусами, сделали тут хоть что-нибудь хорошее. Боюсь, что и с этим опоздали. 
Когда в городе, наконец, появится Хозяин, тогда и появится возможность качественной реализации проектов, да и сами проекты не будут спускаться с Москвы (хотя уж лучше с Москвы, чем вообще без проектов). Пока же все у нас тут будет продолжаться по принципу: «хотели как лучше, получилось как всегда».

Вера АФАНАСЬЕВА, профессор СГУ, доктор философских наук
1) Вопрос вывозки и складирования мусора в наше время стал очень острым,  именно с ним связаны многочисленные протестные акции в Подмосковье и в других регионах. 
Наверное, и саратовские власти озаботились проблемой вывозки мусора именно по причине её «взрывоопасности», а также потому, что ситуация с мусором в городе и области стала критической. 
Смена регионального оператора по вывозке мусора пока отразилась только ростом гор мусора во дворах и на улицах. 
Мэр Исаев назвал это «переходным периодом». Что ж, наша жизнь уже целое столетие переходной период - постоянные обещание благополучия, но в будущем. А пока  в этой сфере царит двоевластие, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу. 
Боюсь, что в Саратове «переходной период» с мусором может затянуться, поскольку, как всегда, сначала делаем, потом думаем. В данном случае до сих пор нерешенными остались важные юридические и практические вопросы. 
Во-первых, до сих пор неясно, кто должен заключать договор на вывозку с юридическими лицами - собственник или пользователь помещения. Во-вторых, многие бюджетные учреждения не смогли расторгнуть прежние договоры на вывоз мусора. В-третьих, до сих пор не закуплена необходимая техника. 
Замечу, что даже неделя неуборки мусора в летнюю жару весьма и весьма опасна в эпидемиологическом смысле, так что пока ситуация нехорошая. Но вообще речь идёт о смене системы вывозки и обезвреживания мусора, а для этого необходимы серьезные вложения, покупка значительного количества специальной техники, подготовка мусорных полигонов и многое другое, иначе все анонсированные изменения к лучшему останутся только словами.
Есть ли у области и города и области на это деньги? Большой вопрос. 
Непрозрачным был и конкурс по выбору нового оператора - только время покажет, насколько он будет работать эффективнее. И главное - боюсь, что смена регионального оператора не решит проблемы городских свалок - это настоящие авгиевы конюшни, наносящие огромный вред и экологии области, и здоровью живущих поблизости жителей. Уверения властей, что отныне мусор не будет вывозиться на горевший полигон в Елшанке и на несанкционированные свалки, пока остаются только словами. Если не в Елшанку, то куда? 
Ведутся и разговоры про сортировку мусора, на это снова нужны деньги, техника и время. Словом, вопросов, больше, чем ответов. Но одно точно известно - тарифы на вывоз мусора уже выросли.

2) Меня всегда смешат подобные «постановки задач», сколько их уже было на моей памяти! Это из серии советских «догнать и перегнать Америку» или «каждой семье к 1980-му по отдельной квартире». 
Неужели сегодня, спустя 40 лет, непонятно, что любые стратегические задачи должны иметь реальное экономическое основание! Призывами, приказами или даже наказаниями нельзя сделать людей предприимчивыми, бизнес  - успешным, экономику области - стабильной. 
Снова очередной «совок», и хорошо, что пока не Северная Корея. 
Экономических же оснований для любых бизнес-скачков в области нет - давно разрушены производство и сельское хозяйство, система поддержки малого бизнеса практически не работает. Прибавьте сюда рост НДС, цен на бензин, общенациональное падение экономики, отток молодежи в центр - станет ясно, что планы маниловские. 
А почему названы именно эти цифры, кто посчитал, кто дал именно им экономическое обоснование? 
Впрочем, если надо, наверняка отчитаются за любые показатели - к припискам нам не привыкать, а наша статистика - всегда покорная служанка власти. 
Но, думаю, если и придётся отчитываться, то не самому Радаеву. До 2024 года мы наверняка окажемся в ситуации известной сказки про Насреддина - или падишах умрет, либо ишак сдохнет.

3) Действительно, наша Набережная раньше была прекрасным лицом Саратова, местом, которым можно было гордиться. Сейчас, несмотря на постоянные и нередко нелепые модернизации, она в плачевном состоянии - обшарпана, замусорена, на ней практически нет цветов, рассыпается и трескается покрытие. Все держится на «старых дрожжах», ну, и конечно, выручают сказочные виды Волги. 
Что касается новой Набережной, налицо экономическое преступление - она неоднократно проваливалась и сейчас продолжает разрушаться, несмотря на ремонты и заплаты. Очевидны техническая некомпетентность тех, кто реализовывал её  проект, и банальное, всем привычное воровство. 
Что касается городского пляжа на левом берегу, в черте города  - я живу рядом с Набережной и уже лет пятнадцать слышу про его строительство, примерно столько же, сколько и про благоустройство Глебучева оврага. 
Воз и ныне там - пляжа как не было, так и нет, и, думаю, в обозримое время он не появится. Ведь пляж - сооружение дорогое, его создание требует значительных затрат и серьёзных технических решений. Не думаю, что наши власти к ним готовы. 
Куда проще  им было сделать мини-пляж под мостом, в месте, куда не так давно стекали сточные воды. Власти просто позволили людям загорать и купаться, там, где не положено и даже опасно; закрыли глаза на грязные воду и песок,  на опаснейшие каменные останки. Поставили два контейнера для мусора и раздевалку - вот вам и пляж, а люди всему рады. 
Но ведь это же настоящая помойка и отличается от настоящего пляжа, как Саратов от Ниццы. Как-то у меня было совсем мало времени, и я в жару привела туда трехлетнего внука искупаться. 
Подошли к воде, а песок так замусорен, что ребёнок заплакал и говорит: 
- Бабушка, пойдём отсюда, тут так грязно! 
В этом году в безобразном состоянии находится и Городской пляж, тот, что на острове «Покровские пески», - там очень грязно, полно битого стекла, местами стоит отвратительный запах гниющих водорослей. Власть явно махнула на него рукой, не до этого ей. 
А пляж в черте города саратовцам очень нужен, просто необходим, и тут в очередной раз примером нам служит Энгельс.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта
1) К сложившейся ситуации власть должна была готовиться заранее совместно с региональным оператором еще на стадии проведения аукционов по определению компаний, которые в Саратове будут заниматься вывозом мусора. Дополнительно проговаривая и документируя условия «переходного периода», когда одна компания будет уходить с рынка, а вторая еще не приступит к своим обязанностям. 
Из-за того, что власть металась, до последнего момента не было понятно, как будет рассчитываться новый тариф – с квадратного метра или количества зарегистрированных жителей в квартире – стало ясно, насколько в действительности был проработан этот переход. Все это можно было предвидеть и нивелировать хотя бы по одной простой причине – избежать негатива со стороны жителей и СМИ. 
Но, похоже, у всех иммунитет на общественное мнение и недовольство граждан. Результат несогласованных действий и безразличия к людям – кучи мусора на наших улицах и во дворах.

 2) Мало ставить задачи, их еще нужно обеспечивать – со стороны законодательной власти, правительства региона, надзорных органов. Пока я не вижу объективных предпосылок к тому, чтобы в регионе кратно увеличивалось число желающих стать предпринимателями. 
Тенденция обратная - предпринимателям не дают развиваться, вставляют палки в колеса бесконечными проверками, придумывают новые штрафы, новые требования, порой ограничивающие даже в том, чтобы получить господдержку, при этом ждут от бизнеса социальной ответственности и жертвенности. Такая игра в одни ворота вряд ли кому-то может показаться привлекательной. 
Малый и средний бизнес невозможно организовать «сверху», в эту сферу идут деятельные, инициативные люди, которые видят реальную перспективу не просто своей активности, но и вложениям сил и средств на определенной территории.

3) Моя позиция однозначная, она применима для любой сферы – пока нет персональной ответственности, не будет ожидаемого результата даже там, куда идут огромные бюджетные средства.

Николай СКВОРЦОВ, председатель группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Саратовской области
1) Получается, как со снегом. Обещали убрать этой зимой снег на улицах. Не убрали - сам растаял. Что-то похожее сейчас происходит и с мусором. Ждут, когда пойдёт снег и засыпет мусор. А в марте уберут все сразу: и снег, и мусор.

2) Как правило, сроки обещаний хорошей жизни находятся за пределами сроков полномочий лиц, их дающих. В 2024 году полномочия действующего регионального правительства будут прекращены. Соответственно, новое правительство, вероятнее всего, не будет ответственно за обещания, данные старыми чиновниками.

3) Сегодняшняя набережная мне нравится. Она гораздо лучше той, которую я видел, приехав в Саратов 20 лет назад. И в новый городской пляж я тоже верю.