Замыкаясь на показатели

Тут на прошлой неделе представители Общероссийского народного фронта беседовали о медицине. Ну, фронт этот потому и народный, что его представители беседуют на самые народные темы. Вообще, мероприятие называлось (набираем воздуха) «Заседание рабочей группы «Социальная справедливость» (кстати, вопрос на засыпку: а почему в наших думах таких групп не создается? – прим. авт.) по вопросу кадрового обеспечения государственных медицинских учреждений». Но если уж по-народному, по-простому – нам медработников не хватает.

За что можно ценить некоторых деятелей, так это за самокритику. Вот Тимур Савинов (член Регионального штаба ОНФ и руководитель рабочей группы «Социальная справедливость») на этом заседании прямо заявил: «На каждом форуме, на котором присутствует наш президент Владимир Владимирович Путин, обязательно поднимается вопрос о нехватке медицинских работников, в частности, врачей. Каждый год принимается масса решений, которые могли бы изменить ситуацию. Но мы понимаем, что ситуация кардинально не меняется».

Вот кто, представитель какой еще организации может признать такое положение вещей - «Мы принимаем решения, но ничего не меняется»? И мужественно продолжать их принимать, невзирая на встречающиеся трудности в виде отсутствия результатов. Впрочем, и руководители заседания (так же можно выразиться?), и его рядовые участники едва ли не каждую минуту подчеркивали, что разговор идет начистоту. «Мы же договорились с самого начала, что сегодня говорим откровенно и не будем замалчивать проблемы?» - то и дело повторяли они, не то уточняя у руководства, не то напоминая самим себе.

Слово взяла Ирина Бугаева, проректор по учебно-воспитательной работе СГМУ им. В .Разумовского. Она посетовала на «по объективным причинам не очень большую заинтересованность среди молодежи по заработной плате, которую они в перспективе будут получать» и сообщила, что «тем не менее, привлекательность университета не утрачивается с годами». (Впрочем, проректор тут же оговорилась, что многие абитуриенты не представляют, куда они идут, им хочется надеть белый халат, потому что они думают, что медик – это престижная профессия).

Я всегда подозревал, что когда человек получает хотя бы минимально чиновничью должность – например, вместо преподавателя становится сотрудником ректората – он сразу автоматически выучивает чиновничий язык. А это – такое специальное наречие, которое позволяет доказать, что все хорошо, при этом не отрицая, что все плохо. «Денег нет, но вы держитесь» - улыбается премьер-министр, и нищим пенсионерам нефтегазовой державы становится тепло на душе: не так уж все и плохо. «Заинтересованность маленькая, но привлекательность не утрачивается» - говорит проректор, и престиж профессии не посрамлен.

Прозвучали и конкретные цифры. Так, Ирина Олеговна рассказала, что базовая ставка профессорско-преподавательского состава настолько низка, что приравнивается к зарплате медсестры. Ввиду этого, по ее словам, сегодня заинтересованность в том, чтобы защищать диссертацию и получать какой-либо статус, почти исчезла. «Когда речь идет о ставке в 6800 рублей для молодого преподавателя – трудно представить, как можно жить на эти деньги. Понятно, что выплачиваются стимулирующие надбавки, но в лучшем случае молодые специалисты получают 14-15 тысяч в месяц, а нагрузка при этом – всю неделю с утра и до трех-четырех часов».

Далее выяснилось, что стипендия аспиранта составляет семь тысяч рублей. «Семь тысяч стипендия?» - не расслышал сидевший неподалеку председатель Региональной ревизионной комиссии ОНФ Александр Степанов. «Да, у аспирантов» - ответила Ирина Бугаева. «А, у аспирантов. Я думал, у студентов» - сказал Степанов. «Да нет, ну что вы,» - успокоила его проректор.

Председатель комитета медицинской помощи взрослому населению облминздрава Марина Берсенева рассказала о программе «Сельский доктор» и вообще о состоянии медицины на селе. По ее данным, многие молодые врачи, уехавшие работать в сельскую местность, вскоре – сюрприз! – заводят семью и уходят в декрет. А на их место, соответственно, приходится искать новых сотрудников. Она даже назвала это проблемой, потом оговорилась, что проблемой это называть неправильно, ведь нужно улучшать демографическую ситуацию. (А ведь для улучшения демографической ситуации тоже нужна хорошая работа врачей, а они тоже могут уйти в декрет... В общем, замкнутый круг. Вот как работать в таких условиях?).

Тимур Савинов рассказал, что наряду с участковыми врачами существуют и другие специальности, представителей которых сильно не хватает. А некоторые регионы вывели, например, анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов за пределы дорожной карты. «Это позволило местным властям дать им зарплату больше. Потому что, на самом деле, это работа очень важная, замыкающаяся на демографию, на показатели на все, прирост населения России... Мне бы хотелось, чтобы мы с вами обсудили в этом ключе» - сказал он.

Обсудили, чего уж. «Все показатели» стоят того, чтобы обсудить. Даже если «ситуация кардинально не меняется».

Дмитрий МАРКИН