За что подрезали крылья «Саратовским авиалиниям»?

Итак, прекратила перелеты компания «Саратовские авиалинии», единственный региональный авиаперевозчик в Саратовской области. Объявлено о предстоящем увольнении 1 тысячи сотрудников. Росавиация объяснила отзыв сертификата весьма расплывчато: «формальный подход, отсутствие контроля». Не все верят в эти формулировки, кто-то видит в случившемся сугубо политические мотивы.

Тем временем министр финансов Саратовской области Александр Выскребенцев ушел в отставку «по собственному желанию» после скандала, прогремевшего на всю страну. Сам он спал на заднем сиденье служебного авто, а водитель была нетрезва…. Но разве пользование служебным авто в личных целях – редкость в нашем обществе? Велика ли провинность, чтобы увольняться?


Между тем, наступило лето, а власти Саратова вновь не могут решить проблему с купанием горожан в черте города. Ситуация выглядит абсурдной при наличии Волги и популярного, но официально не пригодного для купания Затона. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Спросим у экспертов – известных политиков, депутатов, общественников.

1) В чем, по-вашему, могут быть истинные причины отстранения от полетов компании «Саратовские авиалинии»? 
2) Должен ли был уйти в отставку глава саратовского минфина Выскребенцев? 
3) Кто виноват в том, что саратовцем, живущим на Волге, негде купаться? Есть ли способ решения этой проблемы?

Александр ЕРМИШИН, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь»
1) После катастрофы Ан-148 у общества целиком и Росавиации как регулятора были все основания для самых жестких вопросов к авиакомпании. Возможность обеспечения безопасности перелетов – основное условие существования любой авиакомпании.
Но мне кажется, что способом и методом обеспечения безопасности являются устранение нарушений и жесткий контроль, а не закрытие юридического лица. Если только это юридическое лицо в лице его руководства сознательно уклоняется от устранения нарушений и уклоняется от контроля, чего в данном случае, как я понимаю, ни в коей мере не наблюдалось.
Истинными, а вернее глубинными причинами закрытия авиакомпании, на мой взгляд, является политическая позиция ее главного акционера по отношению к руководству страны и региона. Этим же объясняется вялая позиция региональных властей в отстаивании интересов региона в плане сохранения крупного налогоплательщика и работодателя.
Для региона последствия будут однозначно негативные, если иметь в виду регион в целом и весь комплекс вопросов, который уже был неоднократно озвучен.

2) Я полагаю, что отставка министра после очевидного скандала, пусть и не связанного напрямую с его служебной деятельностью, это логичный итог.
Мне казалось, что его «собственное желание» должно было возникнуть у него самого непосредственно после того, как он стал в состоянии осмыслить произошедшее, не дожидаясь результатов работы комиссии по проверке обстоятельств. Мне чрезвычайно сложно представить себя на его месте, что в кресле министра финансов области, что просыпающимся на заднем сидении автомобиля при известных обстоятельствах, но я поступил бы так же.
И дело совсем не в том, что использование служебного автомобиля в личных целях как-то по-особому осуждается в современных российских реалиях. В конце концов избыточное употребление спиртного, кажется, вообще не осуждается… Дело в том, что это действительно не допустимо для чиновника высокого уровня и должно иметь соответствующие последствия.
Независимо от того, хороший он был министр финансов или нет. Этическая сторона вопроса тоже должна иметь место быть.

3) Ситуация действительно абсурдна. Абсурд еще и в том, что этой ситуации огромное количество лет. Это проблему нельзя решить «малой кровью» или формальным волевым решением «разрешить». Этому должны предшествовать очень серьезные, а значит затратные, инженерные мероприятия.
Предположу, что руководитель, при котором эта проблема была бы решена технически с учетом всех аспектов экологии, вошел бы в историю наряду с самыми успешными саратовскими губернаторами и градоначальниками.
Пока же, как мы видим, эта тема постоянно муссируется, появляясь аккурат к значимым в электоральном смысле датам очередных выборов для привлечения логичного внимания горожан к кандидатам от власти, которые эту тему озвучивают.
Абсурд еще и в том, что мы наступаем на эти грабли неоднократно.

Анастасия МОСКАЛЕВА, член федерального совета движения ОТКРЫТАЯ РОССИЯ, координатор саратовского реготделения
1) После авиакатастроф все авиакомпании испытывают экономические трудности, некоторые даже умирают своей экономической смертью. Так было, например, с Внуковскими и Башкирскими авиалиниями. Но далеко не все компании при этом закрываются. У Нордавиа в 2008 году погибло 88 человек, у S7 в 2006 - 125. Однако свою деятельность они продолжают. С Саравиа совсем другая история. Росавиация выявила у них противоречащие друг другу нарушения: отсутствие нормирования рабочего времени и недостоверный его учет. Как можно делать выводы из якобы недостоверных сведений? Нарушения были, очевидно, поправимы, но тут вдруг выявили какое-то совсем уж странное нарушение "формальный подход". Выявили ради того, чтобы выявить. И вот компания уходит с рынка.
Причина тут, очевидно, не в безопасности полетов. А в медиахолдинге, принадлежащем Аркадию Евстафьеву. Единственное в городе СМИ, которое говорило людям правду. Правду о политике, о выборах, о том, как тело мертвой женщины пролежало 3 часа в здании суда и все ходили мимо, о преследованиях людей за их политические взгляды и о пытках в полиции. Сейчас мы по всем фронтам видим борьбу власти против правды в СМИ и свободного политического волеизъявления людей. Мы прекрасно понимаем, что лишить Аркадия Евстафьева приносящей доход компании означает сократить финансирование этому медиахолдингу и обречь их на экономическую смерть. Так что гибель Саравиа несет сугубо политический окрас. 
Теперь у 27 000 жителей области сорван летний отпуск. Вчера Аэрофлот уже начал продажу билетов в Москву по 50 с лишним тысяч рублей, ведь конкуренции больше нет. Теперь область лишится многих прямых перелетов. 
Аэрофлоту выгоднее отправить всех нам в Московский хаб для последующего перелета в Армению, Турцию, Германию и по стране. Область потеряет 300 миллионов рублей налогов в пользу Москвы, а ведь регионы и так только и делают, что кормят столицу. 1200 человек лишатся работы. 
Они будут вынуждены искать работу в компаниях в других городах, оставлять семьи, соглашаться на худшие условия труда, ведь предложение рабочей силы на рынке резко выросло. 
Политика нашей страны на уничтожение малых компаний любой сферы в пользу гигантов очень опасна. Она проявляется в банковской системе, у авиаперевозчиков, в ритейле, страховании и ного где еще. 
Малый и средний бизнес уничтожается проверками и созданием невыносимых экономических условий. Это приведет к тому, что люди не будут иметь выбора поставщика услуг и места работы. Нам придется соглашаться на их монопольные цены и низкие зарплаты. Для экономики страны это гибель. Для власти - тотальный контроль.
Я составляла открытое письмо жителей области в поддержку Саравиа для Росавиации и собирала подписи, но мы пониманием, что мнение жителей города при тотальном переделе рынка - для чиновников лишь писк, на который не стоит обращать внимание.

2) В этой ситуации порадовало лишь одно. Хорошо, что сотрудников ГИБДД не уволили, а случай не скрыли. Инцидент показал все лицемерие нашей власти: умение оформлять отпуска задним числом, возможность быть безнаказанно источником смертельной опасности для людей, чувство превосходства чиновников над народом и отказ сидеть за решеткой вместе с такими же преступниками, как они, отсутствие культуры у лиц, находящихся у власти. 
Считаю, что отставка по собственному желанию - это насмешка над людьми. В таких случаях людей увольняют по статье за утрату доверия и возбуждают уголовное дело по статье 286 УК РФ за превышение полномочий. Именно превышением является использование служебного автомобиля в личных целях. 
Если руководство области этого не сделает, то это уже халатность губернатора. Напомню, что меня в связи с моими политическими взглядами уволили по статье за прогул за существенно меньший проступок из СГМУ.
Кстати, на днях нас с Алексеем Лукьяновым вопреки статье 13 Конституции ещё и оштрафовали за наши политические взгляды. Оштрафовали с большим числом нарушений и без единого доказательства. 
Факт превышения полномочий этим министром зафиксирован на видео. Мы с нетерпением ждём от суда равного правосудия для нас и для этого чиновника. Я требую дать министру, так же как и нам, ровно 1 час и ни минутой больше для ознакомления с делом. Мы ждём! И организация помощи диабетикам, думаю, ждёт этого вместе с нами!

3) Выход из этой ситуации есть. Как ни странно, он требует работы от местных чиновников. В первую очередь необходимо провести очистку всех пляжей от мусора. 
В день Волги, когда чиновники потратили кучу денег на очередные городские концерты, участники движения "Открытая Россия" провели очистку пляжа рядом с мостом. Обнаружили бутылки из-под алкоголя, использованные шприцы, чеки за 2010 год. 
Да, именно с этого года на пляже не очищались урны. В ответ суд оштрафовал меня и Алексея Лукьянова на 5 000 рублей каждого.
В Европе к пляжному сезону готовятся за несколько месяцев, просеивают песок, организуют инфраструктуру. 
Они понимают, что организация зон досуга - это их обязанность. Тем более, что это может приносить налоги в бюджет, если дать возможность проявиться малым предпринимателям.
Но наши власти не готовы к этому по одной простой причине. Помимо очистки пляжа необходимо вложить существенные средства в очистку самой реки и организовать безопасность населения при купании. 
С Волгой на самом деле ситуация катастрофическая. Недавно мы совершили рейд по свалкам в природных зонах города и увидели настоящую экологическую катастрофу. Например, в Глебучевом и Маханном овраге свалки мусора осуществляются прямо в местную реку, которая подземными путями несет свои воды в Волгу. Это заражает воду, которую мы пьем и в которой должны по идее купаться. 
Мы составили жалобы в администрацию Саратова и Саратовского района, Росприрод- и Роспотребнадзор, выложили видео в социальные сети. Отреагировал только один орган - администрация Саратовского района, обещали убрать свалку. 
Правда, пока не исполнили. Остальные напишут отписки, а Маханный овраг продолжит погибать в грязи. Более того, я обратилась в Росприроднадзор области с предложением организовать рабочую группу по экономическому планированию раздельного сбора мусора в регионе, предложила свою бесплатную помощь по реализации всех расчетов. 
Саратов мог бы стать пилотным регионом, где раздельный сбор мог бы существовать не на словах, а реально. В ответ - тишина. Прокуратура снова нас оштрафует за любовь к родному краю. И на этом борьба со свалками закончится.
По безопасности людей при купании ситуация тоже запущенная. Тут нужны спасатели. Им нужно платить зарплату, которую не украдешь ни на каких госзаказах. Для чиновников это неинтересно. А если кто-то утонет на реке, ответственность нести им не хочется. Вспоминается случай, когда катер отрезал голову женщине на одном из наших пляжей. Кто-то из чиновников понес ответственность? Конечно, нет. 
Так что с купанием жителям области придется отложить. Родная Волга недоступна, а перелеты в другие места нам внезапно отменили. Чиновники за бюджетный счет купят себе билеты по 50 тысяч у Аэрофлота и оставят нас тут одних. Желаю всем счастливого отпуска.

 

Николай СКВОРЦОВ, председатель группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Саратовской области
1) Думаю вопрос с авиасообщение будет решён в ближайшие дни и не в ущерб для жителей. Истинная причина отзыва сертификата, по моему мнению, - собственник авиакомпании больше занимался политикой, отвлекаясь от управления. В связи с этим маленькие проблемы внутри компании наросли в большой ком, который и привёл к трагедии. 

2) По правде говоря, такую ситуацию сложно комментировать, не обладая всем массивом информации. Мог ли человек в отпуске расслабиться? Мог. Девушка с министром - его любовница или подруга семьи? Не знаю. Передавал ли он управлением служебным авто? Неизвестно. 
Машина использовалась в нарушение закона? Не знаю. Поэтому однозначных выводов по данной истории я сделать не могу. Хотя, по-человечески, министра жалко. Он - профессионал своего дела. И поступил тоже по-мужски. Уволился, не допустив ухудшения имиджа региональной власти. 

3) Сапожник без сапог. Это все из этой же серии! Есть Волга, но нет нормального городского пляжа. Хорошо, что вопрос поднят. Странно, что он ещё не решён. Выход, конечно, есть - строить новый пляж на набережной. Осталось дело за малым: согласовать проект и найти деньги. Как вариант - концессия.

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области
1) Все мы знаем истинную причину случившегося с  "Саратовскими авиалиниями" - за едва ли не сотню погибших, полагаю,  в халатной недавней авиакатастрофе надо отвечать по полной программе! Точка. 
Для региона, думаю, это будет очередной констатацией, что все мы, вместе взятые, по-аяцковски, кузебаевцы. Точка. А тысяче увольняемых сотрудников "Саравиа" и членам их семей могу лишь порекомендовать - думайте, за кого голосовать на выборах президента, губернатора, депутатов?

2) В этой ситуации, полагаю, ушел правильно, хотя жаль, так как уважаемые мною люди отмечают его высокую профессиональную компетенцию. Вывод для всех нас, увы, один: пить надо меньше! И ни в коем разе не мешать крепкий алкоголь с пивом и/или вином.

3) Выход всегда есть, даже когда тебя бьют пятеро, а позади забор. Представьте себе насчет этой локальной проблемы, что мэром Саратова является Григорий Ахтырко, или Александр Анидалов, или Дмитрий Коннычев, да мало ли у нас в городе подобных мужчин? Представили? Не только застарелые пляжные мучения, но и многие иные вопросы решатся на счет раз! 

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог
1) На мой взгляд, в ситуации с «Саратовскими авиалиниями» идёт банальный передел собственности. Одна бизнес-группа вытесняет другую, используя все подручные средства, в том числе – влиятельных политических лоббистов.
О судьбе работников, вытесняемой с рынка авиакомпании, а также интересах авиапассажиров главные «режиссёры» этой «отжатки» думают в последнюю очередь (если вообще думают). Между тем, как говорится: «свято место пусто не бывает». Желающих «порулить» аэропортом «Саратов» достаточно. Авиакомпания «Аэрофлот» уже завлекает потенциальных саратовских клиентов своими рекламными обещаниями.
Смена авиаперевозчика вряд ли существенно скажется на пополнении налоговых отчислений в региональный бюджет.

2) Скандалы, криминальные аресты и даже подозрительно трагический уход из жизни отдельных высокопоставленных сотрудников правительства Саратовской области, увы, стали привычным явлением наших дней.
Разношёрстная компания нынешних чиновников с Московской, 72 никак не хочет (или не может) стать полноценной, профессиональной командой под руководством «народного губернатора». Отсюда и реальная (а не дутая) аховая социально-экономическая, экологическая, политическая ситуация в нашем многострадальном регионе. 
Но одной лишь критикой для исправления положения не обойтись. Нужны давно назревшие кадровые решения, относящиеся к полномочиям Кремля.

3) Из года в год с приходом лета остро встаёт проблема отсутствия благоустроенных пляжей в черте Саратова. Мэры и депутаты гордумы меняются, а проблема остаётся. Почему так происходит? Учитывая, что в руководстве Саратова и области преобладающее число единороссов, этот вопрос логично адресовать, в том числе, региональной и городской организациям партии «Единая Россия», которая от выборов к выборам призывает нас «верить их делам».