Вячеслав Трофимов: «Аэропорт или деньги»

Председатель региональной Гражданской общественной палаты, участник организации «Комитет-64» представил свой взгляд на строительство нового аэропорта в Саратове.

«В Саратове в 2012 году занялись строительством нового  аэропорта, да не простого, а международного, целого хаба, чтобы все инвесторы свободно могли прилетать из далёких стран, даже на Боингах мечты, дабы оставить свои денежки в чистом поле чудес, где сбываются все мечты и желания.

Имя села Сабуровка, расположенного возле выбранного места строительства,  непростое, а царственное, видимо выбирали со смыслом, с дальним прицелом. Когда-то, в далёкие времена, барышня Соломония Сабурова была выбрана на конкурсе красавиц самим царём Василием из Московии и стала царицей. Но, видимо, не дочитали авторы идеи сказку про царицу до конца и не всё узнали про неё. Бездетной оказалась царица Сабурова. Плодов не принесла царю и русской державе, сослали её в монастырь. Пустышка трону н державе не нужна.

В Саратове тоже был конкурс среди владельцев земель, кому выпадет счастье получить денежки за вовремя приватизированную землю, продав её подороже для строительства аэропорта. Случайные люди ту землицу не получили, всё свои, приближенные ко двору. Областная дума во главе с Валерием Радаевым  решала вопрос жизни для губернии и для её чиновников - жить или жить хорошо. Решили в пользу Сабуровки и нужных людей.

Местное население не спрашивали, референдумов не проводили, даже не обсуждали будущее место, не говоря уже про всякие расчёты зоны отчуждения по выбросам газов, шумам и прочим особенностям и опасностям будущего объекта повышенной опасности. С началом строительства так спешили, что даже экспертизу проекта не успели сделать, ни строительную, ни экологическую.

Грандиозные планы по потоку пассажиров в 1 миллион в год и около 20 млрд. руб. инвестиций  так завораживали начинателей, что все излишние формальности были отвергнуты и процесс пошёл. Одна проблема, найти этот проект в федеральных программах развития авиации на 2013, 2014, 2015 годы не удалось, но деньги, тем не менее, в область поступили. И народ приступил к их освоению, активно суетясь возле правительства области.

Новое правительство области во главе с Валерием Радаевым при помощи влиятельных людей привело в действие механизм выделения федеральных средств и, вдруг, появился проект, или план или просто мысли о создании в Саратове международного центра или чего-нибудь, но за деньги и чужие. Для области такие планы или мысли, вероятно, благо, но даже благо можно прекратить во зло при неумелом использовании. Вопрос в том, кому это благо досталось, и что он сумел с ним сделать. Для этого проведем небольшой разбор  проекта и его последствий.

Обоснование строительства

В пользу необходимости строительства аэропорта со стороны правительства области никаких обоснованных предложений, расчетов и соображений не приводилось и не проводилось. Поэтому, можно руководствоваться только общими рассуждениями, приведенными в прессе со слов чиновников, сказанных в разное время и по какому-нибудь поводу.

Можно выделить несколько основных доводов:

  • старый аэропорт находится практически в городе, поэтому, представляет опасность для людей, является источником шума и вредных выбросов,
  • старый аэропорт не позволяет принимать новые современные самолеты, совершающие международные рейсы, что неудобно для жителей,
  •  отсутствие нового аэропорта не позволяет развивать международные связи области и ограничивает поток инвестиций,
  • перенос аэропорта в иное место позволит использовать освободившуюся большую территорию для расширения города.

Проведем оценку  приведенных доводов.

До начала строительства  из  Саратовского аэропорта летали самолеты в Москву, некоторые города СНГ  и в Германию. Всего, в действующем активе САРАВИА было 8-10 самолетов. Других компаний не было. При такой загрузке  серьезного вреда среде обитания не может быть, шум также не сильно был слышен, так как  взлётная полоса  проходит в стороне от населенных районов города, если не считать бурно застраивающийся район в Солнечном. Но началу застройки дало само правительство области, уже имея ввиду перенос аэропорта. Теперь наличие жилых домов по маршруту полёта самолётов используется  для обоснования переноса аэропорта.

Загрузка аэропорта была в пределах 400 тыс. пассажиров в год. То есть, по загрузке это обычный внутренний  аэропорт для региональных линий.

            Довод об опасности и вредности старого аэропорта не подтверждался, поэтому перенос аэропорта  не был обоснован, да никто и не делал никакого обоснования, когда такие деньги засветились на горизонте. Решение узкого круга лиц во главе с губернатором Радаевым и есть обоснование строительства.

В мире имеются много  моделей самолетов, какие  способны использовать взлетную полосу такого размера, как в  Саратове, длиной 2200 метров. Всё сводилось лишь к дооборудованию аэропорта  современными средствами навигации, обучению персонала и организации сервиса в существующем аэропорту с одновременным допуском на него других авиакомпаний, либо к закупке «САРАВИА» современных самолетов для снижения шума и повышения комфорта пассажиров.

Ничего подобного за последние 10 лет в Саратове не делалось и не делается. При том, что правительство области участвовало в деятельности авиакомпании, как собственник (акционер), имея в совете директоров компании своего представителя.  Отчета правительства об этом замечательном периоде работы частно-государственного партнёрства жители не видели и вряд ли увидят, хотя в совете директоров были вполне  ответственные деятели правительства.   

В настоящее время деятельность «САРАВИА»,  как авиаперевозчика, прекращена и из старого  аэропорта летают другие компании на других самолётах. Как оказалось, это возможно. Почему нельзя было допустить другие компании  раньше, никто не объяснил.

            При необходимости организовать для саратовцев международные чартеры в популярные страны для  отдыха и туризма, это было несложно сделать, допустив в аэропорт иных операторов, располагающих более современными самолетами, учитывая, что количество таких рейсов небольшое. Также имеются готовые аэропорты поблизости, в Самаре и Волгограде, до них сегодня можно доехать за 4,5-5 часов. Предположить такую возможность, как появление скоростных поездов между Саратовом и соседними городами, не только можно было, но было необходимо, учитывая потребность жителей и нахождение Управления Приволжской ж.д именно в Саратове. Но такие мелочи, как мнение граждан, для саратовской власти пустяки по сравнению с суммами ожидаемых инвестиций.

Поскольку географию мест отдыха саратовцев никто не изучал,  руководствуемся данными прессы о местах, посещаемых   саратовскими жителями: Египет, Турция, Болгария, Германия, Чехия, Испания, Италия, Англия, Тайланд, Китай. В большинство названных стран, кроме Китая и Тайланда, расстояние позволяет долететь самолетами класса  Суперджет, то есть, не является проблемой. В оставшиеся страны летает достаточное количество самолетов из аэропортов российских городов, в каких можно без труда сделать пересадку при правильной организации полетов.

            Доводы о неудобстве для жителей, ввиду отсутствия международных рейсов, упирались  в простое нежелание кого-то эти рейсы организовать, а это не основание для строительства нового аэропорта с огромными затратами для убыточного бюджета области.

Жителю области резонно задать вопрос: а зачем  нам международный аэропорт? Что он нам должен дать? Попробуем ответить, так как от правительства области ответа нет до сих пор. Нам говорят, что  увеличится поток инвестиций, так как к нам  сразу приедут  разные инвесторы, какие  никак не могут до нас добраться, ввиду низкого уровня сервиса.

Допустим, но сначала поинтересуемся. а зачем к нам лететь этим избалованным сервисом инвесторам. Есть ли у нас, то, ради чего надо бросать теплые ухоженные кабинеты и европейские города для поездок в забытый богом Саратов. Вот здесь и зарыта проблема. Что осталось в Саратове для развития бизнеса, способного заинтересовать иностранных инвесторов? 

Саратовский авиационный завод, поставлявший самолеты на экспорт, сделавший новейшую модель летательного аппарата («летающую тарелку»)  уничтожен, стерт с лица земли. Судя по прессе, чертежи проданы за рубеж и именно там планировалось  производство «Русской летающей тарелки». Но пока почему-то не получилось. Зато новое топливо для «тарелки»- Аквазин точно спёрли и уже американские ракеты летают в космос на аквазине, пока в России прижимают его разработчиков и уничтожают заводы.

Три станкостроительных завода, поставлявших уникальные станки на экспорт, разорены и уничтожены, как предприятия. «Элмаш», «Рефлектор» перестали существовать как прежние  крупные предприятия. От «Корпуса» остались жалкие остатки. Радиоприборный завод после трех банкротств еле сводит концы с концами, потеряв половину территории и снова на грани очередного банкротства.

СНИИМ  распродан по частям под магазины и прочие заведения, даже мировых судей Кировского района затащили на край города, чтобы помещения не простаивали, да денег приносили. Зато  собственник бывшего НИИ «эффективно» консультирует правительство после ухода с  поста министра промышленности и заместителя председателя правительства.

«Нитрон» не производит ни волокон, ни современной пластмассы, ни изделий- только сырье, куда делись  изделия, тоже неясно. Новое производство, планируемое на промплощадке не оставляет надежд населению на улучшении экологии и появление современных производств с нужной народу продукцией. Снова будет производство вредного сырья для вывоза на экспорт.

Филиалы саратовских заводов в городах области исчезли. Балашовские предприятия разорены, Балаковские предприятия дышат на ладан. Энгельсское «Химволокно» разорено и больше не поставляет ни в Россию, ни за рубеж свою продукцию, хотя, в основном,  в Энгельсе предприятия   остались и ещё работают. Легче  описать что осталось, чем то, что  было и исчезло. На оставшихся предприятиях износ основных фондов доходит до 80%, это означает, что их проще снести, чем восстановить.

По Саратову опасно ходить и ездить, ввиду плачевного состояния домов и дорог. В центре города негде поставить машину - всё занято машинами, не смотря на запрещающие знаки. На дома исторического центра страшно смотреть - они не видели ремонта, наверное, со времен олимпиады 1980 года. И вот на эту благодать мы рассчитываем привлечь избалованных сервисом инвесторов, построив за огромные деньги международный аэропорт. Так предполагало и нам вещало правительство и губернатор Радаев. А что мы предложим заморским гостям? Знаменитое: «Придите и володейте нами» или придумаем что-то свое, современное. Так,  надо сначала придумать, а потом звать и строить аэропорты.

Во времена губернатора Павла Ипатова  как-то попалось содержательное  выражение одного из потенциальных инвесторов в ответ на призывы о привлечении инвестиций в Саратов со стороны  прежнего министра инвестиций: «У него ничего нет, и он ищет дураков, которые ему всё дадут». Как говорится, комментарии здесь излишни. Того министра уже давно нет в Саратове, но дело его живёт в виде голых прожектов и пустых обещаний инвестиций и всего с ними связанного.

Благодаря приезду посла Германии мы узнали, что в области   работает 40 предприятий с немецким участием. Это, наверное, хорошо, но нами пока ощущается слабо.  В Германию можно долететь  на Суперждете, гордости Российской авиации (или её позоре), или его аналогах, вполне приемлемо. Для этого новый аэропорт не нужен, да и посол не пешком пришёл.

            Довод  о срочной необходимости для  наших предприятий броска в Европу или дальше, пока не нашел своего подтверждения, поэтому, в качестве обоснования строительства аэропорта не проходит.

Итак, остался последний аргумент в пользу строительства - свободная земля для развития города Саратова. Пожалуй, это единственный обоснованный аргумент. Действительно, земли в Саратове не осталось, а денег хочется. Не сносить же старые лачуги в центре, занимаясь расселением и ремонтом исторических памятников. Гораздо проще застроить чистое поле со всеми коммуникациями - очень лакомый кусочек для строителей. Наверное, это ощущение больших денег и создало такое непреодолимое желание перенести аэропорт куда угодно, лишь бы очистить место.

Вероятно, поэтому нет  обоснований и прочих ненужных вещей по новому аэропорту, потому как здесь-то всё обосновано. Площади застройки посчитаны, метры оценены, доход распределен между основными участниками концессии. «Лед тронулся господа концессионеры», сказал бы известный литературный персонаж. Тем более, за государственный счет, поскольку строительство нового аэропорта планировалось произвести за счет госбюджета и будущего его владельца. У правительства же нет денег, потому оно заранее отдало  всё богатому дяде: и аэропорт и прибыль от него, не забыв про себя, и оставив жителям  проблемы, связанные с использованием построенного чуда инвестиций.

Всё очень по-саратовски: бюджетные  деньги -это наши деньги, а наши деньги -это итак наши деньги. Вот такое у нас обоснование. А кто не согласен, тот может «валить»,  для этого и поезда достаточно. И «валят» саратовцы из родного города, кто куда. Сначала в Москву, потом дальше,  куда глаза глядят или на сколько денег хватит.

            Таким образом, получается, что единственным основанием для строительства нового аэропорта являлось  желание неких сил освоить новую площадку в городской черте и её застроить с выгодой для себя. И желание других сил получить много бюджетных денег для их очевидного распила.           

Какое отношение к этому имеет население, какие для него выгоды - неизвестно и никем не освещается ни раньше, ни сейчас. Проект застройки освобождающейся территории также публично не обсуждался. Всё тихо и келейно. Прошло уже 7 лет с начала строительства нового аэропорта, а жители Саратова до сих пор на знают, что будет строиться на огромной территории, почти 230 Га, практически в центре города.

На поверхности лишь призыв - «даёшь аэропорт», а подразумевается - «отдайте скорее землю» под застройку. Но одна беда надвигается на Саратовских строителей - землицу уже отдали московскому инвестору в обмен на инвестиции для строительства  аэровокзала в новом аэропорту. Ничего, что инвестор получит право на управление новым аэропортом и возможность  получения прибыли от его деятельности, ему ещё и землю отдали для возмещения неоценимых затрат, без оплаты и без обременения. Строй что хочешь и как хочешь. А как же конкурсы и прокуратура? Про народ говорить неприлично. Не поймут. Можно смело предполагать, что строить всё новое будут тоже московские строители, деньги есть кому получать и жадным саратовским умельцам по присвоению бюджетных средств в обмен на непотребное жильё, останется только облизнуться и «сматывать удочки» или сматываться. Наступают  «новые времена».

Имелись ли иные варианты для расположения аэропорта, если уж так невтерпёж перенести старый? Оказывается имелись и Комитет 64 о предлагал такой вариант до начала строительства. Теперь, спустя 7 лет, можно оценить его выгоды и сделать сравнение.

Было предложено правительству области совместно с Минобороны решить вопрос о переносе военной авиабазы дальней авиации из Энгельса в другое место, а на освободившемся и готовом аэродроме с двумя взлётными полосами построить только вокзал и можно использовать. Сроки максимально короткие, затраты в три раза ниже и не надо строить дорогих дорог и развязок, прокладывать коммуникации и нести прочие затраты. А как удобно было бы населению, даже объяснять на надо. Удобно как для саратовцев, так  для жителей Энгельса и всего Заволжья. Подъехать можно из любой точки области по имеющимся дорогам. Время в пути минимальное и общественный транспорт  уже сегодня по данному маршруту ходит из Энгельса до Саратовского ж.д вокзала.

Главный довод по переносу военной авиабазы - безопасность жителей, потому как нахождение военного объекта повышенной опасности с ядерным оружием в черте миллионного мегаполиса неоправданное пренебрежение правами граждан, их безопасностью и правом на жизнь. Военную базу разумнее расположить там, где она максимально приближена к решению поставленных задач, а не в центре России. В Саратове и возле него итак сосредоточено столько объектов повышенной опасности, что жить здесь многим покажется нежелательным только по указанной причине.

Что сделало правительство области и «народный губернатор» в ответ на публичное предложение о переносе авиабазы и использовании её инфраструктуры для нового аэропорта? Ничего. «Нам надо много денег и мы их возьмём, чего бы ВАМ это не стоило» - примерно так можно оценить позицию и действия правительства области и губернатора в ответ на предложения граждан.

Стоимость строительства

Затраты на строительство  нового аэропорта в Сабуровке состоят из нескольких основных статей : строительство взлетной полосы и её оборудование средствами навигации, строительство здания аэровокзала  и коммуникаций, строительство подъездных путей. Насколько удалось понять из отрывочных сведений, сообщаемых чиновниками областного правительства, взлетная  полоса и оборудование средствами навигации ведётся  на средства бюджета РФ, так как будет федеральной собственностью (стратегический объект).

Все коммуникации области необходимо построить самостоятельно, в порядке софинансирования. Здание аэровокзала и службы сервиса должен построить  инвестор, получающий право на использование аэропорта. Что же имеется у нас? За счет бюджета РФ должно быть выделено, по разным сведениям, более 6  миллиардов рублей. На дороги примерно 7 млрд. руб., столько же на аэровокзал и сервисные службы. Общая стоимость строительства прогнозировалась  в сумме  20 или 22 миллиарда рублей, примерно по 7 млрд. руб. на каждый раздел сметы.

Проект строительства при его начале отсутствовал, как и его экспертиза, в ходе строительства претерпел изменения, в связи с увеличением длины взлётной полосы с 2600 до 3200 м. Окончательная экспертиза получена в 2015 году, через 3 года после начала строительства, когда по обещаниям правительства аэропорт уже предполагалось ввести в эксплуатацию.

Обоснования возврата средств тоже никто не приводил. Источники инвестиций и инвесторы  замалчиваются. Первоначальный инвестор ГК «РЕНОВА» Виктора Вексельберга, судя по сведениям из прессы, испытывает финансовые сложности и определённо пытался переложить тяготы на других.  Полагаем, что это  кредиты, полученные правительством области, но отчётов нет, посему одни догадки.

Тогда, кто тот добрый человек, видимо, потерявший голову от красоты саратовских девушек, и вложивший в нашу область около 15  млрд. рублей без всяких шансов на возврат? В ходе строительства из-за удлинения полосы увеличилась стоимость, в связи с чем  подрядчик ОАО «Волгомост» попал в долги и под раздачу. Его пришлось заменить. Теперь предприятия банкротят, отобрав проектную документацию и не заплатив деньги. Похоже на зачистку следов и сокрытие ненужных сведений о строительстве.

Новый подрядчик из ГК «Сумма» тоже попал в трудное положение  уже из-за собственников группы, оказавшихся в СИЗО. Где берёт деньги, неизвестно. Главный зачинщик строительства - заместитель председателя правительства  Моисеев предусмотрительно сбежал из области, как только начались первые трудности, и пригрелся в головной компании, курирующей строительство в группе Вексельберга. Больше не даёт интервью, не обещает сдать к очередной осени,  и не рисуется  публично, затих, видимо, из скромности. Осень приходит и уходит, а аэропорта всё нет.

Особый сказ про дороги.  От трассы на Вольск до места нового аэропорта каких-то 7 км.  От объездной  дороги и того меньше - около 5 км. Но правительство области запланировало ещё новую дорогу проложить - из самого Саратова, это еще около 12 км. Отрадно, конечно, но зато стоимость строительства этих подъездных путей, то есть, дороги, поражает буйством фантазии- сначала назвали 3, потом 7 миллиардов рублей, теперь вовсе молчат. Где люди берут такие цены на строительство, невозможно понять.

Конечно, в Саратове есть примеры дорожного строительства, где стоимость, мягко говоря, зашкаливала. Например, дорога из Ленинского района в Волжский, в районе Гусельской свалки. Там при прежнем губернаторе сотворили трассу в никуда, но за очень большие деньги, есть с кого брать пример. Но прежний губернатор за свои подвиги был  подвергнут  жестокой критике, за это и пострадал.

В итоге, вместо короткого пути от кольцевой автодороги, более-менее приемлемый для жителей, выбрали самый длинный и неудобный путь - строительство «северного подхода» от Вольского тракта до Сабуровки с таким количеством архитектурных дорожных излишеств, что можно только подивиться буйной фантазии проектировщиков и строителей.

Денег ушло немерено, а проблема подъезда не решена. Всякий, кто ездит на дачу через Ленинский район и по Вольской дороге, скажет, что в выходные дни и в час пик проехать очень трудно и точно не быстро. Как это увязывается с поездкой в аэропорт,  никто не объяснял, надо было деньги скорее освоить. Мы же спешим сдать аэропорт к очередной  осени. На другую трассу, более удобную для горожан, денег уже не осталось.

За потраченные средства на строительство сверхзатратного подъезда к аэропорту можно было бы отремонтировать все дороги Саратова, вместе с тротуарами, и ещё построить развязку на Стрелке, чтобы сократить пробки на дороге в Ленинский район. А вместо этого жители получили развязки и мосты в чистом поле, а пробки на дорогах остались.

Очевидно,  что после первого приезда в Саратов и поездки в центр города из нового аэропорта, часа за два, с пробками и по разбитым дорогам, избалованные Европой инвесторы больше  сюда не приедут и не прилетят.  Тогда зачем нам новый аэропорт с такими затратами и без толку? И опять возникает проклятый вопрос - где тот благородный купец, какой  на всё это откроет безлимитный счет, по старой купеческой традиции- «гулять так гулять, плачу за всё!». Западным инвесторам такие жесты не свойственны,  да и наши уже научились деньги считать. Получается, что при таком раскладе, вряд ли областному правительству кто-то дал такие деньги в качестве инвестиций. Тогда на что был расчет, за чей счёт банкет?

Сдается нам, что опять надежды на российский бюджет. Только там есть такая манна небесная, которая просто так и без всего может упасть в руки и в карманы жаждущих. Магический звонок «другу» и поездки в Москву для решения вопросов иногда приносят решения в виде траншей, благодаря покровителю и куратору.

Но может всё банальней и опасней - нецелевое использование бюджетных средств из других источников, «финансовый манёвр», а там, глядишь, пронесёт. Победителей не судят. Тогда ждём проверки и драматической развязки. Ещё до посадки первого самолёта кое-кто из правительства области может твёрдо приземлиться или сесть на нары.

Забота о жителях

Выбранное место для нового аэропорта порождает новые проблемы. Заботясь о природной среде и одних жителях города Саратова, энтузиасты строительства совсем забыли про других саратовцев, какие утомившись от городской суеты и шума, на выходные имеют привычку удаляться на дачи, где предаются разным занятиям. Их-то ожидает всё то, от чего спасают жителей, оставшихся в городе - шум самолетов, выхлопы газов, и опасность, что однажды, на них что-то упадет, и это будет последнее, что они увидят в своей жизни. То есть, заботясь о жителях, им же и вредят, но в другом месте.

Одно из лучших мест в пригороде Саратова превращено в опасное место для пребывания, а не только для жизни. А могло быть по-другому, и вместо аэропорта мог появиться новый пригородный и малоэтажный, экологически чистый район Саратова. Причём исключительно за счёт частных инвестиций, не считая затрат на коммуникации и дорогу, но короткую и дешевую.

Жители города и области  до сих пор не знают, что им принесёт новый аэропорт, кроме долгов области по кредитам, испорченной природы, пробок на дорогах и огромных неудобств при пользовании самолётами из нового аэропорта. Доехать до аэропорта можно и поездом, но пока неясно, будет ли скоростной поезд. Но точно ясно, что площадь перед ж.д. вокзалом станет непроездной,ввиду наплыва новых пассажиров, едущих в аэропорт. Как будет работать вокзал в качестве транспортного узла, власть не думает, проблему не решает, сдача аэропорта приближается и проблемы нарастают.

Развитие международных связей  и привлечение инвестиций

Для развития региона необходимо не просто строительство аэропорта, а разработка стратегии и плана  развития Саратовской области, как минимум на 5 лет, где будут не только голые заявления и обещания, абстрактные цифры, а конкретные проекты и реальные дела, какие приведут к  улучшению жизни людей. Нам нужен не просто аэропорт, нам нужна новая жизнь, а вместо этого жителей дурят сказками про инвесторов завтра, тратя реальные деньги сегодня, оставляя долги и нерешённые проблемы. Нынешние чиновники областного правительства  скоро уйдут, а проблемы останутся всем жителям и по кредитам, и по обслуживанию аэропорта, его содержанию и использованию.

Для развития международных связей гораздо полезнее было бы провести реконструкцию ж.д вокзала и автовокзала, улучшить дороги и устранить пробки в городе, поднять с колен предприятия, погасить долги области и поднять уровень жизни людей,  тогда инвесторы сами приедут, без особых приглашений и всё, что им будет нужно, так это вменяемая власть, справедливый суд  и хорошая гостиница, а именно этого Саратов предложить не может.

Освоение земли  старого аэропорта

Саратову срочно необходимо разработать комплексный проект использования освобождаемой территории и план развития города. При этом можно привлечь на конкурсной основе лучших проектировщиков, поставив перед ними задачу продуманной застройки территории нового района с учётом решения городских проблем, а не простого застраивания свободной земли. Не по принципу поплотнее и побольше, как сейчас, для выгоды строителей, а исходя из  удобства людей, как надо бы. Так, чтобы и стадион, и парк, и всё необходимое для жизни было в новом районе, и не пришлось бы тратить часы на стояние в пробках, добираясь до школы, детского сада или на работу.

Здесь также открывается простор для инвестиций, которые можно и нужно привлекать для реализации этого проекта. Очевидно, что можно  рассчитывать на хорошее внимание инвесторов к этому проекту, так как расположение района и его  комплексная застройка сделают новый район очень привлекательным для населения и инвесторов, не только саратовских. Думаем, найдётся много желающих вложить средства в освоение нового района при правильной организации работы с инвесторами и продуманной градостроительной и финансовой политике. Это означает, что отдавать район застройки кудеснику - инвестору  нового аэропорта неправильно, пусть он окупает свои вложения за счёт использования аэропорта, город же мы сами застроим.

Вновь приходится отметить, что и в этом случае инвестиции проплывают мимо. Никто в правительстве не озаботился их привлечением в проект застройки - то ли сами не верят в его реальность, то ли не видят, то ли не понимают, как надо сделать, а может уже всё решили и получили. Результат налицо - никакой работы с инвесторами нет, нет и инвесторов, только одни мантры про инвестиции и их скорый приход. 

Нужен проект развития города с учётом появления нового района, как на месте старого аэропорта так и на полях Юго-Востока, и новых районов возле Солнечного, так как они находятся рядом и должны быть связаны общими  коммуникациями и транспортными развязками. Это по сути новый район города и его строительство позволит переселить из ветхого жилья весь центр города, построив на месте разваливающихся домов красивые здания, облагородив лицо города.

Ответственность власти за свои дела

В деятельности правительства области не просматривается ни продуманной понятной народу стратегии, ни  выверенной грамотной тактики. Вместо этого мы видим лихорадочную суету  по использованию бюджетных средств с целью их необдуманного освоения, без понимания последствий этого, как в хорошем, так и в плохом смысле, в виде упущенных возможностей и ответственности за содеянное перед народом и высшей властью.

Что делать с новым аэропортом? Добиться переноса авиабазы, создать аэропорт в Энгельсе. В Сабуровке же сделать аэропорт для местных линий и грузовых перевозок, а также резервный порт для посадки в случае непогоды или иных проблем у транзитных рейсов. Потери есть, но лучше в итоге принести пользу, чем обрекать людей на новые затраты согласившись с неправильным решением. Будущее покажет, кто прав, но народ не должен страдать из-за глупости чиновников».

В.И.Трофимов