Власти все равно, кто победит на выборах?

Накануне приближающихся выборов врио губернатора Саратовской области Валерий Радаев произнес: «В избирательном процессе участвуют все парламентские партии. Кандидатам в конкурентной борьбе нужно завоевать доверие людей. Для этого надо общаться с жителями, жить их проблемами и решать. Победить должен сильнейший, не важно, к какой партии он будет принадлежать».

Значит, пора приветствовать истинно демократические выборы, многопартийность и плюрализм мнений? Мечты сбываются? Подождем, однако, и посмотрим, какие мнения будут преобладать в обществе непосредственно после парламентских и губернаторских выборов.

А до начала голосования многих откровенно удивил демарш представителей «Единой России» - сразу несколько кандидатов в депутаты Саратовской облдумы от партии власти сняли свои кандидатуры. Речь идет о действующих депутатах Владимире Архипове и Александре Сидоренко, а также о выдвиженце «ЕР» Сергее Андронове.

Высказывались мнения, что они сделали это из-за нежелания раскрывать свои доходы. Кто знает, быть может, когда-нибудь они скажут правду, и она окажется еще более удивительной, чем сам демарш.

Тем временем, в администрации Волжского района Саратова прошли публичные слушания, посвященные проектам межевания и планировки территории. В частности, участники встречи обсуждали результаты голосования по поводу строительства нового микрорайона в Юбилейном. Голоса разделились поровну, 18 – за, 18 – против. Далее случилась потасовка. Такими и должны быть публичные слушания по жизненно важным вопросам? Поинтересуемся мнениями экспертов – известных политиков, депутатов, общественников журналистов. К ним три вопроса:

1) Как вы считаете, действительно ли власти не так уж важно, представитель какой партии победит на выборах губернатора и депутатов Саратовской облдумы? И достаточно ли для победы общаться с жителями и жить их проблемами?

2) Как вы прокомментируете внезапный отказ от участия в выборах нескольких кандидатов в депутаты от «Единой России»? Почему они «взвесили все обстоятельства» в самый последний момент?

3) Считаете ли вы процедуру публичных слушаний в Саратовской области совершенной? Как должны проходить слушания, по вашему мнению?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы

1) Как депутат облдумы, регулярно проводящий приемы, скажу - общение с гражданами и помощь им – это неотъемлемая часть нашей работы, для этого люди и избирают депутатов.

Но нужно помнить, что основная задача депутатов – предлагать и обсуждать законы о регулировании важных сфер жизни людей для защиты их интересов. Именно с помощью новых законов и редактирования уже принятых нужно решать проблемы, которые волнуют многих жителей области. Точечными решениями с общими проблемами не справиться.

2) Не могу судить о причинах выхода кандидатов из предвыборной гонки, но это не связано с нежеланием раскрывать свои доходы. Дело в том, что при регистрации все потенциальные кандидаты обязаны сдать в облизбирком данные о своих доходах и имуществе. Если бы этого сделано не было, их бы не зарегистрировали кандидатами.

3) Безусловно, публичные слушания нужны, и чем больше граждан будет проявлять интерес к ним, тем быстрее эта процедура станет действительно демократической.

Проблему вижу в другом. На слушаниях перед тем, как проголосовать за застройку, нужно обсудить конкретный проект застройки. В котором должна быть прописана квартирность домов, учтены парковочные места сообразно числу квартир, предусмотрены детские и спортивные площадки, скверы и места отдыха. Возьмем новые спальные районы Москвы – покупая квартиру там, человек приобретает не только спальное место, но и комфортную зону существования. Именно к этому должен стремиться Саратов.

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ

1) Видимо, не очень хорошо получается общаться с жителями, жить их проблемами и тем более не получается их должным образом решать, если о некоторых бедах и, скажу больше, мольбах жителей врио губернатора узнаёт из «зелёной папки» президента Путина.

Конечно, губернатор должен работать для людей. В принципе, ради этого должность и существует. Но говоря о конкурентности, врио, конечно же, немного лукавит. Никакой конкурентности не было. Иначе не снимались бы мои агитационные плакаты с автобусов в городе Балашов в преддверии визита туда спикера Госдумы Вячеслава Володина. Который, к слову, по-моему весь язык уже отбил, говоря о честных выборах. Но, наверное, исполнители на местах немного глуховаты к его словам, либо их излишнее усердие в чинопочитании мешает им. Но так или иначе они своей неуёмной работой, на мой взгляд, его подставляют.

Что касается, всё равно ли власти или нет… Наверное, тут опять некое лукавство. Власть озабочена сохранением существующего статус-кво и, разумеется, будет против губернатора-оппозиционера. Да, бывают случаи в современной России, когда губернаторами становились или выбирались представители оппозиции, но это всё-таки единичные случаи, но никак не тенденция.

2) В этой ситуации можно делать много предположений, но я думаю, что всей правды мы никогда не узнаем. Разве что эту вереницу самоснятий можно объяснить словами Володина о том, что недопустимо, чтобы кандидаты от «ЕР» использовали исключительно только бренд партии, при этом активно не работая сами.

Разве что эта ситуация может негативно сказаться на имидже «едросских» праймериз, победа на которых, как оказывается, вовсе не гарантирует железобетонного прохода в органы законодательной власти.

3) Сама по себе процедура публичных слушаний — вещь хорошая и нужная. Это показывает открытость власти, готовность её к диалогу с общественностью с одной стороны, а также развитие гражданского общества и гражданской активности, с другой.

Что касается небольшого количества людей, которые решают судьбу населения… К сожалению, наше общество еще не стало по-настоящему активным. Это касается не только слушаний, но и тех же выборов. Поэтому хоть это звучит и очень грубо, но люди заслуживают ту власть, которую имеют.

Ну и раз, большинству наплевать на новые микрорайоны, значит, это будет решать меньшинство. Это же и про выборы. Люди привыкли к ими же придуманному тезису, что «мой голос ничего не решает». Но на самом деле это не более чем попытка оправдать собственную лень! Лень один раз в пять лет выйти из дома и проголосовать, но не лень потом годами участвовать в чиновничьей карусели, пытаясь отстоять свои права!

А вот когда каждый поймёт, что «все решает только мой голос», тогда мы и станем настоящим обществом. И тогда будет совсем другая жизнь. И даже драться не придётся!

Роман АРБИТМАН, публицист, критик

1) С одной стороны в обращении врио губернатора есть неточность: в выборах в облдуму участвует и «Яблоко», хотя оно не представлено ни в нынешней облдуме, ни в Госдуме. С другой стороны, если Валерий Васильевич имеет в виду только те партии, которые сейчас живут на Охотном ряду... Помните анекдот, как провизор разливает одно и то же лекарство по четырем склянкам с разными ярлыками: «От головы», «От живота», «От простуды», «От геморроя»? То же примерно и с парламентскими партиями. Сегодня власти действительно всё равно, какая вывеска будет у любой из четырех думских фракций. Всё это – фикция. Отдельные депутаты по самым мелким делам еще могут чуть расходиться с «генеральной линией». Но по «главным» вопросам все четыре партии, даже коммунисты, - давно ручные и прокремлевские. Ну да, одна голова дракона кушает больше, чем другие. Но туловище и желудок – общие. А желудок дракону важнее мозгов.

2) Есть версия, что всем троим внезапно стало стыдно. «Нет, - сказали они себе, - больше не хотим от «Единой России». Нам разонравилась эта партия. Лучше вообще не будем депутатами, чем от них...» Вам смешно? Мне тоже. Категория стыда в политике давно утрачена. Идея о том, что граждане, снявшие кандидатуры, сделали это, чтобы не показывать своих доходов, тоже сомнительная. А то они не знали, когда выдвигались, что информацию придется обнародовать? А то другие кандидаты сильно хотят показывать свои доходы? А то кому-нибудь что-нибудь будет, если они дадут в избирательную комиссию неверные цифры? Даже не пожурят. Думаю, налицо то, что финансисты называют «картельным сговором». Партия власти и остальные, скорее всего, просто заранее поделили места. Два мандата для КПРФ, один для ЛДПР – ну типа для декорации. Если везде победит только «ЕдРо», будет уж слишком грубо. Дяденька Володин пожурит и кому-то не даст конфет.

3) Процедура не является совершенной. Потасовка - это, как говорил герой фильма Гайдая, «не наш метод». В ознаменование будущего ЧМ по футболу публичные слушания надо заменять товарищескими футбольными матчами. Кто забьет больше мячей, тот и победит в споре. Справедливость все равно не восторжествует, но когда она у нас торжествовала вообще? Тем, кто хочет протащить свое мнение, придется раскошелиться, конечно: нанимать сторублевых крикунов из массовки - это одно, а легионеров - совсем другое. Зато, по крайней мере, саратовцы получат хорошее зрелище. Хоть шерсти клок, как говорится.

Андрей РЫТИК, руководитель региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Общество и власть: прямой диалог».

1) Выборы – это не спорт, хотя, конечно, определенные сходства есть. Побеждает тот кандидат, чья команда проведет грамотную кампанию, но при этом не «выдохнется» на длинной дистанции. К большому сожалению, сложилась традиция проявлять активность народными избранниками только к выборам. В этом смысле предвыборная кампания должна быть каждый день. Для этого нужно жить и любить этот город, пользоваться общественным транспортом, видеть и предлагать решения проблем города.

2) Я бы назвал такое поведение человеческим фактором. Остальные комментарии оставлю конспирологам и политологам.

3) Неоднократно был на публичных слушаниях, могу судить о том, как работает эта процедура. Считаю, что в том виде, в котором они проходят сейчас, когда анонс слушаний обычному человеку найти крайне сложно, а в день заседания туда приходят городские активисты-провокаторы и массово организованные «сторонники» заинтересованных застройщиков, публичные слушания больше похожи на фарс. Ничего общего с волеизъявлением жителей города там и близко нет, и, судя по всему, такая задача изначально не стояла. Если мы хотим, чтобы публичные слушания стали открытой и легитимной формой выражения мнения горожан, то и подход должен быть соответствующий: обязательное анонсирование в прессе, онлайн-трансляция, размещение в открытом доступе всей документации, относящейся к процедуре. Одной из главных проблем публичных слушаний является низкий уровень проработки мероприятия. Так, необходимо всесторонне подойти к вопросу до мероприятия и выяснить все минусы и плюсы предмета слушаний и предложить варианты решений. Учесть экологический аспект, экономический, удобство и комфорт граждан, проработать варианты компромиссного решения с теми, кто будет против. Далее необходимо проработать качественно иллюстративный и информационный аспект предмета слушаний и это касается всех, а не только общественно резонансных вопросов слушаний. Кроме того, необходимо понимать из кого состоит аудитория, вовлекать заинтересованные стороны, проводить анализ для предотвращения саботирования общественного волеизъявления.

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области

1) Конечно, нынешней правящей группировке не всё равно, она реально боится потерять власть, и есть на то основания. В области сложилась критическая ситуация в управлении регионом или в отношениях между властной группировкой и народом.

Власть говорит, что слушает народ и как бы даёт ему право высказываться, в том числе, при голосовании на выборах. Но реально никаких возможностей для проявления воли народа или даже для словесной демонстрации мнений отдельных его представителей практически нет. Зависимая от власти часть госчиновников, работников культуры и образования делает явку на выборах и даёт голоса, но всё труднее становится получать привычные 62,2 %.

Уровень вранья зашкаливает, и все это видят и чувствуют, даже если не знают деталей.

Если перефразировать одно известное выражение советских времён, то можно сказать: власть делает вид, что работает для народа, а часть зависимой от власти интеллигенции делает вид, что поддерживает власть. Народ же пока безмолвствует.

В начале 90-х такая же ситуация в стране плохо кончилась, и никто не пришёл на защиту падающей власти, никто! Вчерашние сторонники быстро «переобулись» и стали «демократами», критиками власти. В одном советском фильме было приведено описание критической ситуации в обществе на примере пожара на болоте: «огня не видно, а пятки жжёт». Сказано про нас. Когда огонь вырвется наружу, будет уже поздно тушить.

Например, в случае с дольщиками: пошумели, провели чёс по объектам и встречам с народом, после чего сдулась богадельня и – все на выборы!

Идиотов становится всё меньше, народ умнеет. Настало время делать, а не делать вид и слушать народ.

2) Видимо, поняли, что пора исчезнуть из виду, быть скромнее, а не то придут и спросят в лихие времена, какие могут наступить. Депутаты тоже предчувствуют грядущие перемены.

3) Наши общественные слушания из чиновников и пригнанных студентов – даже не фарс, а глумление над людьми, причём циничное или наглое. Когда чиновникам удобно, они принимают результаты «общественных слушаний». А когда не выгодно, просто игнорируют, и всё по закону «Васька слушает, да ест».

Все помнят ситуацию с таунхаусами в Юбилейном: слушания прошли по изменению режима пользования земельного участка, а суд решил снести, и чиновники тоже за. Послушали.

Чтобы уйти от профанации, надо проводить слушания по месту жительства людей, которых касаются предстоящие изменения. С регистрацией участников и отсеиванием подсадных.

Правильнее проводить не слушания, а обсуждения на сходах граждан с принятием решений, имеющих силу местного референдума - квартала или микрорайона.

Тогда решение жителей будет законом для чиновников, и власти придётся стать скромнее в своих аппетитах.

Дмитрий ПЬЯНЫХ, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР

1) Безусловно, основная работа кандидата - это общение с жителями, именно от них законодатели будут брать те инициативы, которые будут стараться внести в областную думу в случае их прохождения. Отрадно осознавать, что в нынешней кампании созданы все условия для конкурентной и честной борьбы. Нет никакого административного давления, никакого давления на жителей, которые приходят общаться с нами. Нет давления на самих кандидатов.

От ЛДПР уже заявлено более тысячи наблюдателей, практически во всех комиссиях области представлены наши члены участковых комиссий. Каждый из них отмечает, что в данный момент нарушений нет. И партия ЛДПР не допустит, чтобы ситуация изменилась.

Я думаю, у власти сложилось ошибочное мнение, что парламент это ручной инструмент. На самом деле это инструмент обсуждения, вырабатывания истины. Как известно, она рождается только в споре. Парламент области, представленный только одной партией, спорить не может, это уже шизофрения. Уверен, что получив многопартийную областную думу, регион только выиграет.

У каждой партии, особенно партии ЛДПР, есть предложения, которые мы готовы вместе прорабатывать. В любом случае программы всех партий в конечном итоге направлены на улучшение жизни наших граждан. У всех разные подходы, разное видение, в этом и есть суть работы парламента.

2) Я не считаю нужным комментировать их решение. Главное, что все процедуры прошли в рамках закона. Имело место собственное решение кандидатов, и не думаю, что какое-либо давление на них могло быть оказано. Это личный выбор и мы должны его уважать.

3) Конечно, процедура слушаний остается несовершенной. В первую очередь из-за незнания жителями своих прав и своих возможностей. Мало кто из жителей Волжского района в принципе знает о том, что эти слушания проходили. Первоочередной вопрос в данном случае – информирование граждан. Второе – открытая работа власти. Сегодня администрация закрыта для общения с жителями. Чиновников из-под палки выводят на встречи с жителями. Им надо выходить в люди, разговаривать, объяснять, Нужно открывать свои двери. Надо перестать быть инопланетянами, опуститься на землю и выйти во дворы к людям, и в ежедневном, спокойном режиме разъяснять людям их права.