Виктор Похмелкин: «Наши налогоплательщики не должны оплачивать пакет Яровой»

Постановление правительства обязало российских операторов сотовой связи и интернет-провайдеров с 1 октября 2018 года хранить переписку, разговоры, изображения, видео и иную личную информацию абонентов за последний месяц и предоставлять ее спецслужбам по первому требованию. Постепенно срок хранения информации увеличат до 6 месяцев. По уже устоявшейся традиции, благодарить за это нужно антитеррористический "пакет законов Яровой" и его небезызвестных создателей.

Представители "Ростелекома" уже заявили, что выполнить соответствующие требования правительства будет крайне проблематично, поскольку на рынке не хватает специального сертифицированного оборудования. По некоторым подсчетам, затраты каждой из профильных компаний на закупку подобной техники могут составить несколько десятков миллиардов рублей.

Будут ли операторы отбивать потраченные средства за счет россиян? Насколько серьезным может быть удорожание тарифов? Помимо тотального контроля за населением, поспособствуют ли данные меры повышению раскрываемости преступлений? На эти вопросы "Репортеру" ответил экс-депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин.

- На мой взгляд, любые законодательные акты, которые требуют от кого-либо финансовых затрат, не должны приниматься настолько топорно и фактически без обсуждений. И главное, с какой стати физическое или юридическое лицо вообще должно производить эти затраты? Вы уж либо потрудитесь объяснить, где взять необходимые средства, либо выделите их из своей казны.

И конечно же вы правы: когда государство возлагает на субъектов какой-либо деятельности финансовые обременения, в дальнейшем эти обременения всегда перекладываются на потребителей. То есть повышение стоимости тарифов на интернет и сотовую связь неизбежно для всех российских операторов.

Шутка ли, но наша система устроена подобным образом, что даже если государство предоставит операторам все необходимое оборудование и само понесет затраты, то в итоге они будут переложены на плечи налогоплательщиков - то есть тех же потребителей (!). Как по мне, справедливым решением в данной ситуации была бы закупка техники на зарплату работников спецслужб. В нынешней же форме пакет соответствующих законодательных постановлений выглядит крайне антиконституционно по отношению к людям.

Насчет доступа к личным данным, я понимаю, что в отдельных, исключительных случаях это необходимо ради обеспечения безопасности граждан. Но приниматься такие меры должны только на тщательно аргументированном основании решения суда. Плюс к этому, должен быть установлен прозрачный контроль за деятельностью спецслужб. То есть, если вам открыли личные данные того или иного субъекта, то будьте добры отчитаться, чем они вам помогли и чего вы добились.

В общем, пока ни о какой раскрываемости преступлений говорить не приходится - доверие к спецслужбам находится на нулевой отметке. Есть лишь понимание, что эти данные могут быть использованы не в интересах национальной безопасности, не для защиты прав и свобод граждан, а для установления в стране полицейского произвола в узкополитических и корыстных целях. Конечно, во многих других странах спецслужбы также не предназначены исключительно для служения обществу. Другое дело, что там они поставлены под довольно жесткий демократический общественный контроль.

Андрей АПАЛИН