Вице-президент ФАР: «Передача диагнозов водителей гаишникам приведет к разводу автолюбителей на деньги»

После неоднозначной инициативы ГИБДД по приравниванию эффекта от ряда лекарств к алкогольному и наркотическому опьянению россияне с еще большей настороженностью отнеслись к совместному проекту Минздрава и МВД, в случае реализации которого медики станут в обход врачебной тайны передавать инспекции диагнозы граждан. Речь идет о случаях, когда алкоголизм, наркомания, тяжелые сердечнососудистые заболевания человека и так далее могут стать причиной возникновения опасной ситуации для окружающих и него самого.

Основываясь на информации о противопоказаниях и ограничениях, инспекторы будут принимать решения о выдаче, продлении или приостановлении водительских прав. По замыслу авторов законопроекта, информация должна начать поступать в ГИБДД уже с 1 января 2019 года как от государственных, так и от частных медучреждений.

«Репортер» решил разобраться, с какими рисками связана реализация обозначенной инициативы вместе с вице-президентом «Федерации автовладельцев России» Дмитрием Клевцовым:

- На мой взгляд, уже действующее сегодня законодательство содержит вполне исчерпывающие нормы, регулирующие данный вопрос. К примеру, прописано же в правилах дорожного движения, что запрещено управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения. Так же там говорится, что управление транспортным средством возможно только при наличии водительского удостоверения установленного образца, выдаваемого после прохождения медкомиссии, задача которой, в частности,  – подтвердить, что человек не находится на наркологическом учете. 

Конечно, эта система не лишена определенных недостатков, связанных, прежде всего, с недостаточной скоординированностью действия разных структур. К примеру, может быть определенный временной зазор между установлением факта нахождения человека на учете и лишением его водительского удостоверения. Но это чисто технические проблемы, решение которых находится в совершенно иной плоскости и зависит от того, насколько оперативно здраво- и правоохранительные структуры найдут «общий язык». 

Идея создавать дополнительные базы данных о водителях, страдающих теми или иными заболеваниями и вынужденных принимать те или иные медикаменты, на первый взгляд не лишена рациональности. Но это потребует огромных затрат, и при этом нет никаких гарантий, что эти затраты окажутся эффективными. Мне кажется, эта идея вряд ли начнет работать, что доказывает, к примеру, опыт функционирования нашей системы здравоохранения, особенно в части организации документооборота. Не буду ходить вокруг да около: каждый из нас хоть раз бывал в районной поликлинике и видел, какой хаос там царит в регистратурах. Да там медкарту могут найти через два раза на третий – и это бумажную! Что уж тут говорить об электронных – их работники могут завести только с пятой попытки, не раньше. Может быть, из Москвы ситуация выглядит и обнадеживающе, но в регионах это далеко не так. Не хватает компьютеров и программного обеспечения, нет достаточно квалифицированного персонала, а низкие зарплаты не позволяют надеяться, что такой персонал здесь в ближайшем будущем появится. Так что, на мой взгляд, данная инициатива является несколько преждевременной. 

У нас вообще во многих сферах информационная логистика хромает на обе ноги. Например, Российский союз страховщиков потратил несколько лет и многие тысячи рублей на создание информационной системы взаимодействия с МВД и ГИБДД, но воз так и не сдвинулся с места. Та же история произошла и с системой взаимодействия ГИБДД и службы судебных приставов – их две базы данных категорически не захотели соединяться. Вот и это нововведение, скорее всего, постигнет та же судьба. 

Вообще же с этой «лекарственной» проблемой, которая так вдруг сразу всех обеспокоила, остается много неясного. К примеру, непонятно, как будет определяться лекарственный эффект, приравниваемый к наркотическому – какими средствами, какими тестами. По-моему, этим никто всерьез и не собирался заниматься – решили «зайти по-простому». Каждый врач, выписывая рецепт на лекарство, в побочных эффектах которого содержится «воздержаться от приема перед тем, как садиться за руль», должен в обязательном порядке передавать эту информацию в ГИБДД. К чему это приведет – совершенно понятно: вне зависимости от того, купил ли человек это лекарство и принял ли, сотрудник ГИБДД получает полное законное право остановить такого водителя и, при желании, с легкостью «развести на деньги». Надо ли говорить, что такое желание обязательно будет возникать? 

Конечно, управление транспортным средством под действием некоторых лекарств – вещь достаточно опасная. И бороться с этим явлением надо, но гораздо более продуманно: четко обозначить список опасных препаратов, определить срок их принятия, предельно допустимые концентрации и, самое главное, – методы лабораторных исследований. Иначе мы увидим только рост дорожного беспредела.

Андрей Апалин

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
https://t.me/reporter64