Вера Афанасьева: «Учитель не должен все время падать-отжиматься, карабкаться и ходить на полусогнутых»

В День учителя профессор СГУ, доктор философии, блогер Вера Афанасьева рассуждает о роли педагога в современном обществе, нравственной энергии и этическом болоте.

«С Днём учителя!

Всем известно, каким должен быть учитель. 

Он должен быть очень умным – ведь для того, чтобы учить других требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

И не должен тратить свой ум на постоянную бессмыслицу – на писание бесчисленных и никому не нужных бумаг; на то, чтобы угодить начальству; на всякие глупые дела-делишки и разнообразные профанации. 

Учитель должен быть добрым и спокойным. И не должен постоянно нервничать из-за того, что не успевает выполнить кучу не имеющих к образованию обязанностей. Не должен обижаться на мир, потому что к нему несправедлива администрация; не ценит партия и правительство; не уважают в обществе. 

Он должен уметь облекать великие истины в самые простые слова, делать сложное прозрачным. И не должен при этом следовать наводящим тень на плетень указаниям невежд-чиновников, как и что ему следует делать.

Учитель должен быть смелым. И не должен бояться постоянных проверок; нелепых придирок; надзирающих органов; грядущих аттестаций; бездарных коллег; родителей, возомнивших что образование и впрямь услуга, и распущенных учеников. 

Он должен быть свободным и воспитывать свободную личность – всего лишь показывать направление, не говоря, что именно следует там увидеть. 

И не должен навязывать идеологические лозунги, религиозные догматы, партийные штампы и выгодные власти мнения. 

Учитель должен быть честным. 

И не должен вводить в заблуждение учеников, утверждая, что в стране процветающих двоечников хорошая учеба есть основание личного успеха. Или преподавать вместо истории побасенки.

Он должен быть творческим человеком. 

А не работать по принципу "не для ума, не для души – лишь делай вид и план пиши". 

Школа должна дарить учителю радость. 

И он не должен мечтать поскорее вырваться из неё, добраться до дома и там поплотнее, но в пределах выделенной суммы, поесть, а может – и выпить рюмочку-другую, чтобы завить тоску веревочкой. 

Он должен иметь свободное время, чтобы всю жизнь учиться и нормально отдыхать. И не должен жить в непрерывном цейтноте и непреходящей усталости, желая только одного – доползти, наконец, до постели. 

Учитель должен быть сильным. 

И не должен все время падать-отжиматься, подтягиваться, карабкаться, цепляться и ходить на полусогнутых. 

Он должен быть самым интересным предметом изучения своих учеников, задавать образец, стать эталоном. И не должен быть унылым, никому не нужным, незначительным, замотанным нищим клерком, с которым можно не церемониться. 

А ученики? 

Они вправе иметь таких учителей, как должно.

И сегодня, в этот прекрасный день я желаю всем учителям быть именно такими, как должно, – несмотря и вопреки. 

И столько нравственной энергии, чтобы преодолеть существующее нынче интеллектуальное и этическое болото. 

И ещё – смелости и свободы. 

Достоинства. 

Без всего этого учитель не учитель. 

А ведь если учитель перестаёт быть настоящим учителем, солью земли, – это главный признак разрушения нации».

Вера АФАНАСЬЕВА