Станут ли выборы в России честнее и прозрачнее?

Госдума РФ приняла ряд поправок в избирательное законодательство. Отменены открепительные удостоверения, расширены возможности наблюдателей осуществлять фото- и видеосъемку, упрощены требования к подписным листам, урны для бюллетеней должны будут изготавливаться из прозрачного материала, увеличены штрафы для «карусельщиков» и злоупотребляющих своими правами членов комиссий….

Утверждается, что все эти меры помогут прозрачности избирательного процесса. Похоже, процедура различных выборов в России настолько себя дискредитировала, что об исправлении ситуации стали задумываться на всех уровнях. Теперь остается лишь надеяться, что принятые законы реально дадут ощутимый эффект.

Тем временем гендиректор «Саратовгорэлектротранса» Константин Касьянов выступил с предложением пустить по мосту Саратов-Энгельс троллейбусы с автономным ходом, чтобы не восстанавливать ликвидированную ранее линию проводов. Возможно, замысел и будет когда-нибудь реализован, но он напомнил о целом ряде анонсированных громких проектов в регионе (от канатной дороги через Волгу до линии скоростных трамваев), которые так и остались на бумаге. Как-то будет с троллейбусами на автономном ходе, которые почему-то пока отправляются с энгельсского завода исключительно в другие регионы?

Между тем, в минувшие выходные жители Саратова, отправившиеся на свои дачные участки, часами были вынуждены стоять в автомобильных пробках из-за ведущегося ремонта дорожного покрытия по нескольким направлениям. Приурочить работы к такому моменту это – нерадивость ответственных лиц, элементарное неуважение к населению или проводить ремонтные мероприятия в более подходящее время (например, ночью, поздно вечером или в будни) не представляется возможным и нужно отнестись к этому как к данности? Спросим у экспертов – известных политиков, депутатов, общественников, журналистов. Три вопроса.

1. Сделают ли последние нововведения, узаконенные Госдумой, выборы в России более прозрачными и честными?

2. Что заставляет саратовских чиновников фантазировать и должны ли власти нести ответственность перед населением за обманутые ожидания и нереализованные анонсированные проекты?

3. Обязаны ли ответственные лица следить за графиком ремонта дорожного полотна, чтобы автомобилисты не стояли по этой причине в многочасовых пробках, или это объективные, неразрешимые проблемы?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы

1) Российское избирательное законодательство нуждается в корректировке, сомнений нет. Практика открепительных удостоверений приводила к злоупотреблениям, это факт.

Но я не верю, что эти предложения улучшат ситуацию и остановят «карусели». Люди, участвующие в нарушении избирательного законодательства, просто будут приезжать на каждый следующий участок, и записываться там, как голосующие не по месту прописки. Проконтролировать это сложно, наблюдатели от парламентской оппозиции нередко сталкиваются с невозможностью ознакомиться с документами. К ГАС «Выборы» у нас доступа нет.

Главный довод в пользу новшества – увеличение чрезвычайно низкой явки. Это повышение легитимности результатов выборов и «реверанс» в сторону оппозиции, постоянно твердящей о возрастании возможности фальсификаций при снижении явки. Авторы законопроекта хотят убедить нас, что причина низкой явки в том, что в день выборов избиратели находятся на территории другого участка и не хотят тратить время на открепительное удостоверение. Но наша реальность такова, что граждане не видят смысла ходить на выборы, потому что не верят в их честность.

Введение уголовного наказания для «карусельщиков» необходимо. Они идут на нарушение закона, думая о сиюминутной выгоде, а не о том, какое будущее готовят для своих детей.

2) На приемах граждан мне как депутату облдумы нередко жалуются на сложности при пересечения моста. Если пообщаться с теми, кто регулярно перемещается между Саратовом и Энгельсом, становится понятно, что проблема не в нехватке общественного транспорта, а в пробках на въезде на мост с обеих сторон. И увеличение количества общественного транспорта только усугубит проблему.

В первую очередь нужно построить продуманные развязки, увеличить пропускную способность дорог, а в случае пересечения Волги речь может идти о новом мосте, предусмотреть выделенные полосы для общественного транспорта. И только потом можно выводить на дорогу новые дорогостоящие троллейбусы.

3) Добавлю другую причину – климатические условия. Вспомните, как все ругают дорожников, ремонтирующих дороги в сентябре, когда много дождей. Сейчас ремонт проводится раньше, но неожиданно выпало много дождей, впервые за сто лет в таком количестве. Сложно учитывать все факторы, особенно такие непредсказуемые. Кроме того, дороги были подготовлены к ремонту, в таком виде им простаивать было нельзя, иначе разрушатся сильней.

Стоять в пробках из-за ремонта дороги неприятно, но пока погода позволяет, нужно проводить ремонт. Пусть лучше ремонтируют дороги, чем не ремонтируют, думаю, с этим согласятся все саратовцы.

Дмитрий КОННЫЧЕВ, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко»

1) Все меры могут вызывать осторожный оптимизм, однако важно не то, что написано на бумаге, а то, как вертикаль чиновников и подчиненные им государственные и муниципальные учреждения - а именно в них размещается подавляющее число участковых избирательных комиссий - будет работать на практике на следующих выборах. Пока, по крайне мере, в Саратове, качество работы УИКов вместе со знаменитым "ты кто такой? наблюдатель? пошел отсюда, какая тебе еще заверенная копия протокола?!.." от того, что требуется и прописано в законах, отличается кардинально. Отсюда волшебный результат 62,2% у одной известной партии на ста участках города в сентябре-2016. И от того, что там принято формально, многим не холодно и не жарко. Поэтому будем смотреть, как пройдут следующие выборы. Отсюда будут и наши оценки после них, и соответствующие призывы к обществу.

2) Электробусы?! Это прекрасно. И так и нужно делать, не только на мосту, но и по улицам обоих городов. Только веры, что подобная идея сейчас не обернется новым проектом "потемкинских деревень" (которых мы, действительно, насмотрелись немало) в текущей социально-экономической ситуации Саратова и Саратовской области, нет никакой. Более того, обернется. Пока не будет сменен текущий курс. Насчет ответственности – это к выборам и к выбору. Если большинству не надоедают "сказки о будущем", то они и продолжатся. Это же просто. Кто знает, может большинству нравится громадье идей и проектов? Хотя я очень сомневаюсь в этом.

3) Ремонт дорог в любой день, выходной или рабочий, оборачивается в наших условиях пробками перед ремонтируемыми участками. Это аксиома в условиях отсутствия нормальной градостроительной политики с проектировкой грамотных транспортных потоков и замены ее "урбанизмом красивых вывесок". Поэтому выход здесь только один - работа в ночное время с завершением за ночь конкретного участка и продолжением следующего в следующую ночь. Но это понятным образом упирается в стоимость работ. И если у нас задача сделать побольше километров на один и тот же объем финансовых ресурсов, то будет так, как будет. Правда, еще можно исключить предвыборную кампанейщину с тяп-ляп-быстротой ремонта, а работать планомерно. Но это уже другой вопрос.

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог

1) Если бы принятые поправки в избирательное законодательство существенно могли повлиять на исход выборов, то они вряд ли были бы приняты нынешним думским большинством. Это, скорее, «ритуальный танец» единороссов, как бы радеющих за честные выборы.

Между тем, неангажированная социология свидетельствует, что с каждым годом доверие россиян к организации выборных кампаний падает. Многие избиратели просто не верят в честные выборы. К такому мнению подталкивает и ежегодная нескончаемая череда скандалов с непрозрачностью выборов, особенно на заключительной стадии – в период подсчёта голосов. Одним из ярких примеров этому служит прошлогодняя неприглядная история с 62,2% голосов в пользу «Единой России» на более чем ста избирательных участках Саратовской области.

Россия давно «больна» несправедливыми выборами. Видимо, нынешняя власть не хочет и не может сделать выборы честными и легитимными. Хотя «трубит» об этом непрестанно. Задача гражданского общества, увы, пока ещё находящегося в «зачаточном» состоянии – шаг за шагом подталкивать нынешних правителей к принятию исчерпывающих мер законодательного и организационного характера, которые бы действительно способствовали проведению в нашей стране честных выборов. Это позволит народу своевременно и регулярно сменять опостылевшую власть легитимным, а не революционным путём.

2) В последнее время складывается устойчивое мнение, что саратовским «агломерационерам-урбанистам» в череде всевозможных фестивалей и праздников некогда по-настоящему заниматься насущными проблемами граждан. Например, выполнить многочисленные обещания по нормальной организации работы общественного транспорта. В том числе, путём восстановления давно прерванного по разным причинам курсирования экологически чистого транспорта – троллейбусов по мосту Саратов-Энгельс. Многие люди сказали бы за это «спасибо».

Но, видимо, кое-кому из чиновников, принимающих решения по данному вопросу, этого мало?.. Если бы наши столоначальники головой и другими частями тела отвечали за свои невыполненные обещания, жизнь большинства людей преобразилась кардинально. Будем надеяться, что доживём до этого времени.

3) Укладывать асфальт в дождь и снег, в лужи и на песок, создавая при этом бестолковую толкотню на трассах – давняя «традиция» саратовских дорожников. Немудрено, что век таких асфальтовых покрытий недолог. Но бюджетные деньги освоены и, значит, можно рассчитывать на новый бюджетный транш.

Почему наши дорожники продолжают нарушать технологию укладки асфальта, создают при этом автомобильные пробки, несмотря на неоднократные угрозы и предупреждения губернатора области (ныне – врио) не делать этого – непонятно. То ли внушения несерьёзные, то ли губернатор-врио для таких дорожников не авторитет?..

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ

1) Эти поправки — просто вид прозрачности избирательного процесса. Никаких особых надежд на действительно конкурентные, открытые и легитимные выборы, по крайней мере, в Саратовской области, я не питаю.

Я присутствовала на встрече Эллы Памфиловой с фракцией КПРФ в Государственной думе и поинтересовалась «особенностями» выборного процесса, а точнее подсчётом голосов в Саратовской области, когда более чем на 100 УИКах у всех партий, участвующих в этих выборах, одни и те же проценты набранных голосов. Ответ председателя ЦИК меня потряс. Сначала она сказала, что крайне не удовлетворена работой Саратовской областной комиссии, но ни одной конкретной жалобы, чтобы схватить за руку нарушителей, не было. Вот 62 и 2 есть, а оснований нет! Но она же полагает, что необходимо менять председателя ИКСО Точилкина, и сентябрьские выборы станут определяющими в решении его судьбы.

Сделает ли «дамоклов меч» над головой Точилкина выборы по-настоящему честными и прозрачными?! У меня особой уверенности в этом нет. Да, ЦИК обещал уделить особое внимание Саратовскому региону. И это понятно — Элла Памфилова не хочет выглядеть смешно в глазах мировой общественности, а слава о саратовской аномалии «62,2%» разошлась практически по всему миру. Об этом «математическом совпадении» писали многие авторитетные и российские, и зарубежные издания. Но может ли местная власть избираться честно?! Опять же не уверена, результаты выборов «за власть» если и уступают, то немного национальным республикам, где всегда запредельно поддерживают власть.

Что касается собственно нововведений, то пока так и непонятно, как избирательные комиссии проконтролируют возможность проголосовать дважды (по месту жительства и по месту пребывания), ведь до сих пор не наведен порядок со списками избирателей, и на выборах то и дело голосуют «мёртвые души». Наблюдателей же и даже членов комиссии от КПРФ к этим спискам попросту не допускают. Фактически этим новшеством узаконили «карусели».

Расширение же возможностей вести фото- и видеосъемку тоже не прибавит на деле выборному процессу легитимности. Опять же из опыта прошлогодних выборов скажу, что у многих участников (кандидатов, их доверенных лиц, членов комиссий от КПРФ всех уровней) создалось впечатление, что результаты просто не считали. Так что тут даже снимать будет нечего. Кроме того, председатели УИКов попросту отрезают наблюдателей, журналистов и даже членов комиссий от КПРФ от процедуры подсчета голосов. Зачастую это происходит и с помощью полиции. Но самое главное, суды не принимают в качестве доказательной базы видеосъемку.

Так что какие бы законы, с виду может быть даже хорошие, не принимались, тут надо понимать, что все это выборное законодательство принимается властью и привластными депутатами, а значит, им это выгодно. Чтобы в корне менять избирательный процесс и делать его легитимным, надо для начала принять закон о том, что председатель УИКа не может быть работником бюджетной сферы — поверьте, выборы сразу станут честнее. На порядок! Это будет, так сказать, базис. А нынешняя власть занимается исключительно настройкой, а базиса-то нет!

Наше избирательное законодательство — самое запутанное, непоследовательное и самое противоречивое и в итоге результаты всегда дурно пахнут. Так что все это упаковали в красивую обёртку и голубой бантик привязали. Подарок ведь!

2) Честно сказать, я глубоко не разбираюсь в технической стороне этого вопроса. Наверное, в этом есть смысл, если в троллейбусах поставить аккумуляторы, достаточно мощные, чтобы их энергии хватило на этот участок дороги. Но тут у меня другой вопрос: а зачем ликвидировали линию проводов? Это не тогда сделали, когда ремонтировали мост? А потом что — просто забыли в эйфории от запуска?

Ну, в общем-то, история, типичная для нашей малой Родины. Даже, я бы сказала, неудивительная. Но все-таки, отвечая по сути вопроса, эта идея, на мой взгляд, более здравая, чем всякие урбанистические штучки и строительство шикарной гостиницы на Зеленом острове или горнолыжного курорта на Соколовой горе. Эти все прожекты не переплюнешь!

3) Ну, что тут скажешь... Всю нашу власть надо воспринимать как данность, со всем ее наплевательским отношением к людям. Насколько я понимаю, проводить работы в неурочное время — это значит больше платить. И, видимо, чиновники настолько озабочены сохранностью государственных денег, что предпочли поставить в неудобное положение полгорода, чем потратить чуть больше денег.

Конечно, ремонт дорожного полотна — это хорошо! Но до того, как начать работы, необходимо же разработать дорожные карты, сопоставить маршруты движения с учётом транспортных потоков, чтобы не наступил коллапс. Но…

Давно пора привыкнуть к тому, что население для чиновников любого уровня — это либо карман, с помощью которого можно латать бюджетные дыры, либо досадная помеха, если население вдруг начинает проявлять гражданскую активность. Ждать чего-то иного от нынешнего чиновничьего сословия — дело бесперспективное, они просто не обучены работать на благо страны, области, людей. И чем раньше люди поймут это, тем будет лучше. И для людей, и для страны!

Дмитрий ПЬЯНЫХ, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР

1) На мой взгляд, прозрачность избирательных процессов не станет лучше, меры которые повышают прозрачность выборов, перекрываются другими принятыми мерами. ЛДПР давно выступает за то, чтобы на каждом участке стояли КОИБы, чтобы каждый участок работал по электронной системе обработки голосов, что исключает возможность фальсификации, тогда уже не будет ни карусельщиков, ни переписанных протоколов, информация будет поступать сразу в избирательную комиссию. Владимир Жириновский об этом неоднократно заявлял, в том числе и президенту Владимиру Путину. Неоднократно выделялись средства на приобретение КОИБов, но пока почему-то эти средства не в полном объеме освоены и не поставлены электронные ящики для голосования. Мы будет продолжать бороться за честность и открытость. А принятые меры это очередная уловка для несведущих избирателей, которые будут считать, что таким образом повышается открытость голосования.

2) Фантазировать чиновников заставляет необходимость показывать свою работу и результат. Когда нет здравых, нормальных идей, и они не хотят слышать предложений от других участников процесса, приходится придумывать свои, иногда фантастичные идеи. Идея создания троллейбусного маршрута не настолько фантастична, она осуществима и не так уж затратна. Другое дело оправданность и нужность этого маршрута. На мой взгляд, Константину Касьянову нужно задуматься о повышении и привлекательности троллейбусных маршрутов в целом и об их конкурентоспособности перед другими перевозчиками. И если есть средства, которые планируется потратить на реализацию данного проекта, их стоило бы направить на погашение долгов «Саратовгорэлектротранса» и повышение качества работы данного предприятия.

3) Надо понимать, что работа ночью это определенные затраты для дорожников, если люди будут в ночное время выходить на ремонт дорог, то им необходимо будет оплачивать ночные смены, переработку – это дополнительные расходы. Так как регион находится в условиях постоянной жесткой экономии, дорожники идут по наименее затратному пути и проводят ремонт днем, в результате чего образуются пробки. Проведение работ на определенных участках в выходные дни - это вероятно недоработка комитета дорожного хозяйства. Необходимо учитывать нагрузку направлений, исходя из этого, планировать ремонтные работы. Те участки, которые менее загружены в выходные дни, нужно ремонтировать в выходные, те, что меньше загруженные в будни - соответственно ремонтировать в будни. А получается всегда так, как получается, и жители вынуждены простаивать в пробках. Здесь возмущения и недовольство горожан абсолютно объяснимы и объективны. Я настоятельно рекомендую городской администрации пересмотреть график ремонтных работ с учетом загруженности направлений по будним и выходным дням.

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, ветеран гражданского сопротивления

1) Меры эти должны бы помочь прозрачности выборов и они предлагались давно – лет уж как 10-15 и, помнится, что в «нулевые годы» в Саратове чуть ли не заказали было прозрачные урны на каком-то заводе, но… С проблемой открепительных талонов, необходимости их отмены, в опыте проведения выборов столкнулись ещё в 90-е… Вообще выборы мне напоминают цирковое представление, где умелый факир с помощью манипуляций, реквизита и своей способности к лицедейству может из цилиндра достать живого кролика или сотни бюллетеней с результатом голосования 62,2%. Запросто! Наверное сейчас он так поднаторел, что может делать номер свой «под камеру», с прозрачным цилиндром… А то и «прогонять» перед зрителем «карусель» - лев в клетке, сдёрнул покрывало – девушка, девушка-лев, лев-девушка… Знаете какой самый классный номер у дрессировщика? Когда звери в клетке делают всё сами: медведи катаются на самокатах, кони мчатся по кругу преодолевая препятствия, мартышки прыгают через скакалки, слон, стоя на задних лапах, улыбается, вознеся свой хобот аж под самый купол… А дрессировщик весь в белом сидит среди нас в зрительном зале и спустится на манеж он лишь, когда разразится шквал аплодисментов, а подлетевший к нему попугай, сядет ему на плечо и голосом Эллы Панфиловой скажет: «Всё О-Кей! Выборы, прошли наичестнейшим образом…» Фанфары, рукоплескания переходящие в овацию, крики: «Браво!» Мастерство лицедейства и огромного предварительного тренинга достигает такого уровня, когда каждый исполнитель, даже глупая зверушка, на своём месте чётко и правильно реагирует на любое телодвижение кукловода, а все вместе исполнители «избирательного процесса» показывают выдающиеся результаты в победе над избирателями. И в них просто невозможно усомниться… Наверное, политтехнологи партии власти достигли подобного уровня мастерства и теперь им, всем «в белом», никакие «карусели» не страшны…

2) Во-первых, не совсем понятно, чем для пассажира плоха сегодняшняя схема его транспортировки – сел на любой из энгельсских автобусов и доехал туда или обратно, причём без пересадок «под мостом» и «за мостом». Если, предлагаемая инженером Касьяновым идея – некий технический эксперимент с новым типом, допустим, подзаряжающегося электродвигателя в троллейбусе, или «с солнечной панелью», то пусть себе власти в очередной раз помечтают о «Ё-троллейбусе», может деньжат попросят у Прохорова, если тот ещё не все российские активы распродал… Глядишь «Ё-троль» отвлечёт нас от немалого числа забот насущных.

3) В давние времена мне приходилось работать дорожным рабочим, асфальтировщиком на улицах Саратова. «На асфальте», особенно в летнюю жару, конечно же, работать легче во вторую смену, а то и ночью. И для жителей улиц, где идёт ремонт и для автомобилистов, при вечерне-ночных работах «плюсов» больше, чем «минусов». Бесспорная проблема - шум, но при правильной организации работ, думаю, можно добиться понимания от людей, тем более, что процесс отсыпки основания, укладки бортового камня и асфальта довольно скоротечный – одну-две ночи придётся поспать с закрытыми окнами. С организацией работ, конечно, сложности, ведь на режим ночной работы должны перейти не только бригады дорожных рабочих и управлений механизации, но и работники асфальтобетонных заводов, карьеров, транспортники…

Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта

1) На стадии инициативы мы обсуждали уже данные нововведения. Считаю, что на избирательном процессе они отразятся положительно. Главное, к чему нужно стремиться, это повышение интереса к выборам и увеличение явки избирателей – только эти методы могут реально предотвратить нарушения законодательства.

2) По поводу фантазий или проектов в духе «Нью-Васюки», то мы каждую инициативу привыкли рассматривать скептически. Еще несколько лет назад мы и поверить не могли, что в Сочи пройдет зимняя Олимпиада, а Саратов станет пилотным городом для отработки новейших технологий и идей в сфере урбанизма и благоустройства городской среды. Когда идеи становятся приоритетными проектами с государственным финансированием, вот тогда с чиновников и надо спрашивать за их работу.

3) В вопросе ремонта дорог сложно угодить всем сразу, но, несмотря на неудобства, каждый житель Саратова скажет: дороги надо делать. Мое предложение пешеходам и автомобилистам нашего города – давайте с пониманием относиться к тем минусам, которые за собой тянут дорожные работы. А муниципальной власти совет – учитывать мнение горожан и своевременно информировать их о графике ремонта и альтернативных путях объезда закрытых участков.

Антон ИЩЕНКО, депутат Саратовской городской думы

1) Прозрачности не прибавится, потому что это декоративные меры, которые не способствуют легитимизации и повышению прозрачности избирательного процесса.

Несмотря на видимую позитивность изменений выборного законодательства, на самом деле, происходит только закручивание гаек и ужесточение требований. Это, например, касается присутствия журналистов на избирательных участках. Если раньше можно было находиться на участке по удостоверению журналиста, то теперь нужно доказать, что вы в течение нескольких месяцев являлись штатным сотрудником, и за вас платили страховые взносы. Соответственно количество журналистов на участках резко сократится.

Тоже самое касается видеосъемки. Снимать на избирательных участках, вроде бы по закону можно, но нельзя использовать изображения лиц людей, которые находятся на избирательных участках. А что даст съемка рук, если неизвестно чьи они?

Понимая, что у граждан все меньше и меньше желания ходить на выборы, а явку надо сделать 70%, власть пытается находить новые технологии.

2) Власти должны нести ответственность в процессе проведения дебатов – открытых и свободных, которые должны проходить на телеканале или в присутствии общественности при выборе на руководящую должность. Это в обязательном порядке должны делать мэры и губернаторы. Возможно и руководители муниципальных предприятий. Потому что сейчас назначение руководителей МУПов – абсолютно непрозрачный процесс.

И если бы мы подробно разбирали предвыборные программы, и оппоненты затем указывали кандидату на то, что он слишком много пообещал, но ничего не выполнил, многие чиновники, в том числе муниципальные, выглядели бы очень кисло.

Можно посмотреть того же Касьянова с его речью на утверждении в должность главы города. Это общие слова и ни одной конкретной мысли. Если бы все это можно было бы перевести в формат вопросов и ответов, то таких руководителей, которые раздают обещания, а потом за них не отвечают, было бы меньше.

3) Каждая дорога должна иметь свой срок межремонтного обслуживания. Потому что каждая дорога имеет свою пропускную способность, свою нагрузку, свое предназначение: или это велодорожка, или дорога для большегрузов, или городская магистраль. У нас, к сожалению, по одним и тем же технологиям делают и тротуары, и проселочные дороги, и дороги в центре города. Не принимается во внимание, что где-то можно сэкономить, а где-то применить более дорогие технологии. И если бы существовал план с привязкой к конкретной дороге, то наверняка не было бы такого ажиотажа и такой социальной напряженности вокруг этой темы.

Предыдущие губернаторы делали это довольно активно и умело этим пользовались. Например, объездная дорога на трассе Саратов- Вольск была запроектирована еще во времена губернатора Аяцкова. А все лавры с этого проекта получил губернатор Радаев. Просто на тот момент еще работали грамотные специалисты, которые планировали дорожные работы на пять-десять лет вперед. Сейчас это связано только с временем выделения денег. Сегодня деньги выделили – завтра надо приступать к работе. Лишь бы быстрее освоить эти средства пока их не переписали на другую статью.