«Спасибо за санкции!», или Как не загнуться в условиях международной изоляции

Россияне в соцсетях устроили флэшмоб под названием «Спасибо за санкции!» после заявления замглавы Центробанка Сергея Швецова о том, что введенные Западом ограничения благотворно повлияли на нашу экономику, а посему заслуживают благодарности. 

Особенную пикантность данной акции добавляют свежие данные Росстата, согласно которым каждой третьей российской семье не хватает денег на обувь. В соответствующих видеороликах и фотографиях сограждане куражатся от всей души: с улыбкой на лице позируют босыми в холодных лужах, полураздетыми в разрушенных домах, за одинокой рюмкой на столе в совдеповских обшарпанных кухонках… При этом, стоит отдельно подчеркнуть, что посты благодарных избирателей никак не противоречат новому закону о наказании за оскорбление власти.

Напомним, что в ходе выступления на биржевом форуме Сергей Швецов заявил о позитивном вкладе санкций в развитие экономики России. Помимо этого, он считает, что по макроэкономическим показателям наша страна опередила другие.

«Мы живем в интересное время. Гром не грянет — мужик не перекрестится. Я думаю, что точно совершенно санкции внесли позитивный вклад в развитие нашей экономики, как ни странно. В этом смысле можно даже спасибо сказать», — заявил Швецов.

По словам зампреда ЦБ, ограничения, введенные против России, придали ускорение процессу импортозамещения.

«Репортер64» решил разобраться, насколько благотворно западные санкции влияют на российскую экономику, вместе с замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Андреем Суздальцевым:

- Есть разные точки зрения на этот счет, но мне лично кажется, что санкции оказали на российскую экономику скорее негативное влияние. Во-первых, мы, вместо того, чтобы возвращать долги, прежде всего, долги госкорпораций, вынуждены инвестировать эти средства в развитие экономики. К тому же процесс инвестирования в стране, находящейся под санкциями, идет крайне туго – я бы сказал, практически не идет. Во-вторых, вместо полноценного участия в международном разделении труда мы вынуждены заниматься импортозамещением, то есть производить то, что можно было бы без проблем и особых затрат закупать. В-третьих, мы имеем большие технологические проблемы, которые вынуждены решать (и решаем-таки, хотя и со значительными издержками). В качестве примера могу привести разработку композитных материалов для самолетов – и эти материалы, и технологию их производства было бы куда проще и дешевле купить, нежели обеспечивать собственными силами. 

В общем, налицо негативный кумулятивный эффект от санкций, который никоим образом не покрывается их положительным воздействием – весьма, впрочем, незначительным. Все-таки отмечу: заметно уменьшилась зависимость российской экономики от внешних рынков, хотя и переоценивать ее не стоит. Например, я считаю полной глупостью утверждение о том, что антисанкции поспособствовали подъему отечественного сельскохозяйственного производителя. Этот положительный эффект полностью обнуляют некоторые наши соседи и союзники, в частности, Белоруссия, которая на голубом глазу обеспечивает ввоз в Россию санкционных продуктов под видом своих, то есть, по сути, занимается контрабандой на государственном уровне. К тому же мне кажется, что россияне и без всяких антисанкций с удовольствием перешли бы с западных продуктов на отечественные – все-таки западные нам слегка «приелись». Так что даже пресловутый сельскохозяйственный скачок, как оказалось, зависит от санкций больше, чем нам бы хотелось. И вообще, я думаю, что наша продукция не настолько уж хуже зарубежной. Подобное положение дел наблюдалось в 80-90 годах, когда отечественное производство лежало в руинах, а западные товары, прорвавшие, наконец, границы, показывали россиянам «небо в алмазах». Сейчас же мы даже в довольно высокотехнологичных производствах поднялись на вполне приличный уровень, и нам даже удается, хотя и не без труда, противостоять китайским производителям, а это уже достижение. 

Мне кажется, что от импортозамещения выиграл частный бизнес, а госкорпорации оно практически не затронуло. Более того, если бы наш частный бизнес не окреп за последние 30 лет, мы бы быстро докатились до карточной системы. Так что получается, что санкции преодолевает не государство, а его граждане – предприниматели, самозанятые и все те, для кого на кону стоит самое главное – выживание. А уж за их счет выживает и государство. 

Что касается сравнения наших экономических показателей с европейскими, то Европа Европе рознь. России, по ее статусу, необходимо ориентироваться на большую европейскую пятерку, а не на Польшу или Латвию. Кстати, европейские производители в состоянии оценить российский потенциал – не зря идет речь о производстве на нашей территории «Мерседесов». 

Возрастают некоторые статьи экспорта, точнее, остаются стабильно высокими: прежде всего, энергоносители, вооружение и продукты питания (последние, кстати, даже опережают вооружение), потихоньку растет высокотехнологичное производство. То есть позитивные изменения есть, хотя и очень малые, почти незаметные на общем фоне. Но об экономическом чуде говорить все равно не приходится.

Что же касается перспектив, особенно перспектив для граждан, для того самого частного бизнеса, то им предоставляют определенные возможности многочисленные национальные проекты и программы. Более того, я считаю, что дать гражданам возможность заработать – задача-максимум для нашего государства на ближайшие 2 года. Я не думаю, что это обернется каким-то качественным прорывом - будет хорошо, если нам удастся хотя бы стабильно выдерживать темп. 

Даже по косвенным наблюдениям, основанным на масштабах энергопотребления, можно уверенно предположить, что масштабы теневой экономики в России составляют не меньше 15-20%. Введение налогообложения для самозанятых позволит уменьшить объем «серого» сектора. Конечно, самозанятые от этой идеи в восторг не приходят, но, к сожалению, иного пути на данном этапе у нас уже нет.

Павел Плотников

Подписывайтесь на наш телеграм-канал