Солнечный человек Олег Попов

Он пришёл в цирковое училище как акробат, окончил его как эквилибрист и завоевал весь мир своей улыбкой как клоун. Клоуном его сделал Саратов, а легендарный директор Саратовского цирка Иосиф Дубинский своим авторитетным мнением дал свежеиспечённому артисту путёвку в жизнь. 31 июля исполнилось бы 87 лет великому цирковому артисту, клоуну в клетчатой кепке Олегу Константиновичу Попову.

Рождение клоуна

Олег Попов родился 31 июля 1930 года в подмосковном Вырубове в простой рабочей семье. Детство ему выпало тяжёлое, не щедрое на улыбки и яркие, светлые воспоминания… Пьющий, рано сгинувший в тюрьме отец, несчастливая, измученная непосильной работой мать, вынужденная в одиночку поднимать сына, война, голод, горечь материнских слёз в тарелке с последней кашей, которую она отдавала сыну… 

В тринадцать лет он уже начал свою трудовую биографию на полиграфическом комбинате «Правда». Карьера продвигалась успешно – придя на завод несмышлёным мальчишкой, паренёк быстро схватывал основы рабочего мастерства, отличался ответственностью и старательностью, начинал осваивать современные станки. Ему нравился статус рабочего человека, нравилось ощущать себя кормильцем стареющей и уже серьёзно болевшей мамы… Но тут совершенно внезапно в его жизни появилась… акробатика. Он увлёкся ею в кружке самодеятельности. Участие в концертах и праздниках, первые успехи, аплодисменты. Затем – случайное знакомство с ровесниками – учениками детской группы при ГУЦЭИ – московском Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Их заманчивое предложение: «А ты приходи к нам в училище – никто и не заметит!» 

Конечно, педагоги сразу заметили новую физиономию среди своих питомцев, но заметили и природную ловкость, врождённое чувство баланса, обаяние и артистизм и прекрасную начальную акробатическую подготовку новичка. Всё это в скором времени помогло Олегу из «нелегала» стать полноправным учеником. Сначала он считал своим основным жанром акробатику, но потом появилась и новая профессиональная любовь – баланс на свободной (то есть не натянутой, провисающей) проволоке.

В 1950 году Олег Попов окончил училище с номером «Утренняя гимнастика на свободной проволоке» и для него началась гастрольная  цирковая жизнь. Сначала – Тбилиси, затем – Донбасс, Ростов-на-Дону, Казань… Из Казани молодого эквилибриста направили в Саратов.

Пребывание на саратовской земле оказалось для артиста судьбоносным. Всё началось с того, что Павел Боровиков, коверный клоун программы, внезапно очутился в больнице. В цирке поднялась суматоха – срочно требовалась замена. С лёгкой руки легендарного директора Саратовского цирка Иосифа Вениаминовича Дубинского «спасать» программу доверили Попову. Так в 1951 году под куполом Саратовского цирка артист впервые вышел на манеж в качестве ковёрного. Тогда у него не было ничего: ни собственного клоунского костюма (пришлось дебютировать в пиджаке Боровикова), ни реквизита, ни репертуара. Приходилось импровизировать на ходу, пытаться пародировать работающих артистов… Но, невзирая на все признаки и обстоятельства «форс-мажора», уже тогда было понятно: Олег Попов и клоунада созданы друг для друга, публика и клоун с первого взгляда прониклись друг к другу взаимной симпатией и расположением.

Получив «разнарядку» на следующий город, Олег Попов увидел, что едет в Ригу уже ковёрным клоуном. Соответствующее постановление о переводе из эквилибристов в клоуны было подписано с подачи саратовского директора Дубинского. 

Так Саратов стал местом рождения великого клоуна, чью забавную клетчатую кепку вскоре узнает весь мир.

В расцвете сил

Олег Попов остался в истории русского цирка артистом, которому непостижимо быстро и без видимых усилий за короткий срок удалось взойти по ступенькам мастерства от новичка до волшебника и чародея манежа, взлететь по карьерной лестнице от робкого дебютанта до одного из самых высоко ценимых, востребованных и титулованных цирковых артистов в Советском Союзе и мире. Но какого труда, какой самозабвенной преданности цирковому манежу это стоило! 

Олег Попов не только без устали репетировал новые номера и репризы от лучших режиссёров, не только много сочинял и придумывал для себя сам (в частности, его лучшая реприза «Луч» была придумана им самим), он сам изобретал и создавал для себя даже технически сложный реквизит: вот где пригодились слесарные навыки, полученные в юности на полиграфкомбинате «Правда»!

Уехав из Саратова, молодой клоун начал своё победоносное шествие по городам нашей Родины, работал в Молодёжном цирковом коллективе, стал лауреатом 1-го Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве. На 6-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году Олег Попов стал не только лауреатом, но и поистине одним из символов, живым «талисманом» форума, принимая участие почти во всех мероприятиях на всех площадках. 

Триумфальные гастроли по Западной Европе – Германии, Бельгии, Великобритании, Голландии – сделали «Солнечного клоуна» популярным во всём мире. Он часто снимался в художественных фильмах, участвовал в детских телепередачах, в качестве «звезды» первой величины приглашался в праздничные «телеогоньки».

Но даже на вершине славы и признания Олег Попов не забывал об особой роли Саратова в своей артистической судьбе, всегда с теплотой вспоминая об этом факте собственной биографии: «В моей творческой жизни было много сотен городов, как за рубежом, так и, конечно, у нас на Родине. Но два города для меня самые родные – это Москва, где я родился, и Саратов, где я родился как клоун…»

Следующая встреча с Саратовом состоялась у артиста только в 1958 году. Двадцативосьмилетний комик уже был «звездой» мирового цирка и принимали его соответственно. Помимо представлений в цирке Олега Попова приглашали на творческие встречи студенты Саратовского автодорожного института и Дом работников искусств.

Ещё раз великий клоун навестил Саратов через одиннадцать лет. Новый 1969 год в Саратовском цирке встречали сказкой «Царевна-Несмеяна», где главные роли исполнили Олег Попов и его жена – музыкальный эксцентрик Александра Попова. Критики не раз отмечали близость сценического образа Олега Попова к традиционным персонажам русского фольклора: Иванушкам и Петрушкам, дурачкам, простофилям, простачкам: откровенным, но себе на уме, бесхитростным, но не без известной доли лукавства. Режиссёр Марк Местечкин совместно с Борисом Романовым и Олегом Поповым ставили задачу создать полноценный спектакль, где характеры персонажей и сюжет будут переданы средствами циркового искусства, дать новую жизнь фольклорным героям через творческую индивидуальность талантливого клоуна-современника.

После «ёлочных» представлений гастроли были продолжены программой «Всегда в пути», в которой, помимо Олега и Александра Поповых, зрители могли увидеть выдающихся артистов: дрессировщиков лошадей Людмилу Котову и Юрия Ермолаева, воздушную гимнастку Валентину Суркову, джигитов под руководством Дзерассы Тугановой, канатоходцев Волжанских и номер акробатов-прыгунов с шестами под руководством нашего земляка, саратовца Владимира Замоткина.

Саратовцы с энтузиазмом отнеслись к гастролям замечательного клоуна: пресса проявляла большое внимание к артисту, в газетах выходили репортажи о том, как Олег Попов проводит свой день в Саратове, журналисты просили его передать свои поздравления саратовцам с Новым 1969 годом. Эти пожелтевшие от времени газетные вырезки и сейчас хранятся в Музее Саратовского цирка. Кто мог представить тогда, что следующей встречи с любимым артистом придётся ждать тридцать семь лет?!

Тайна артиста

Стремительные перемены, изменившие жизнь в нашей стране до неузнаваемости, затронули даже безоблачную судьбу «Солнечного клоуна». В начале девяностых Олег Попов был вынужден уехать на гастроли в Германию ради заработка. В Москве он оставлял смертельно больную жену. 

«Солнце русского манежа» всё плотнее обступали тучи. Импресарио бросил артистов в чужой стране без денег на произвол судьбы, деньги, отложенные на старость на сберегательных книжках сгорели безвозвратно, жена умерла, взрослая дочь вышла замуж и жила своей семьёй, от «Росгосцирка» не поступало никаких конкретных предложений по работе. На Родине артиста никто не ждал.

Спасение пришло от молодой миловидной девушки-немки Габриэлы Леман. Её дружеская помощь и поддержка, переросшая вскоре в большое и нежное чувство любви, стали для старого клоуна надеждой и опорой в последние годы жизни. Именно верной Габи зрители всего мира обязаны тем, что, попрощавшись с молодостью и Родиной, стареющий артист смог найти в себе силы, победить болезни и разочарования и вновь выйти на цирковой манеж, отдавая сердце своей благодарной публике. Она была для мужа не только женой, но другом и помощницей, ассистенткой и партнёршей.

Летом 2015 года состоялось событие, которого поклонники Попова ждали так долго, что уже почти перестали в него верить: спустя четверть века любимый клоун снова ступил на русскую землю. В Сочи на церемонии вручения Международной цирковой премии «Мастер» он получил звание «Легенда цирка» - теперь уже официально. Тогда же была достигнута предварительная договорённость о гастролях Олега Константиновича в России. Разумеется, в списке тех городов, куда артисту захотелось поехать в первую очередь, оказался и Саратов. В сентябре 2016 года Саратовский цирк вновь распахнул двери клоуну, которого выпустил в большую цирковую жизнь шестьдесят пять лет назад…

Это были особенные гастроли: не пафосные, но трогательные. Пожалуй, впервые за всю историю Саратовского цирка встреча с выдающимся клоуном вызывала не столько приступы безудержного веселья, сколько тихую, светлую радость от свидания с детством, возможно, даже не собственным, а детством мам и пап, дедушек и бабушек. 

В эти моменты связь времён и поколений ощущалась как никогда зримой и осязаемой и на манеже, и в зрительном зале. Олег Попов работал для саратовского зрителя без скидок на возраст: выходил и в первом, и во втором отделении в нескольких репризах («Кукла», «Бабочка», «Мороженое»). В финале представления наступало время пронзительного, щемящего «Луча» - и на счастливые улыбки зрителей катились не менее счастливые слёзы – слёзы встречи, радости, благодарности и… прощания.

Приехав в Саратовский цирк, он по полдня, часами, мог сидеть в своей гримёрке, неподвижно, чуть сгорбившись и склонив голову. Никого не звал, ничего не просил. О чём он думал в эти долгие часы наедине с собой, что чувствовал, какие воспоминания приходили к нему? Далёкие огни саратовского манежа 1951 года, первыми осветившие дорогу новому клоуну? Горечь от чувства своей ненужности и невостребованности в течение долгих лет на Родине? Сожаление о столь долгой вынужденной разлуке со всем, что было дорого: родным языком, родными обычаями, русским зрителем? Или просто прислушивался к отдающемуся в душе эху аплодисментов крайнего представления? Эту тайну великого артиста навсегда сохранит в себе Саратовский цирк.

Музей нашего цирка подготовил небольшую экспозицию, посвящённую Олегу Константиновичу. Здесь были старые цирковые программки, вырезки из газет, фотографии. Было ответственно и волнительно встречать легендарного артиста, но в жизни рядом с ним было легко и уютно, совсем по-домашнему. Он выглядел в нашем Музее очень тронутым вниманием и доброй памятью. Все цветы, подаренные ему саратовскими зрителями, Олег Попов, уезжая, переслал в Музей.

Пирожок с капустой

В завершающий день гастролей, 9 октября, отработав заключительную репризу, он прибежал к дверям Музея, чтобы сделать бесценный подарок: передать свою знаменитую клетчатую кепку. «Книга отзывов» Музея Саратовского цирка хранит запись, сделанную рукой Олега Константиновича, запись, которой суждено было стать и завещанием Артиста: «Очень приятно слушать и видеть себя в образе Олега Попова. Прошло много времени, но есть люди – помнят меня и любят. Какой я счастливый – (видеть) себя любимым народом при жизни! Я всех люблю и свою любовь отдаю нашему цирковому зрителю. Всегда Ваш О. Попов. 2016 год»…

Закончив гастроли в Саратове, Олег Попов уехал в Ростов. Он должен был продолжить свой гастрольный тур по российским городам, но 2 ноября в гостинице Ростовского цирка его сердце остановилось.

Свой последний день жизни он прожил счастливо, так, как хотел. Друг и постоянный партнёр Владимир Фесенко угощал его своим коронным блюдом – супом-харчо. Фатима Гаджикурбанова, руководительница номера «Канатоходцы Медниковы», давняя знакомая и добрый друг, приготовила холодец. 

Жена Габи купила тирамису к чаю. Но Олег Константинович вдруг обратился к Фатиме: «Испеки мне пирожок с капустой». «Я тоже хочу пирожок с капустой, но где же я испеку, у меня тут нет духовки!», - ответила та, но запомнила его просьбу. Потом, проходя по улице, в какой-то лавчонке напротив цирка купила два пирожка с капустой – для себя и для Олега Константиновича. Он был рад, как ребёнок, теребил Фатиму: «А ты хорошо запомнила этот магазин, где их продают?..» Она смеялась: что тут запоминать, вот же он, напротив…

Успокоившись, старый клоун пошёл смотреть телевизор. Жена принесла ему чаю, поверх стакана он положил свой пирожок. Через несколько минут мир потерял Великого Артиста, молчаливые друзья и соратники толпились под дверью номера, новостные ленты взрывались новостями.

Пирожок с капустой остался нетронутым.

ОЛЬГА ЖОГЛО,

сотрудник Музея Саратовского цирка,

член Союза журналистов России