Сергей Перепечёнов: о проведенном «референдуме» по Уставу Саратова не узнал ни один житель города

Журналист Сергей Перепечёнов продолжает вспоминать события начала 1990-х, когда в России и, в частности, в Саратове предпринимались попытки создать систему местного самоуправления с участием самих жителей.   

«В 1990-м, избранные на альтернативной основе депутаты, избирают председателем Моссовета Г.Х.Попова, который начинает программу по изменению административно-территориального деления столицы. После её исполнения 36 районов 10-миллионного города были ликвидированы. Появились 9 административных округов, 128 муниципальных районов, что в значительно приблизило местную власть и систему управления городом к жителям.

 На сравнительно небольших территориях появлялась возможность организовать полноправное самоуправление с советом депутатов и управой, как исполнительным органом. Многие наработки Моссовета, бывая в то время почти еженедельно в Москве, я привозил в Саратов и распространял среди лидеров саратовских отделений разных партий и движений.

При этом представители старой коммунистической и новой (какие там к чёрту «демократы!») номенклатуры, просидев в разноуровневых комитетах по реформированию органов государственной власти и местного самоуправления, так и не родили абсолютно никаких идей, проектов и решений для становления и развития МСУ в Саратове.

По «наезженному советскому пути» бюджет города и его консолидированную часть в инерционный период формировали Китов, Маликов, Аксёненко, а также «старые» главы районов, заменённые на новых людей. В скором времени районы лишились бюджетных полномочий и своих представительных органов.

Новая местечковая власть, созданная по новому ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в 1996 году напрочь уничтожила роль жителя-избирателя в возможности участвовать в управлении городом, в котором районы стали беспредметной декорацией.

Затруднение для саратовской бюрократии составляло то, что новый закон требовал разработки Устава муниципального образования и утверждения его через референдум, но наши руководящие товарищи Аяцков, Володин, Аксёнеко легко вышли из положения, создав Редакционную комиссию по Уставу города Саратова во главе с юристом тов. Ландо, ещё одним юристом тов. Лукашовым и разномастной общественностью где-то человек из 30-ти, в числе которой был и я.

А потом утверждённый проект Устава был отдан для подготовки к печати редактору газеты «Саратовская мэрия» тов. Макарьеву — в издательство для тиражирования, насколько помню в 250 тысячах экземпляров... И исчез. Ни один саратовец не получил этого номера газеты, никто его не видел из горожан. Тем не менее, Москве было заявлено о состоявшемся референдуме по уставу и проведённых выборах в первый состав городской думы.

Следует заметить, что к этому моменту не прошло и года, как губернатором Саратовской области был назначен тов. Аяцков, который в свою очередь назначил мэром областного центра тов. Аксёненко (и вице-губернатором тов.Володина), а тот назначил новых глав 6-ти районов Саратова.

Так вот те «ставленники» новой власти, не мудрствуя лукаво, пошли на выборы в гордуму и ещё неизвестные избирателям ни в лица, ни по фамилиям — вдруг все победили в своих округах! Только через суд потом удалось унять их политическую активность — главы исполнительной власти в районах не могли быть ещё и депутатами!

Вот так в Саратове и других муниципальных образованиях устанавливалось местное самоуправление — по типу продразвёрстки! Единственная попытка противостоять бюрократизации МСУ в нашей области, а возможно и во всей России, была предпринята командой облдепа В.Мальцева, которая разработала свой Устав Энгельского муниципального образования и пошла на выборы со своими кандидатами в 18-ти избирательных округах.

Забили, не дали, сделали так, что в последний момент все другие кандидаты снялись с выборов. И вот так живём мы в своём Саратове, который из культурного, научно-производственного, аграрного центра за эти 30 лет превратился в полную, самоуправляемую коррупционную ж….  по всем показателям... Живём по уготованной нам схеме».

Сергей Перепечёнов