Сентябрьская дума: пенсионная реформа и «проводы» Чепрасова

Очередное заседание Саратовской областной думы длилось без малого шесть часов. Это одно из самых продолжительных заседаний за всю почти 25-летнюю историю регионального заксобрания. Но, по большому счету, серьезного обсуждения заслуживал лишь один вопрос. Остальные дебаты свелись к самовыражению отдельных депутатов и отдельных фракций.

Краеугольный камень пенсионной реформы

Ни для кого не секрет, что в Государственной думе рассматривается законопроект, увеличивающий пенсионный возраст для женщин — до 60 лет и для мужчин — до 65 лет. Аккурат во время заседания областной думы в столице шла сессия думы Государственной. На которой, скажем, опережая события, «пенсионный» законопроект был принят во втором чтении. Какие дебаты случились на Охотном ряду, все могут увидеть по телевизору. Заседания областной думы освещаются не так широко.

Итак, 15-й вопрос повестки дня. Председатель заксобрания Иван Кузьмин зачитал название очередного законопроекта. Сразу слово взяла представитель партии «Справедливая Россия» Зинаида Самсонова. 

Зинаида Михайловна выступила практически с программным заявлением, в котором высказала свое негативное отношение к рассматриваемому законопроекту. Пенсионная реформа, по мнению Самсоновой — это не решение проблемы. «Любой грамотный человек понимает, что в случае, если бы у правительства РФ не было навязчивого желания повысить пенсионный возраст, то вся эта законодательная суета была бы не нужна. Эффективность этих срочно принимаемых мер не выдерживает никакой критики не только в системе логики и расчетов власти, но и просто противоречит здравому смыслу». 

Далее Зинаида Михайловна привела цитату своего однопартийца, депутата Госдумы Олега Нилова: «Если в России начнут по-настоящему бороться с коррупцией, как, например, это делают сегодня в Китае, то не будет необходимости рассматривать вопросы повышения пенсионного возраста и введения каких-то новых налогов, оброков, которые обеспечивают что угодно, только не прорыв». 

Понятно, Зинаида Самсонова заявила, что она будет голосовать против принятия закона.

К Зинаиде Михайловне в лице лидера фракции КПРФ Александра Анидалова тут же присоединились коммунисты. Но Александр Юрьевич начал с самопиара, сообщив, что сразу после выступления президента Путина фракция КПРФ написала свои предложения по изменениям в закон и передала их в правительство области, где они, правки, затерялись.

А дальше речь пошла не о льготах, которые теперь законодательно закрепляют не после выхода человека на пенсию, а по достижении женщинами 55 лет, а мужчинами — 60, а о переходном периоде. Почему-то не обозначен конкретный срок переходного периода, хотя президент заявил, что для людей предпенсионного возраста будут сохранены какие-то преференции и вообще... Говорил Анидалов много, эмоционально и по кругу. Коммунистов поддержали члены фракции ЛДПР, которые тоже были не согласны с наличием в региональном законе «переходного периода», на время которого предпенсионерам оплачивают льготы. Короче, дискуссия, в которой принимали участие депутаты от оппозиции, шла жаркая.

Завершить ее попытался депутат от «Единой России» Леонид Писной, который напомнил, что регионам разрешили предоставлять льготы с 2004 года, что за 14 лет были проведены две успешные монитезации льгот, что Саратовская область тут на хороших позициях. Еще Леонид Александрович сказал, что сейчас депутаты принимают льготы на переходный период в пять лет, а через пять лет другие уже депутаты (или эти, если их переизберут), примут или нет льготы на следующий период.

Разумеется, объяснения Писного коммунистов не удовлетворили. Слово взял губернатор Валерий Радаев, который пытался продублировать выступление депутата-единороса, но ситуация от этого не прояснилась. Потом, после небольшого скандала, Иван Кузьмин поставил вопрос на голосование. Итог его был вполне ожидаем — 33 депутата (члены фракции «ЕР») — за законопроект, 7 (депутаты от оппозиции) — против.

Чтоб не росли протестные настроения

На самом деле 16-е думское заседание могло стать очень интересным, если бы не затяжные, часто идущие по кругу дискуссии.

В самом начале заседания председатель регионального заксобрания Иван Кузьмин выступил с докладом об итогах деятельности думы за год. Текст выступления спикера был вполне обычным набором штампов — приняли законы, работаем на благо, реализовывали программы. Главным достоинством доклада была его лапидарность.

А потом началось.

Согласование кандидатуры нового министра финансов Станислава Кошелева. Представлял нового министра вице-губернатор Игорь Пивоваров, который был предельно краток — кандидатура согласована в минфине РФ, все документы есть у депутатов. Но у депутатов, членов фракций КПРФ и ЛДПР были и вопросы. На которые новый министр отвечал уверенно, и часто ответы его были куда квалифицированнее задаваемых вопросов. В итоге 33 — за, 7 воздержалось.

О досрочном прекращении полномочий депутата Ольги Алимовой. Тут все ясно, как доложил председатель мандатной комиссии Олег Алексеев, Ольга Николаевна избралась в Госдуму.

О досрочном прекращении полномочий Вячеслава Володина в связи с переездом в другой регион, пояснил Алексеев.

Об освобождении Ивана Чепрасова от должности заместителя председателя областной думы. Тут немного поговорили. Сначала Зинаида Самсонова высказала сожаление о решении Ивана Васильевича. С Зинаидой Михайловной были солидарны коммунисты, которые все-таки поинтересовались причинами такого решения Чепрасова. Понятно, зампред выдал ту же версию, которую накануне озвучил в средствах массовой информации: хочет сосредоточиться на работе в округе, не согласен с формой проводимой пенсионной реформы и озабочен ростом протестных настроений в округе.

А судьи кто?

Тут случился звездный час депутата Сергея Курихина, который уже давно и тщательно следит за чистотой судейских кадров, начиная с момента их назначения в думе. У Сергея Георгиевича были вопросы или претензии практически к каждому кандидату. Или к представлявшему судей заместителю председателя областного суда Артему Аниканову.

Депутат был недоволен, в первую очередь, несоответствием данных, представляемых депутатам и размещенных на сайте суда. Господин Курихин считает, что квалификационная коллегия судей недобросовестно занимается подготовкой документов. Более того, депутат настаивает на обращении в высшую квалификационную коллегию судей по этому вопросу.

В итоге председатель заксобрания предложил встретиться с новым председателем областного суда Федором Телегиным и обсудить эту проблему.

О кандидатуре от общественности в квалификационную коллегию судей особых споров не было — депутаты выслушали информацию о двух кандидатах (еще двое отсеялись на стадии комитета) и рейтинговым голосованием в ККС прошла Светлана Мартынова, за которую агитировали члены ЛДПР.

Опять ОПа

Волнения случились при обсуждении изменений в закон об Общественной палате Саратовской области. Дело в том, что федеральный законодатель позволил региональным общественным палатам выставлять своих наблюдателей на выборах. То есть изменение в региональный документ — обычное приведение в соответствие законов. Но дело в том, что председатель областной ОПы — личность неоднозначная. Коммунисты категорически против участия наблюдателей от ОПы, потому что считают, что конкретно наша палата — придаток власти.

Затем выступила Зинаида Самсонова, которая рассказала, что однажды Александр Ландо, не стесняясь, обещал кому-то прислать в качестве наблюдателей представителей «Единой России». Конечно, Александр Ландо тут же начал говорить, что он всегда выступал за чистоту и прозрачность выборов. Ну и в итоге дума большинством голосов проголосовала за поправку.

Ольга Насонова