«Семнадцатый» роковой. Октябрь

«Репортёр» продолжает вспоминать 1917 год, ставший судьбоносным в истории России и Саратова, но неоднозначно оцениваемый спустя столетие. Источники – газеты тех лет, письма современников, архивные документы. На дворе октябрь – разруха в головах и уборных, переход власти к большевикам.

У кого по семь комнат, а кто по помойкам….

14-15 октября в Саратове состоялся Областной съезд Советов Поволжья, проголосовавший за необходимость передать всю власть в стране и на местах в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. После этого прошла городская конференция Красной гвардии, принявшая устав организации. Большевики уверенно прибирали власть к рукам, а в это время жизнь населения ухудшалась изо дня в день.

Кооперативы, мукомолы и продовольственный отдел городской управы отправили телеграмму министру продовольствия о том, что город находится в критическом положении: нет зерна, муки, мельницы встали. Сообщается, что рабочих в ближайшее время ожидает расчет.

Отдел канализации Саратовской городской управы разослал повестки об уплате канализационного сбора за второе полугодие во избежание закрытия главной коммуникационной артерии. После приказа начальника саратовской милиции о закрытии бильярдных заметно сократились сборы в городскую казну.

Тем временем в город на новые факультеты в университете приезжают назначенные профессора. За дефицитом квартир их размещают в общежитии 2-го корпуса университета, где отсутствуют элементарные удобства.

Солдаты пехотных полков требуют перевести их из военного городка в город. Городская управа в растерянности, поскольку свободного жилья нет. В итоге жилищная комиссия постановила произвести обход квартир, имеющих по шесть комнат, для предстоящей реквизиции.

Газета «Саратовский листок» информирует, что сильно ухудшилось освещение внутри Крытого рынка. Мясники жалуются, что при рубке мяса могут случайно покалечить друг друга. Управа постановила заменить керосиновые фонари электрическими.

Продолжается массовая забастовка городских служащих и рабочих – караульщиков, водопроводчиков, рабочих канализации. Думская комиссия и городская управа решили удовлетворить часть их требований с целью прекратить акцию.

Криминальные сводки газет напоминают фронтовые. 15 арестантов губернской тюрьмы, обезоружив караул и устроив перестрелку, совершили побег. Случайными выстрелами убита двенадцатилетняя девочка и ранен офицер. Некоторые беглецы пойманы, двое застрелены.

Каторжник Д., освобождённый для отправки на фронт, проводит в городе «обыски», выдавая себя за члена совета рабочих и солдатских депутатов, а также представляется служащим продовольственной управы. Пресса предупреждает граждан, что нужно требовать удостоверение у лиц, пытающихся учинить обыск.

Газетам запретили критику большевиков

В течение 25 и 26 октября лидеры меньшевиков и эсеров пытались уговорить вождей саратовского комитета РСДРП(б) отказаться от поддержки взявших Зимний дворец петроградских рабочих и подчинить местный гарнизон военному комитету. Однако на собрании Саратовского Совета делегаты единодушно проголосовали за переход власти в руки Советов.

В ответ кадеты, эсеры и меньшевики, засевшие в думе, стали готовить наступление на Совет, захватив склад оружия и вызвав белоказачью дивизию, размещенную на территории губернии. Была предпринята безуспешная попытка отбить у солдат артиллерийские орудия. Оставшись без артиллерии, штаб эсеров и кадетов приступил к сооружению баррикад на улицах, прилегающих к думе.

От имени городской думы и губернского комиссара Временного правительства 27 октября были распространены воззвания, призывавшие разогнать Совет и установить законную власть. Под руководством боевого штаба думы собралось около трех тысяч офицеров, юнкеров, солдат из кулацких слоев деревни, семинаристов, гимназистов, чиновников различных ведомств и черносотенцев.

В свою очередь большевики напечатали обращение к населению, в котором объявили о переходе власти в городе и губернии к Совету рабочих и солдатских депутатов. Кроме того, они свои указом отстранили от власти губернского комиссара Временного правительства Д. Топуридзе, а вместо него назначили большевика П.А. Лебедева. Уездные комиссары также лишались власти.

В некоторые города и крупные рабочие поселки исполком назначил своих уполномоченных, и они отправились к местам назначения. Редакциям газет было запрещено печатать материалы, направленные против Советской власти. Им было поручено обнародовать постановление о земле, согласно которому все помещичьи, монастырские, церковные и удельные земли Саратовской губернии передавались на учет и в ведение земельных комитетов.

По предложению лидера большевиков Антонова-Саратовского было решено захватить наиболее важные в стратегическом отношении пункты города: железнодорожный узел, здание почтамта, телеграфа и телефона.

27 октября при Исполкоме был создан Военный Совет в составе председателя городского комитета РСДРП(б) М.И. Васильева-Южина председателя Совета рабочих и солдатских депутатов В.П. Антонова-Саратовского и некоего офицера П.К. Щербакова, перешедшего на сторону большевиков. Щербакову было поручено командование вооруженными силами Совета. Он срочно собрал командиров полков Саратовского гарнизона и дал приказ окружить городскую думу. На здание думы были направлены орудия, размещенные на Соколовой горе, на Большой Горной и Московской улице в районе Биржи и управления РУжд.

После непродолжительной, но интенсивной ружейно-пулеметной перестрелки и обстрела Думы из орудий в ночь с 28 на 29 октября большевики все-таки заставили думцев капитулировать. В ходе вооруженного столкновения со стороны войск Совета было 2 человека убито и 10 ранено, со стороны белогвардейцев — 1 человек убит и 8 ранено. Так в Саратов пришла Советская власть.

АФАНАСИЙ ТЕМНЫЙ