«Семнадцатый» роковой. Ноябрь-декабрь

«Репортёр» завершает путешествие в 1917 год, ставший судьбоносным в истории России и Саратова, но неоднозначно оцениваемый спустя столетие. Источники – газеты тех лет, письма современников, архивные документы. На дворе ноябрь-декабрь – первые месяцы после революции.

Взять и поделить

После октябрьских событий власть в Саратове стала по всем направлениям переходить к Совету рабочих и солдатских депутатов. В ноябре-декабре были ликвидированы городская дума, продовольственная и земская управы. Взамен старого суда и прокуратуры возникли пролетарские трибуналы и революционные суды. Большую роль в укреплении Советской власти сыграла созданная в декабре губернская чрезвычайная комиссия.

По постановлению исполнительного комитета Саратовского Совета перешли в общенародную собственность Рязано-Уральская железная дорога, паровые мельницы и лесопильный завод Бушкова, было национализировано «Бельгийское акционерное общество трамвая и освещения в Саратове».

Управление фабриками и заводами постепенно сосредоточилось в руках созданного для этой цели губернского Совета народного хозяйства. Исполком установил контроль за отделениями Государственного, Волжско-Камского коммерческого, Русского, Торгово-промышленного и других банков.

Еще до выхода Декрета о земле в Саратове был издан указ о передаче всех помещичьих угодий в ведение крестьянских земельных кадетов. В обеспечении этой задачи немалая роль отводилась Красной Гвардии, организованной при уездных и волостных советах. Эта инициатива положила начало организованной конфискации частновладельческих хозяйств в губернии.

Делегация одной из деревень обратилась в Совет с просьбой оказать помощь в борьбе с «кулаками-богатеями», которые не дают излишков своего хлеба для бедного крестьянства. Деревенская беднота высказалась за реквизицию этого хлеба.

ВЦИК принял «Положение о рабочем классе». Фабрично-заводские кадеты приступили к созданию контрольных комиссий на предприятиях Саратова, Царицына, Вольска, Балашова.

Для изыскания средств в городскую казну финансовая комиссия Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов велела театрам, кинематографам, зверинцам повысить плату за вход в два раза.

Кроме того, ответственным лицам рекомендовано «договориться» с администрациями кинотеатров «Слава» и «Мурава» о предоставлении театров в пользу Советов рабочих и солдатских депутатов. Владельцам всех остальных кинематографов направлена «просьба» организовать «день подарков на фронт», для чего «поставить картины исключительно в пользу комиссии по сбору пожертвований в окопы».

Всех предпринимателей, то есть владельцев заводов и фабрик, решено обложить дополнительным сбором в 1%.

Президиуму Военной секции предложено выработать меры борьбы со спекуляцией, произвести облавы; предложить ротным и батальонным командирам вести на местах самую активную борьбу со спекулянтами; отобранные у спекулянтов вещи ни в коем случае не должны им возвращаться.

Саратовский Совет решил закрыть все буржуазные газеты, но вскоре отменил запрещение ввиду предстоящих выборов в Учредительное собрание. Поэтому объективная информация все еще распространяется.

Например, сообщается, что собрание студентов Саратовского университета закончилось расколом - часть учащихся подтвердила свое решение бороться с большевизмом вплоть до академической забастовки, другая часть высказалась за сотрудничество с новой властью.

На Рождество устраивается елка для детей рабочих. Газета просит желающих приносить подарки и ёлочные украшения в Крытый рынок.

Одно из новых пролетарских изданий информирует, что из-за сильного падения уровня воды в Волге все приемники городского водопровода оказались заваленными песком. Ответственность за это, по мнению газеты, падает на старую городскую управу, которая своевременно не приняла необходимых мер.

С хлеба на водку

Получена телеграмма от Московской городской управы, в которой говорится, что в 12-й армии уже несколько дней нет ни муки, ни овса. Полки питаются сухарями из неприкосновенного запаса. «Исчерпав сухари, голодная миллионная армия двинется искать хлеба, откроется фронт, будет сметено всё на пути», – предостерегает телеграмма.

В свою очередь и представители Балтийского флота обратились в Саратовский Совет с предложением отправить матросам к празднику 50 пудов муки и 99 пудов сахара.

Однако запасы хлеба в Саратове «ничтожны». По сведениям городского продовольственного отдела, этих запасов хватит только на 20 дней. К тому же растет воровство, учащаются грабежи складов и частного имущества.

В различных частях города большевики расставили охрану, а на берегу Волги установили орудия и отряд пехоты, однако на пристанях стала обнаруживаться массовая пропажа товаров прямо из лабазов. На взломанных замках видны следы от штыков.

Несмотря на приказ Совета солдатских и рабочих депутатов о том, что «всякие самочинные обыски в городе и в окрестностях не допускаются, и будут строго караться», охрана, поставленная за городом, в Монастырской слободке, ежедневно учиняет разгром и расхищение имущества на ближайших дачах.

Криминогенная обстановка в губернии ухудшается с каждым днем.

Из протоколов заседаний исполкома Саратовского Совета рабочих и солдатских депутатов:

«16 декабря. По всей стране пронеслись винные погромы. В этой пьяной вакханалии приняли участие и солдаты, сумевшие в октябрьские дни восстать против буржуазии. Наряду с винными погромами они хотели направить массу на погромы вообще. Они ищут, что есть у нас темного, чтобы превратить светлую революцию в темное пятно».

«10 декабря. Делегаты из Петровского совета докладывают, что в Петровске имеется 87 тыс. ведер спирта и 17 тыс. ведер вина. Петровский гарнизон имеет намерение разгромить склад, взять вино и распределить между солдатами по ведру на каждого, а остальное продать населению».

Между тем, Петровск был не самым страшным эпизодом пьяных погромов, прокатившихся по губернии в ноябре-декабре 1917-го, в разных источниках приводятся факты о разгромах винных складов, грабежах, разбоях в целом ряде уездных городов: Камышин, Балашов, Аткарск, Николаев.

Вот как пояснял происходящее Бабин А.В., преподаватель английского языка в Саратовском университете: «Объявленная Советами всеобщая и полная амнистия всех политических заключенных и уголовников, открытие всех тюрем и уничтожение судебных архивов наполнили страну опасными элементами. Молодые и наиболее предприимчивые рецидивисты после освобождения вступили в Коммунистическую партию. В ряде случаев им удавалось занять ответственные административные должности; из этой среды большевики получили наилучший человеческий материал для борьбы и истребления врагов партии, то есть ленивых и слабохарактерных любителей правопорядка».

АФАНАСИЙ ТЁМНЫЙ

Фото: Oldsaratov.ru