Саратовские «гайд-парки»: чем дальше от центра, тем лучше?

Врио губернатора Саратовской области Валерий Радаев подписал распоряжение, в котором обозначены восемь мест для проведения массовых акций в Саратове. Там население имеет право собираться и публично обсуждать общественно-политические, социальные и прочие проблемы. Нельзя не заметить, что все новые «гайд-парки» весьма удалены от исторической части города. Видимо, в целях безопасности для самих же граждан? Или для удобства жителей окраин?

Тем временем, инспектируя городские спортплощадки, саратовские общественники наткнулись на попытку обмана со стороны чиновников спортивного министерства. Там, где на самом деле площадки хронически пустуют или используются совсем не для здорового образа жизни (это выяснилось в ходе повторной проверки), был устроен спектакль с привлечением юных «любителей спорта» и их «тренеров». Судя по всему, подобная ситуация наблюдается во всех районах Саратова, а не только в Кировском, где проводилась проверка. Так для чего же тогда власти строят эти спортплощадки и рапортуют об успехах?

Впрочем, рапортуют не только об этом. Докладывают и о достижениях в переселении жителей из аварийного жилья. Но и тут вырисовывается неприглядная картина – общественники обнаруживают грубые нарушения. Случается, что людей отправляют в дома, состояние которых еще более запущенное, чем их прежние жилища (сотрудники ОНФ зафиксировали ряд таких примеров, проводя мониторинг состояния муниципального жилого фонда). Вероятно, таким способом ответственные за реализацию госпрограммы чиновники стараются избежать полного провала и возможных санкций? Ведь Саратовская область находится в аутсайдерах по данному направлению и неоднократно подвергалась критике.

Спросим мнение наших экспертов – известных политиков, депутатов, общественников, журналистов. К ним три вопроса:

1. Каково ваше отношение к переносу разрешенных мест для массовых акций в Саратове (так называемых «гайд-парков») из центральных районов города в отдаленные?

2. Что мешает организовать в регионе нормальное функционирование спортплощадок, искоренив приписки и показуху в работе саратовских чиновников?

3. Есть ли легитимные способы спасти проваленную в Саратовской области программу по переселению граждан из аварийного жилья и избежать грубых нарушений в этой сфере?

Роман АРБИТМАН, публицист, критик

1) Два события произошли почти одновременно и, как мне кажется, тесно связаны. Первое - в интернете появилась так называемая "Гоп-карта для приезжих", где обозначены районы Саратова, наиболее опасные днем или ночью (а чаще - и днем, и ночью). Районы эти всем известные: Комсомольский, Заводской, Ленинский, 6 квартал и прочие места, где криминалу просторно. Второе событие – врио губернатора обозначил места, разрешенные для массовых митингов. Нетрудно догадаться, что расположены "гайд-парки", по преимуществу, в ТЕХ ЖЕ САМЫХ районах. До недавних пор в роли провластных боевиков, готовых побить оппозицию, в Саратове подвизались "организованные" футбольные фанаты. Теперь, очевидно, власти сделали ставку уже на чистых гопников: их, в случае чего, будут науськивать на протестующих, а полиция будет как бы не замечать столкновений. Что ж, задумано неглупо. Одна беда: аппетит у гопоты приходит во время еды, и вряд ли местная власть, раз выпустив из бутылки такого джинна, сумеет загнать его обратно.

2) Думаю, чиновникам областного министерства спорта, есть чем оправдаться: да, они устраивали показушные "спектакли", но разве они одни? За последнее время в интернет просочилось немало историй про то, как "простые граждане", которые не только присутствуют на встречах с главой государства, но и задают вопросы, и комментируют на камеру – под разными именами, - на самом деле являются сотрудниками ФСО. Так почему же и областные чиновники не могут заниматься фейками, устраивая встречи с участием "проверенных" граждан? Ясно, что всё это - в интересах безопасности наших общественников. Если вдруг чего, "спортсмены" тотчас же их защитят, с применением боевых приемов, а то и табельного оружия. Радоваться должны общественники, а не возмущаться. О них же, бедолагах, заботятся.

3) Переселять граждан из аварийного жилья в такое же аварийное - это не "ноу-хау" саратовских чиновников. Такое уже случалось, еще во времена СССР, причем на самом высоком уровне. Помните, как в начале 80-х верховная власть переходила от одного инвалида к другому? От старого больного Брежнева к старому больному Андропову, от Андропову – к развалине Черненко... И чем всё это кончилось? Горбачевым, перестройкой и крахом системы. Очевидно, наши чиновники, углубляя маразм, приближают нас к коллапсу, после которого что-нибудь да начнется. Или хотя бы кончится.

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ

1) Региональная власть продолжает работать, не выходя из позиции страуса — это когда головой в песок. На мой взгляд, гайд-парки — это было очень удобно. И не только для оппозиции. Власть могла послать пару-тройку шустрых мальчишек, чтобы те послушали и записали, кто и что говорит, чем недоволен собравшийся народ. А потом посидели бы на Московской, 72, устроили мозговой штурм, да и попытались бы помочь людям в их бедах и чаяниях.

Но, видимо, всё прекрасно на «территории лидерства», и никакой мониторинг социальной напряженности власти не нужен. В их фантазиях всё удивительно хорошо: народ накормлен, рост доходов стремится в облака, а уровень потребления бьет все рекорды. А раз так, зачем людям собираться и обсуждать наболевшее?! А если у кого-то уж сильно что-то наболело, то могут собраться где-нибудь «на выселках», куда доехать и вернуться — целое приключение! Пусть стоят, митингуют и обсуждают там, подальше от чиновников, дабы не отвлекать оных от трудов праведных на благо «колыбели человечества».

С чем-с чем, а с креативным подходом к делу у нашей региональной власти всё в порядке. Вот асфальт класть, чтобы через год опять не перекладывать, — трудно, от снега город очистить — трудно: зима же, как правило, внезапно настаёт! А придумать что-то «креативное» — это мигом! Не удивлюсь, если придумают и разрешат народу на кладбищах собираться. Туда всегда много людей приходит, пусть заодно и пообщаются.

А если серьёзно, то власть напрасно играет в эти игры. Запретами хорошую жизнь не построишь, а когда надо будет, народ ни у кого не спросит разрешения, а просто возьмет и соберется. Как сделали 100 лет назад, в 1917-м!

2) Вы, конечно, меня извините, но вопрос не совсем правильно задан. Можно, я отвечу на перефразированный вопрос «что мешает организовать в регионе нормальное функционирование чего-либо»?

Так уж устроена современная власть (и это касается не только Саратовского региона, а и всей страны), что на первом месте у чиновников стоит не стремление помочь жителям своего района, города или области, а отчётность «наверх». Главнее отчитаться, а когда это сделать не представляется возможным, в ход идёт разного рода креатив. Кстати, я подозреваю, что значительно проще было бы сделать всё хорошо сразу, чем придумывать и реализовывать разнообразные лазейки. Меньше бы энергии потратили и времени. Но вот что есть, то есть.

А выходов из создавшейся ситуации на самом деле два. Или поменять существующую власть, или писать, звонить и слать смс-ки Путину. Я так подозреваю, что кроме него никто порядок в области, городе или районе наводить не будет!

3) Существует только один способ — строить нормальное, хорошее жилье и предоставлять его нуждающимся. Всё остальное — не более чем попытка очковтирательства. То, что программа переселения в Саратовской области провалена, ни для никого не секрет. Но вот власть пытается делать вид, что всё под контролем.

Это как с предыдущим вопросом — вместо нормальной работы попытаться ужом вылезти из аутсайдеров программы переселения. Ведь это никакой не секрет, что реализация данной программы на контроле у президента, а значит, региональные чиновники пытаются обмануть самого главного человека в стране! На мой взгляд, это опасные игры.

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области

1) Помню в позднесоветский период популярную газетную рубрику "Если бы директором был я". Так вот, если бы лидером какого-либо российского региона был я, то, напротив, установил в качестве таких "гайд-парков" наиболее привычные для населения места. Как это делают в отношении уже натоптанных тропинок при обустройстве лесов, заповедников, парков, скверов и садов. Дабы, во-первых, как завещал царь-император всея Руси П.А. Романов - Великий "дурь каждого всем видна была", во-вторых, для приискания себе любимому новых отважных кадров среди наиболее интеллектуальных и организованных горлопанов-главарей. Я и сам такой, полагаю, в отличие от нынешнего руководителя нашего региона.

Увы, почти сразу после "перестройки" М.С. Горбачева, позволявшего регулярно собираться на центральных площадях и проспектах столицы порою многотысячным и коммунистическим и демократическим шествиям и митингам, эта практика (с силового разгона уже ельцинской милицией демонстрации ветеранов 23.03.1992 г.) повсеместно сошла на нет. А уж если вспомнить краткую гражданскую войну в пределах московского Садового кольца в октябре 1993 г., то, ясен перец, для победившей президентской необюрократии идеалом стал тоталитарный (сталинский) принцип "больше трех не собираться".

В нынешний же период, когда окончательно ну очень большие деньги (коррупция) страстно полюбили тишину, и когда элита во многом соткана из выходцев национальной сугуранцы (охранки), этот принцип вообще, полагаю, возведен в культ. Кстати, как юридически продвинутый юзер заодно консультирую местную оппозицию: это радаевское распоряжение, полагаю, еще не вступило в законную силу, так как есть люфт по срокам его подписания, опубликования и введения в действие. Так что, как говорится, промониторив сроки, вполне сможете воспользоваться этими "юрьевыми днями" для проведения своих облегченных по уведомительному порядку протестных акций еще в прежних саратовских "гайд-парках".

2) Радикально искоренить эту извечную показуху можно, обязав государственных служащих и сотрудников правоохранительных, правоприменительных и надзорных органов регулярно публично (по аналогии со сведениями о доходах) отчитываться, что они конкретно сделали на вверенном участке. Иначе они постоянно "из всех утюгов" прикрывают собственную халатность некими "врагами" и мемами о нашем-де особом патриотизме! И, безусловно, очень бы способствовало надлежащей деятельности наших спортплощадок, если бы всеми ими без исключения постоянно пользовались сами чиновники и члены их семей. Что наглядно показал известный пример бывшей ледовой площадки для зимних видов спорта в селе Невежкино Лысогорского района.

3) Во-первых, см. выше предложения моего ответа на 2-й вопрос, подтверждающие, возможно, умышленное нарушение в регионе ст. 40 ("право на жилище") Конституции РФ. Во-вторых, в этих случаях простым людям остается только уповать на четкое исполнение своих функций избранными ими же губернатором, депутатами, а также своих обязанностей прокуратурой, ГФИ, ГЖИ и судебной системы, либо на адвокатов и политическую оппозицию, что тоже очень даже неплохо, рекомендую.

Дмитрий ПЬЯНЫХ, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР

1) Нельзя сказать, что гайд-парки были перенесены на окраины. Все эти места – центры спальных районов. Людей там живет больше, чем в центре. Эти места благоприятны с точки зрения транспортной доступности – в центре людей часто раздражает, когда из-за акций перекрывают дороги. Считаю, что перенос в спальные районы со всех сторон хорош.

2) Создание Потемкинских деревень на объектах Саратовской области - это обычная практика чиновников, чтобы показать свою «работу» с выгодного ракурса, прикрывая какие-то прорехи и недочёты. Что нужно делать? На мой взгляд, здесь главное – пропаганда здорового образа жизни и спорта. Заниматься на площадках при наличии желания вполне возможно. Не думаю, что для массового спорта необходимо ставить заоблачно дорогие площадки в каждый двор. Другое дело, что они должны быть в приемлемом виде. Торчащие прутья из «паутинок» или других турников это очень травмоопасно. Поэтому главное содержать имеющиеся площадки в надлежащем состоянии и вести пропаганду массового спорта. Не строить для этого отдельные дорогостоящие центры, а акцентировать внимание на дворовом спорте.

3) Ситуация с переселением в Саратовской области критическая. Выход из неё - это разработка поступательного плана, можно сказать антикризисного, согласованного в том числе и с общественностью, а затем жёсткий контроль за его выполнением, жесткий и неуклонный. Только таким способом можно исправлять ситуацию. Это в рамках законодательства и единственный действенный способ исправить настолько критичную ситуацию.

Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор информационно-аналитического портала «Богатей-онлайн»

1) На первый взгляд, может показаться, что власть делает благое дело, предоставляя гражданам лишнюю возможность без лишних хлопот собираться в разных микрорайонах города. Но это лукавство. На самом деле сверхзадача чиновников – любыми средствами лишить активную часть населения (прежде всего гражданских активистов) провести публичную акцию в наиболее людных местах города, то есть в его центральной части, посылая их в отдаленные районы. Впрочем, это они делают и сегодня.

А по большому счету, это лишний раз говорит о попрании властью Конституции страны – Основного закона прямого действия, дающего право гражданам собираться мирно и без оружия, там и тогда, где им самим удобнее.

2) В течение долгого времени мы наблюдаем картину, когда спортивные площадки вблизи домов, организованные еще в советские времена при застройке микрорайонов, стали исчезать в угоду новым застройщикам, занятым так называемой точечной застройкой – в том числе и в тех местах, где были спортивные площадки и скверы.

Сегодня мы видим, казалось бы, обратный процесс: стремление возродить спортивные и детские площадки. Но, как говорится, во многом поезд ушел: таких мест в застроенной части города осталось мало. Да и там, где еще есть такая возможность, проблема с финансированием: у города-банкрота денег на это нет. В принципе, в свое время деньги были: работала целевая программа партии «Единая Россия». Но деньги выделялись только на строительство больших спортивных комплексов. А до спортивных и детских площадок дела не было.

Чтобы организовать в регионе и в областном центре нормальное функционирование существующих спортплощадок, я думаю, срочно нужна целевая, тщательно разработанная программа по возрождению старых площадок и организации новых. И самое главное – обеспечить необходимое финансирование.

3) Действительно, критической информации в адрес Саратовской области предостаточно. Достаточно привести итоги контроля за реализацией программы переселения граждан из аварийного жилья в регионах России, которые провел Фонд содействия развитию ЖКХ. Наша область вошла в число 13-ти регионов, о которых сказано, что там "недостаточные темпы реализации третьего этапа допущены по тем же причинам, по которым в данных регионах произошел срыв сроков завершения второго этапа, что свидетельствует о низком качестве планирования мероприятий по реализации программ". Регион отнесен также к десятке субъектов, в которых муниципалитеты выдавали разрешения на ввод домов, строительство которых было не завершено или имелись грубые нарушения по качеству. Кроме того, Саратовская область значится среди регионов, где прокуроры и специалисты Фонда направляли информацию о нарушениях при реализации программы переселения в правоохранительные органы.

Законные способы процедуры переселения граждан из ветхого и аварийного жилья существуют. Они прописаны: ЖК РФ перечисляет права и обязанности и граждан, и государственной власти в вопросах обеспечения жильем; ГК – регулирование права собственности, владения, аренды и т.д. и границ действий государства в отношении прав владельцев; Закон о фонде содействия реформе ЖКХ; Градостроительный кодекс; Санитарные и гигиенические нормы и стандарты, устанавливаемые ведомствами и министерствами; Постановление Правительства по вопросам признания жилья аварийным или ветхим; Акты региональных органов власти (постановления правительств региона, решения законодательных органов).

Чтобы эти законы и правовые акты работали, необходимо, чтобы работали 3 фактора: финансовое обеспечение программы переселения из ветхого и аварийного жилья; настоящая, а не показушная работа властных структур, ответственных за выполнение программы; активность самих граждан, проживающих и в тех домах, которые уже признаны ветхими и аварийными и подлежащими сносу, и в домах, которые уже по факту могут быть снесены, но еще не признаны таковыми.

Правда, есть реальная «опасность», что если граждане, живущие в потенциально ветхом жилье, проявят активность по признанию своих домов подлежащими сносу, то количество таких домов (глядя на общую драматическую ситуацию с жилищным фондом в Саратове и в других городах) может многократно возрасти.

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области

1) Общая установка перед выборами: «В Багдаде всё спокойно», как в сказке про Али Бабу и 40 разбойников. Надо день простоять и ночь продержаться, а потом - чемодан, вокзал и обеспеченная жизнь пенсионеров, понятно, что не на пенсию в размере прожиточного минимума.

А пока шума не надо и всех буйных за 101 км, поближе к кладбищу. Местная власть не желает никого видеть и никого слышать, у них есть кого слушать и его одного достаточно, я, конечно же, имею в виду великого земляка. Политическая оппозиция на Саратовщине умерла, не родившись, или скорее выродилась, так и не став взрослой и самодостаточной, интересной для народа, посему место ей сами знаете где. Вот ей и указали её место.

2) «Саратовские общественники» в очередной раз открыли Америку или, пытаясь надуться и изобразить из себя что-то, указали на великое открытие — спортсооружения не используются по назначению и ими кто-то пользуется для своей выгоды.

Проблема в том, что всё украдено до прихода «общественников», ещё на этапе строительства. Об этом явлении были и сигналы, и репортажи с места, и статьи, но не «общественников», а просто граждан и журналистов. Теперь всем известное стало предметом очередной кампании перед выборами и появились вездесущие «общественники по вызову», показывающие, что есть у нас ещё активные граждане, не все ещё сбежали из города или продались «режиму», клеймят показуху и очковтирательство при помощи своей показухи и очковтирательства. Каждый зарабатывает, как может и чем может.

Нормальную работу спортплощадок мешает организовать само правительство области и те, кому поручено её организовать, в том числе, «записные общественники», кочующие из одной организации в другую и проявляющиеся лишь перед выборами.

3) Про нарушения при строительстве в Саратове знают многие, и не знают разве что сами чиновники Саратовского правительства, не потому, что не хотят знать, а потому, что не велено знать.

Лозунг: «дадим стране угля...» процветает и не умирает вместе со сменой правительства или ответственных за строительство лиц.

Главное не в том, чтобы построить и передать людям новое жильё, исполнив обязательства перед народом. Главное – освоить полученное из бюджета, откатить что надо и кому надо. Всё остальное - лирика и повод для рекламы перед выборами - «как наши корабли бороздят Большой театр» и «правительство решает проблемы людей», а неутомимые общественники бдят или зарабатывают «на чесе».

Каждому своё. Чтобы решить проблему надо менять систему, то есть, заведение.

Провал уже близко, но нам же надо до весны досидеть, а там трава не расти. Придут другие - пусть они и расхлёбывают. Кто сбежит, кого посадят, квартиры дадут всем или тем, кто особо отличился, может быть, что-то достанется людям.

Пословица говорит: «Дают - бери, бьют - беги» Если не сбежал, бери что дают и не мешайся под ногами, надо осваивать ярды и исполнять пилотные проекты с урбанизацией.

Как сказал один турецкоподданный: «Нас ждут великие дела».