Саратовцам горячая вода не нужна?

В Саратове с приходом весенне-летнего сезона происходят регулярные хаотичные отключения подачи воды в квартиры жителей. Если в Москве, например, такое случается один раз в году ровно на три недели, в Ульяновске два раза в год на неделю, то в Саратове вопреки всем установленным нормам люди месяцами остаются без горячей воды, которая часто отключается без всяких предупреждений с загадочным обоснованием от Теплосетей - «опрессовка».

Люди задаются вопросами, главный из которых – это когда-нибудь кончится? Ведь далеко не все горожане и жители сельской местности могут позволить себе купить водонагреватель. Да и зачем тогда нужен государственный поставщик данной услуги?

Однако не исключено, что жителям региона вскоре придется мириться не только с отсутствием горячей воды в кране, но и с очередной потерей из числа любимых развлечений. Дело в том, что команда «Сокол» крайне близка к тому, чтобы покинуть Футбольную национальную лигу, повторив тем самым печальный путь других профессиональных спортивных команд Саратовской области. Как известно, это происходит во многом по причине нестабильного или недостаточного финансирования.

Должны ли были областные власти сделать все для сохранения бренда и привычного досуга для тысяч жителей региона? Или правильнее пожертвовать командой ради экономии бюджетных средств?

Тем временем выступивший с лекциями на прошедшем форуме урбанистики специалист из США Джеф Спек дал советы по благоустройству Саратова. В том числе – чаще отказываться, как во всем мире, от личного автомобиля в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего передвижения. Возможно ли у нас такое?

Спросим у экспертов – известных политиков, депутатов, общественников, журналистов. К ним три вопроса.

1. В чем причина такого откровенного многолетнего беззакония, связанного с отключением горячей воды в домах жителей нашего региона, и кто должен за это в конечном итоге нести ответственность?

2. Обязаны ли власти Саратовской области бороться за сохранение профессиональных спортивных команд в регионе (в частности, футбольного «Сокола») или бюджетные средства правильнее тратить на другие цели?

3. Верите ли вы в реализацию в нашем городе проекта по массовой пересадке жителей на общественный транспорт и велосипеды, чтобы реже использовать личные автомобили (дабы уменьшить число заторов, улучшить экологию и так далее)? Какие препятствия существуют на пути к воплощению этого замысла?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы.

1) Согласно закону, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Если же это происходит, пользователи должны получить компенсацию. Однако наше законодательство несовершенно, и потому этот механизм не прописан четко. К сожалению, получение компенсации за несоответствие коммунальных услуг – это редкий случай упорства самих собственников.

В случае отсутствия горячей воды больше двух недель имеет место нарушение закона. Надзорные органы, комитеты по ЖКХ администраций должны плотно разбираться с каждым случаем.

При этом граждане также должны проявлять инициативу, однако они мало заявляют о своих проблемах. Им нужно привлекать внимание властей к отсутствию горячей воды – обращаться лично и через домовые Советы в управляющие компании, Госжилинспекцию, депутатам, избранным от их округа. Нерадивые поставщики услуг должны нести ответственность.

2) Надеюсь, вынужденного ухода нашей команды из Футбольной национальной лиги не случится. Проблемы с финансированием существуют давно, но они затрагивают не только региональный спорт. У нас во всех сферах не хватает денег. Чтобы это изменить, необходимо пересмотреть распределение доходов области между региональным и федеральным бюджетом. Фактически центр оставляет нас нищими. Здесь уже не до футбола. И это абсолютно неправильно. Несправедливо, что деньги зарабатывают регионы, а они оседают в центре. Россия это не только Москва и Санкт-Петербург. Это мы с вами. Поэтому регионы должны жить в достатке, тем более, что экономические основания для этого есть.

Региональные власти пытаются найти в бюджете средства на финансирование, но их крайне мало. Пока не будет правильного распределения доходов между центром и регионами, областной бюджет не сможет в нужных объемах финансировать профессиональный спорт, а крупных компаний, способных «потянуть» спонсорство футбольной команды, у нас в регионе нет.

3) Мне понравился уровень организации форума, это было современное сильное мероприятие, соответствующее заявленной теме. Регион показал себя способным проводить мероприятия федерального уровня.

Отмечу высказывание Спека, что высокое качество жизни не там, где у каждого есть автомобиль, а там, где богатые люди ездят на общественном транспорте. Если он удобен всем, независимо от финансового благополучия и физических возможностей, значит, город существует для своих горожан.

Особая тема – велосипедисты. В США много автомобилей, и остро стоит проблема ожирения – люди в большинстве своем перестали двигаться. Мы можем учиться на их ошибках. И брать на вооружение опыт Европы: премьер-министр Норвегии ездит на работу на велосипеде, принцесса Дании возит детей в детский сад на велосипеде. И не случайно это самые комфортные для проживания страны.

Цель урбанистики – создать комфортную среду, чтобы граждане не хотели уезжать. Показателен пример французского города Бордо. Когда к власти пришел мэр, решивший достичь этой цели, в город вернулись ранее покинувшие его жители, а историческая часть города получила статус культурного наследия ЮНЕСКО.

Именно к этому должен стремиться Саратов – создать высокий уровень комфорта для горожан. Продумывать уличное движение нужно так, чтобы удобно было всем участникам движения, чтобы всегда были места для отдыха граждан.

Разумеется, изменения должны коснуться и окраин, иначе центр города будет отрезан от остальной части, и новации окажутся бесполезными для большей части горожан. Застройка должна вестись сразу с продуманной инфраструктурой – школами и детскими садами, велодорожками и зонами отдыха, развязками и парковками.

Достаточно посмотреть на состояние дорог, чтобы понять, что Саратову предстоит многое сделать. И.о. губернатора Радаев подчеркнул, что это серьезная работа не одного дня. Но мы заручились поддержкой АИЖК и Минстроя, институт «Стрелка» уже начал работать над проектированием.

Конечно, чьи-то интересы будут затронуты, избежать этого невозможно. Потребуются усилия власти – необходимо разъяснять гражданам и бизнесу все моменты и давать время подстроиться под новации. Лучше меняться к лучшему вместе с городом, чем продолжать жаловаться на него.

Андрей БАШКАЙКИН, генеральный директор информационного агентства «СарБК»

1) Некоторые "ответственные лица" уже давно не считают жителей за людей. Поэтому и наблюдается такое отношение. А что касается постоянства отключений "для ремонта и опрессовок", так это, наверное, выгодно. Зачем делать быстро или раз и на 20 лет (как и положено в 21 веке)? Постоянные ремонты с земляными работами - это возможность неплохо подзаработать, особенно по ночам и зимой (тарифы выше). Отвечать за это никто не будет до тех пор, пока не поступит команда "фас".

2) Хоккейный "Кристалл", волейбольный "Энергетик", баскетбольная "Виктория", "Универсал" (хоккей с мячом). Были да сплыли. Может быть, очередь за "Соколом". Саратовская область – не тот регион, который может "тащить" игровые виды спорта на приличном уровне. И если не будет спонсоров, то не будет и большого спорта. Выхода два: или пытаться по-прежнему демонстрировать, что "мы тоже могём" и "размазывать бюджетное масло тонким слоем" на всех, или отдавать деньги тем, кто выдает результат - "Автодор", "Протон", "СГАУ-Саратов", "Волга" (футзал).

3) Чтобы было "как у них", в Саратове надо сделать очень много (а у нас денег нет). Если представить, что все автомобилисты в один прекрасный день пересядут на общественный транспорт, произойдет невообразимое. Поэтому надо исходить из своих условий, возможностей, находить компромиссные решения, а не издеваться над автомобилистами, как это происходит сейчас.

Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, политолог, член Общественной палаты Саратовской области

1) Как обычно, причин две. Реальная изношенность теплосетей и бестолковая организация производственного процесса, не позволяющая сделать работу вовремя. Первое поправить трудно, второе легко, и сделать это может и должно руководство Теплосетей. Если не делает - надо менять руководство.

2) Никто ничего не должен. Не умеют играть - пусть не пугают в пруду лягушек, а деньги лучше на детский спорт потратить или лечение больных детей, которым по СМС средства народ собирает. Давайте наоборот - детям из бюджета денег дадим, а футболистам по СМС собирать станем - в зависимости от игры.

3) Пусть свою жену учит щи варить, а мы со своим городом сами разберемся. Он еще и на велосипедах зимой ездить советует, эксперт... Впрочем, я уже давно привык, что советы американских экспертов обычно оказываются вредными для России.

Александр ГЛУЩЕНКО, генеральный продюсер информагентства «Свободные новости» и телеслужбы «Открытый канал»

1) Все эти проблемы с горячей водой вызваны исключительно одной причиной – монопольным положением на рынке крупных энергетических компаний. Это элементарно. Все городские теплосети принадлежат им, монопольно высокие цены устанавливают они, обслуживанием и ремонтом занимаются тоже только они. Установить финансовый и технологический контроль за этой сферой фактически невозможно, спросить с монополиста за непродуманный график отключений тоже нельзя, судиться долго, дорого, да при нашей судебной системе еще и бесполезно.

Выход прост до смешного. Обратимся к опыту владельцев частных домов и коттеджей. Хозяин сам регулирует температуру теплоносителя, сам устанавливает график его подачи и отключения, сам организует обслуживание и ремонт. Более того, есть опыт установки автономных систем отопления и горячего водоснабжения в обычных городских квартирах, и опыт успешный. Есть не менее положительный опыт установки общедомовых котельных, рассчитанных на отопление и горячее водоснабжение одного-двух домов. Плюсы: вообще не требуются никакие теплотрассы в городе (не придется варварски ломать дороги для ликвидации порывов), можно гибко регулировать тепловой режим, налицо существенная экономия денег из-за отсутствия утечек, даже при наличии неисправностей отключается не весь район, а один дом, а авария устраняется слесарем ТСЖ или УК. Минус: необходимость обеспечения безопасности использования газового оборудования. Но жизнь подсказывает, что это научились делать в современных домах с крышными котельными. То есть это не минус.

Итак, предлагаемое решение – перестать уродовать город урбанистикой, и подумать о простых людях, организовав закупку и установку домовых котельных по льготным ценам. Высвободившиеся же теплотрассы использовать как резервные логистические элементы на случай аварий водоканала. Но этому случиться не суждено – не туда потекут финансовые потоки. То есть мимо энергетического монополиста, успешно взаимодействующего со сторонниками урбанистики из числа прикормленных им чиновников.

2) В очередной раз, может быть, и вызывая чье-то негодование, однозначно и убежденно выскажусь против такого явления, как профессиональный спорт за государственные деньги. Абсолютно вредное и общественно опасное занятие. Массовая физкультура и любительский спорт – да. Создание новых спортивных объектов для вовлечения людей в здоровый образ жизни – да. Организация и раскручивание сомнительного досуга, на котором стригут купоны спортивные чиновники и специалисты по заказным турнирам - нет. Торговля малограмотными людьми по цене чугунного моста на мои деньги, собираемые в виде налогов – нет. Организация преступных сообществ в виде фанатских группировок – категорическое нет.

Уважаемые сторонники профессионального спорта! Нравится команда – скидывайтесь, ищите спонсоров, проводите краудфандинг, подписки, благотворительные акции. У нас на лечение детей за границей собирают с миру по нитке на всех волнах и каналах. При этом уверяю вас, что от реальных занятий физкультурой и спортом удовольствия гораздо больше, чем от воплей под пиво и сигарету у телевизора. Спортивное боление – это свобода несвободного человека. Такова психология замещения.

3) Истина всегда где-то посредине. Однозначных и бескомпромиссных решений быть не может. Ну как можно передвигаться круглый год на велосипеде в городе, где летом +35, а зимой до -35? Согласен, что центр нужно от транспорта разгружать – слишком узкие улицы, как причина постоянных пробок. Выход – перехватывающие парковки. Расселите 3-4 трущобных квартала на подъезде к центру (к примеру, первый – по Советской между Детским парком и военным госпиталем, второй – по Киселева между Чапаева и Рахова, третий по Гоголя между Горького и Радищева, четвертый – по Первомайской от Некрасова до Комсомольской), обустройте там зоны бесплатной регулируемой стоянки и сделайте историческую часть города пешеходно-велосипедной. Но магистральные направления на Ленинский, Заводской районы и Энгельс трогать не стоит. Самый веский аргумент формулируется вопросом: а зачем человечество изобрело автомобиль? Спросите, где деньги на проект? Отвечу вопросом. А где взяли деньги на бестолковую пешеходную зону на Волжской, на новые набережные и пляжи? А ведь можно было подумать о комфорте горожан, а не о пафосных показушных партийных проектах, создающих сплошные проблемы.

Александр АНИДАЛОВ, первый секретарь Саратовского горкома КПРФ

1) Я напомню ещё, что в отличие от Москвы у нас не только «хрущёвки» не сносят, но и ветхое жильё. Зато сносят предприятия (Саратовский авиационный завод в отличие от Ульяновского «отключили» навечно). Сюда же можно отнести и агонию Саратовского «Водоканала». Сравнение сохранности исторических памятников в Ульяновске и Саратове, а тем более в Москве, мягко выражаясь, не в пользу нашего города. Скажете, что всё сваливаю в одну кучу? Но я лишь навожу на мысль, что место у нас просто «проклятое» или народец никчёмный — бездарный да ленивый. Причём исключительно последние 25 лет. Боже упаси на руководство подумать, оно-то как раз всё больше о народе «печется», если не в делах, то хоть в прожектах. А если серьёзно, то я удивлён, что горячую воду нам вообще ещё дают (кстати, в 21-м веке в центре Саратова целые кварталы остаются без водопровода). При том состоянии городских инженерных сетей и их финансировании, при той платёжеспособности населения, при том бюджете города (9 млрд. рублей — бюджет всего Саратова, 3,5 триллиона рублей — только предварительная оценка одной лишь программы реновации в Москве). Однако в столице, когда людям не понравились платные парковки, не понравилось переселение из их домов, не понравилась застройка парков, они выходят на митинг десятками тысяч. Поэтому и власть там к народу вынуждена прислушаться. Кстати, «Болотная» и выборы в Москве заставила честно проводить. Саратовцы же массово только на площадные шоу выходят да на то, чтобы увидеть, как их последние бюджетные денежки в небо в качестве салюта пуляют. А у такого народа и депутаты смирненькие, послушненькие, в общем — никакие. Так что, как ни крути, народ имеет такую власть да и жизнь тоже, на какую согласен и какой достоин. Грубо? Обидно? Зато честно.

2) В своё время, когда КПРФ пыталась организовать немногочисленных активистов, стремящихся отстоять хоккейную команду «Кристалл», мы обратились к болельщикам «Сокола» с призывом присоединиться к протестной акции, говорили, что сегодня «убивают» саратовский хоккей, завтра дойдёт дело и до футбола. Не услышали. Как же — губернатор тогда заявил, что в футболе, гандболе и баскетболе у нас наметились успехи, вот их и будем поддерживать, а на всех нет средств. Мы призывали не верить. Накаркали... Кто-то скажет, что клубы должны сами зарабатывать на свою жизнь, а бюджет должен поддерживать массовый и молодёжный спорт. Но, во-первых, наши власти и про массовый-то спорт вспоминают, когда надо картинку с всероссийской лыжни или перед урбанистами блеснуть, про детский и говорить не приходится. Во-вторых, спор о том, что важнее — массовый спорт или спорт высоких достижений — подобен спору о приоритете между курицей и яйцом. Без массового спорта теряется подпитка для команд мастеров, а без примера высших достижений в спорте ослабевает вообще интерес к спорту, теряются цель и перспектива. Поэтому, как ни крути, а задача властей области —развивать спорт, а не уничтожать его. Пока же губернатор запомнился при прочих «подвигах» тем, что при нём не стало хоккейного «Кристалла». На очереди — следующие «достижения»?

Где-то футболисты в дорогущем шампанском «топят» бездарную игру на чемпионатах высшего уровня. Наших же областные власти не балуют, как, впрочем, и всех нас.

3) Чувствуется, урбанист не проходил дальше пешеходной зоны на Волжской. Посмотрел бы он на наши дороги и тротуары, по которым горожанам на велосипедах пришлось бы ехать на работу. Кстати, я бы тоже посмотрел, потому как на окраинах города их практически нет, точнее формально они есть, но на деле подойдут только для велоэкстрима. В реальности же организация массового велодвижения на улицах такого города, как Саратов, — идея затратная, особенно в историческом центре. Актуальнее, на мой взгляд, решать проблему пробок и экологии общественным электротранспортом с комфортабельным подвижным составом и выделенными полосами для скоростного движения. Но не будем уподобляться провластным мечтателям. При нынешней системе распределения бюджетов скоро деньги и на обычные дороги закончатся, так что самое время развивать пешеходное движение. Кстати, у большинства саратовских семей проблема отказа от личного автотранспорта как-то сама собой отпала вместе с проблемой, как добраться на работу, за неимением таковых. Да и далеко не каждой саратовской семье по карману купить даже велосипеды. А учитывая наш уровень контроля за качеством работ по благоустройству, эти велосипедисты всю плитку в пешеходных зонах подавят.

Пора нам вообще осваивать лаптеплетение. Вот такой наш ассиметричный ответ на происки заезжего империалиста.

Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта

1) К сожалению, «опрессовка» - это ежегодная и неотъемлемая часть подготовки к отопительному сезону. Другое дело, что отключения идут под видом данных работ, а на самом деле в непонятных целях, известных только теплоснабжающей организации. Бороться с этим нужно, во-первых, через муниципалитеты, а, во-вторых, с помощью законодательства, вводя санкции к компаниям за несвоевременные отключения или сбои в подаче горячей воды. Потребители услуги, то есть мы с вами, жители, не должны ущемляться в правах на получение качественных услуг, за которые платим.

2) Ни в коем случае нельзя жертвовать командой! Мы помним славное прошлое «Сокола», его победы. И, я уверен, впереди у команды есть будущее, если спортивные чиновники сделают выводы. Но и спортсменам нужно подтянуться: чтобы командой заинтересовались спонсоры, уровень игры должен быть выше.

3) Город должен быть для всех комфортным. Сейчас ситуация такая, что Саратов становится все менее удобным для автомобилистов. Поэтому, к сожалению, и без совета уважаемого специалиста мы скоро все окажемся пешеходами.