Роман Арбитман: «Надеюсь, мы превратимся в Швейцарию»

В Доме кино презентовал свою новую книгу Роман Арбитман – известный писатель и публицист. Его новое творение носит название «Из черновиков И.Ильфа, Е.Петрова и М.Булгакова» и представляет собой остроумные фантазии на тему того, как известные писатели могли бы упомянуть сегодняшние события в стране в своих самых известных романах.

В начале презентации, также посвященной и недавно прошедшему 55-летию писателя, каждый присутствующий получил в подарок новую книгу, а также предыдущее сочинение писателя, изданное под псевдонимом «Лев Гурский» - «Яблоко раздора». После этого Роман Арбитман ответил на вопросы читателей. Самые интересные размышления автора мы предлагаем вашему вниманию.

О юбилее

Я родился в апреле, но решил, что могу отпраздновать день рождения несколько раз. Главное – есть повод. Сегодня – это выход книги «Из черновиков Ильфа, Петрова и Булгакова». А в следующий раз – это будет примерно осенью – мы расскажем о новой книге. Она уже практически вышла, но до Саратова тираж еще не дошел. К осени мы его получим. В центре следующего мероприятия также будет полный вариант фильма, который сейчас снимает журналист Михаил Деришев.

А в центре сегодняшнего мероприятия книга, необычная для меня самого. На обложке нет ни моего имени, ни псевдонима. Своим появлением эта книга на сто процентов обязана фейсбуку. Потому что все началось с такого приема, который я использовал там: когда появлялась некая новость, я думал, как бы про это написали авторы романов «12 стульев», «Золотой теленок» и «Мастер и Маргарита». Выяснилось, что они почти так и написали. Я подумал, что пора публиковать черновики Ильфа, Петрова и Булгакова, где связь современности с классическими произведениями будет видна. Потому что если говорить совсем начистоту, разница между черновиками и чистовиками наших классиков очень небольшая: очень многое они предугадали или почувствовали. Просто наша жизнь развивается по спирали, мы постоянно наступаем на одни и те же грабли, а талантливый человек чувствует нерв эпохи и инстинктивно реагирует на какие-то события. Оказалось, что очень много событий современности рифмуются с теми текстами, мне пришлось только немножко подправить. Эти тексты публиковались до конца прошлого года, и я понял, что из этого получается книга. Она должна быть не очень большая, потому что любой прием приедается, и надо вовремя поставить точку. И я подумал, что все должно завершиться прошлым годом.

О собрании сочинений

Вопрос, конечно, интересный. Но если издавать собрание всех моих частей – Гурского, Каца, Арбитмана – это будет какой-то невероятный и, наверное, несъедобный салат, потому что сначала будет роман, потом статья... Читать это будет невозможно. Люди, которые делают собрания сочинений, для меня всегда предмет восхищения. И потом, кто издаст собрание сочинений Арбитмана? Вряд ли кому-то это нужно. А собрания Гурского выходили периодически, наверное, это более вероятно. Но пока никто не обращался ко мне с подобным предложением.

И потом, если делать собрание сочинений, там обязательно должны быть комментарии. А писать комментарии к самому себе – это, конечно, дело очень увлекательное, но все-таки этим должен заниматься кто-то другой.

О реакции персонажей книг

Поскольку в «Черновиках» не упомянут никто конкретно, по фамилии, наверное, они и не реагируют – наверное, скажут, что это не про них. Во всяком случае, никто мне никаких «маляв» не присылал и «предъяв» не предъявлял. Если бы эта книжка вышла тиражом не 1000 экземпляров, а миллион, наверное, кто-нибудь что-то и углядел. Но, к сожалению, такая радость, когда герой предъявляет претензии, встречается очень редко. А вообще это большое счастье. Вот всем известная история с фильмом «Матильда» - фильма еще нет, а все уже про этот фильм знают. Учитель уже мог бы его и не снимать. Я думаю, что Поклонской приплачивали, наверное, потому что устраивать такой пиар на всю страну... Я понимаю, что Учитель – неплохой режиссер, но все-таки это не гений, не Тарковский. Если бы у меня был такой оппонент, как Поклонская, наверное, я бы прославился.

Единственный случай, о котором я знаю точно – это когда Валерия Ильинична Новодворская прочитала роман «Убить президента», где я ее вывел довольно нелицеприятно в качестве главной героини. Она к себе отнеслась очень иронически и даже согласилась написать предисловие к этой книге. Это был единственный случай, когда я точно знаю о реакции персонажа книги. Персонажи рецензий, статей, как-то еще реагируют. Вообще, когда пишешь иронически, обязательно кого-то задеваешь. И то, что Новодворская не обиделась на меня и согласилась поучаствовать в нашей игре – я считаю, это большое дело.

О «непродажности»

Есть такой анекдот, когда человек рассказывает о себе: «Я такой весь из себя непродажный», а другой его спрашивает: «А тебя хоть раз покупали?». Понять, продажный я или нет, можно только после того, как меня кто-нибудь попробует купить. Я предпочитаю, как Жванецкий, переживать неприятности по мере их поступления. Поскольку дьявол пока передо мной не явился и не рассыпал гору бриллиантов, я предпочитаю эту гипотетическую возможность не обсуждать. Я очень надеюсь, что я смогу этот ком денег бросить им в лицо. Но поскольку никто пока не предлагал, то я не могу стопроцентно утверждать, что так и будет. О собственном героизме можно грезить очень долго, но вот когда он сталкивается с реальностью... Но меня очень греет мысль, что я гордо откажусь.

О переезде в Москву

Пока я в Москву по доброй воле переезжать не собираюсь. Не то что я не люблю Москву – я ее люблю, как всякий нормальный человек, там много хорошего и плохого, и пишущему человеку там удобно жить и встречаться с людьми. Но, к счастью, мы сейчас живем в таком мире, что для того, чтобы нормально работать и печататься в Москве, совсем необязательно жить в Москве и даже в Подмосковье. И мне очень нравится возможность не жить там, а время от времени приезжать. Кроме того, заметил, что москвичи лучше относятся к людям, которые не мозолят им глаза. Если я приезжаю один-два раза в год – это нормально, если же я буду мелькать у них перед глазами по два раза в неделю – я им просто надоем. Поэтому я не спешу переселяться в Москву... да и не зовут, собственно (смеется – Авт.).

О связи с властью

Начнем с того, что связь с властью я чувствую, однажды я даже туда ходил: баллотировался в Саратовскую городскую думу от партии «Яблоко». Этот опыт был абсолютно бесперспективный, но очень интересный. Если же говорить серьезно, то мы живем в такой стране, где каждый чувствует свою связь с властью. Не потому что он ее избирал – он ее не избирал – а потому что от нее зависит его прошлое, настоящее и будущее. В нормальных, спокойных странах люди не знают, кто у власти, что они делают – ну так, смутно что-то. У нас о власти знают очень много, гораздо больше, чем следовало бы, потому что мы видим, что мы от них зависим. Примут очередной идиотский закон наши депутаты – и это нас коснется. Или наши областные власти примут проект новой пешеходной зоны, которая будет рядом с моим домом – я это почувствую на себе. Поэтому конечно, мы с ними связаны. И чего бы хотелось – чтобы этой связи было как можно меньше, а в идеале – чтобы ее не было совсем. Моя мечта – чтобы я не знал, кто у нас власть в области, в городе, в стране. Не потому, что у меня склероз, а потому что лично меня это не трогает. Надеюсь, когда-нибудь мы превратимся в Швейцарию.

О книгоиздании в Саратове

Было время, когда в Саратове можно было выпустить книгу. Сейчас издать книгу можно – продать нельзя. Потому что сейчас, когда книжный рынок скукоживается, распространители находятся в Москве и Питере, остальные – их филиалы. Поэтому вы можете найти спонсора и выпустить книгу любым тиражом – пять, десять, сто тысяч экземпляров. Но что вы с ними будете делать? Старая система книготорговли не работает уже лет двадцать. И я пока не вижу, как это можно исправить. Если кто-то пишет в Саратове, то печататься в Саратове абсолютно бесперспективно. Только идти в Москву, как завещали нам три чеховских сестры.

О возможности экранизаций

Я всегда рассказываю одну и ту же историю. Представьте, что к условному Эрнсту приходит продюсер и говорит: «Вот есть такой писатель Гурский, мы хотим по его книге сериал снять». Условный Эрнст спрашивает: «А как называется роман?» - «Убить президента». Я прямо вижу, как оплывает лицо Эрнста – неважно, какой президент имеется в виду, просто от самого названия. Это не вписывается в телевизионные рамки, как, впрочем, и сам жанр политического триллера. С «Досье детектива Дубровского» мы успели вскочить в последний вагон – он вышел в 1999 году, через пару лет он бы уже не вышел. Уровень смелости наших продюсеров очень хорошо виден по сериалу Лунгина «Родина», когда они сняли ремейк американского сериала, и в американском сериале главным злодеем был вице-президент России, а в нашем сериале – какой-то депутат Госдумы, даже не руководитель фракции, а рядовой депутат. И действие происходит строго в 90-е годы, не перешагивая в 2000-е – почему, думаю, понимаете сами. Так что пока... периодически какие-то разговоры возникают, я с удовольствием на них откликаюсь, даю свое согласие, но пока ни к чему это все не пришло. Но я очень надеюсь, что однажды мне позвонит Спилберг, и я, преодолевая акцент, скажу «Давайте попробуем».

А почему нет, собственно говоря? В Голливуде кризис идей, они уже перебрали все, они сделали ремейки скандинавского сценария, израильского сериала, в конце концов, дойдет дело и до наших тем, в том числе «Досье детектива Дубровского», вспомнят о первоисточнике и позвонят мне. Теоретически это возможно – они уже все экранизировали, сделали все возможные ремейки, дойдут и до нас.

Дмитрий МАРКИН