Рэй Браун-младший: «Джазовые фэны везде одинаковы»

Выросший в семье Эллы Фицджеральд и Рэя Брауна он ни на йоту не похож на ловкого отпрыска знаменитостей, «снимающего проценты» с их славы. Рэй Браун-младший - это скорее продолжение традиций. Продолжение на необычайно высоком уровне.

На протяжении концерта он окунается то в блюз, то в джаз, то в рок-н-ролл, то в соул – и делает это с таким изяществом и мастерством, что, кажется, ты находишься в каком-то американском джазовом клубе 50-х годов. Казалось бы, как такое возможно в Саратове в XXI веке?

Но жизнь иногда совершает непредсказуемые и крутые повороты – и вот улыбчивый и бесконечно обаятельный сын «королевы джаза» Эллы Фицджеральд женится на выпускнице Саратовской консерватории и спустя некоторое время отправляется в тур по России. К счастью, Рэй Браун-младший смог заглянуть и в Саратов, где выступил в сопровождении ансамбля «Дудкин Бэндъ».

У человека, выросшего в среде, которая дала миру десятки гениев, и с самого детства запросто с ними общавшегося, интервью брать непросто. Спросить хочется о многом – а с другой стороны, какие могут быть вопросы к эпохе или к планете? Тем более что на беседу оставалось совсем немного времени перед выступлением. Но мы все-таки попытались...

- Джазовых и классических музыкантов можно условно разделить на две категории. Одни выступают категорически против любых отступлений от канонов и боятся любого шага в сторону, другие же, напротив, с удовольствием экспериментируют с различными жанрами и другими артистами. В вашем репертуаре – не только джаз, но и рок-н-ролл, блюз, фанк, босса-нова и многое другое. Вам тесно в рамках традиционного джаза?

- Я, скорее, и то, и другое. Есть более традиционные произведения, а есть такие, которые позволяют экспериментировать. Мне интересно и то, и то.

- Почему некоторые музыканты становятся блестящими импровизаторами, а некоторые нет? Это следствие некоей внутренней свободы или чего-то еще?

- Я думаю, это личный выбор каждого. Кто-то, импровизируя, чувствует себя комфортно, кто-то не очень...

- В недавнем московском интервью вы упомянули о своей большой коллекции дисков и виниловых пластинок...

- (широко улыбается) Да!

- Могли бы вы подробнее рассказать о ней? Какую музыку собираете, есть ли в вашей коллекции особенно интересные экземпляры, раритеты?

- Там есть и джаз, и рок-н-ролл, и поп-музыка, и соул... О некоторых пластинках, которые у меня есть, вы, вероятно, никогда и не слышали. Я уже давно не видел свою коллекцию (смеется), но, к примеру, у меня есть бокс Джина Крупы (легендарный джазовый барабанщик эры свинга – авт.), есть «Чикаго», Джордж Бенсон, Эл Джерро, Курт Эллинг, Кэвин Махогани...
Я в юности работал в музыкальном магазине, и многие пластинки пришли ко мне именно оттуда. Музыканты приносили свои записи, чтобы мы включали их в магазине.

- У вас вообще было очень интересное детство и юность. Гостями вашего дома были Луи Армстронг, Нэт Кинг Коул, Дюк Эллингтон, Фрэнк Синатра, Мэрилин Монро... Какими вам запомнились эти люди? Ведь для нас они – недосягаемые легенды, а вы с ними общались, можно сказать, как приятели...

- Дело в том, что они-то были уже взрослыми, а я еще ходил в школу, и уж общались мы с этими легендарными людьми точно не о музыке. Помню, у Каунта Бейси был подвал наподобие комнаты, где мы сейчас сидим (напоминающий по размерам ресторанную гримерку – авт.), и у него была огромная железная дорога. Я вовсю играл с поездами, был просто фанатом! Ну а что касается гостей, то... у нас, детей, был свой стол, у взрослых – свой.

- Классический джаз начала ХХ века был очень популярной музыкой, но при этом очень мелодичной и красивой. В современной музыке много прекрасных инструменталистов, вокалистов, отличных аранжировок, интересных технологий, но мало красивых мелодий. Как вы считаете, возможно ли возрождение моды на красивые мелодии – конечно, в новом воплощении?

- Как говорится, «красота – в глазах смотрящего», в данном случае – слушающего. Есть некоторые вещи, к которым мы привыкли именно в их изначальном виде. С другой стороны, думаю, что некое возрождение мелодий будет происходить, и не один раз. Например, сейчас рок-н-ролльные музыканты возвращаются к традиционным американским корням. Наверняка это будет происходить и в будущем.

- Что вы можете сказать о российской аудитории и джазменах? Есть ли у вас в планах запись альбома с российскими музыкантами?

- Российские музыканты великолепны, публика замечательная. Джазовые фэны одинаковы по всему миру. Недавно я закончил запись альбома в Украине с прекрасными музыкантами. Например, я работал с барабанщиком, который сначала переехал в Штаты, потом в Польшу. Так что фанаты джаза – это маленький, но очень хороший клуб (смеется).

Дмитрий МАРКИН

Автор благодарит арт-центр «Браво» и лично Юлию Родионову за организацию интервью, а также Эльвиру Ашурову за помощь в переводе.