Раиса Истатхон

Свои ее называют уважительно «раиса», что значит «председатель». Истатхон Саламова – руководитель Таджикского национально-культурного центра «Дусти», что в переводе означает «Дружба».

Она единственная женщина в России, возглавляющая таджикскую национальную общину. Как призналась сама Истатхон Сайфидиновна, коллеги-мужчины относятся к ней очень трепетно, сравнивая с прекрасным цветком.Но обязанности, которые она возложила на себя добровольно, гораздо тяжелее утренних капель росы. С какими проблемами приходится сталкиваться иммигрантам, приезжающим сюда на заработки или на ПМЖ, как сохранить традиции, поддержать в трудную минуту и вовремя оказать необходимую помощь – об этом и много другом в нашем интервью.

Ее телефон если и замолкает, то буквально на пару минут. Ей звонят постоянно и по самым разным поводам – приглашают на мероприятия, консультируются, спрашивают, как правильно оформить документы, зовут принять участие в семинарах и совещаниях, посвященных национальной политике.

- Конечно, надо дружить со всеми, - Истатхон Саламова договорила с очередным абонентом. - Иначе никто тебе навстречу идти не будет. Надо сотрудничать, помогать друг другу. Это основа человеческих взаимоотношений.

Ее офис находится на хорошо известном в Саратове рынке «Привоз». Это не случайно. Именно тут большинство ее приехавших соотечественников будет трудиться в ближайшее время.

- Сейчас здесь пока людей мало. Но в сезон до тысячи человек будет работать постоянно. Я потому и офис здесь открыла. Всех вижу! Если какой конфликт, иду разбираться. Да, пусть я женщина, но на место могу кого хочешь поставить. 22 марта мы планируем тут отмечать Навруз. У нас есть три таджикских кафе – вынесем столы на улицу, обустроим площадку, приготовим плов, я приглашу музыканта. Пусть люди отдохнут, почувствуют себя нужными, увидят, что о них заботятся, что мы не забываем и чтим наши традиции.

- Вдали от родины всегда все держатся сплоченнее?

- Я думаю, раньше мы дружнее были. Сейчас на первый план часто выходят деньги. Надо делать все возможное, чтобы и в нашем регионе и в стране в целом справедливости было больше. Вот мы надеемся на улучшение и в нашей жизни. Владимир Путин встречался в Душанбе с руководством, и есть много положительных моментов. В частности, это оформление миграционного патента сроком не на год, как сейчас, а на три.

- С миграционным патентом вообще ситуация серьезная…

- Да, люди сюда приезжают без денег, но каждый должен заплатить за патент 25 тысяч рублей в течение 30 календарных дней. Если нет работы, не оформлен патент, надо снова сделать выезд-заезд и оформлять документы по новому кругу. В противном случае, если человек работает без патента – штраф и депортация. На три года ему въезд закрыт, без вариантов. Так что я стараюсь, чтобы у людей была возможность остаться здесь на законных основаниях. Сама хожу по рынкам, проверяю, чтобы все наши были с соответствующими бумагами. Всем говорю, приехали, приходите сразу ко мне. У нас есть и банк свой, который под вполне терпимые проценты дает кредит на оформление патента. Мы сотрудничаем, я знаю директора, и для наших протеже там идут навстречу. Если кого задерживают без документов, отправляют в спецприемник. Этих бедолаг я навещаю в неделю раза два. Вот вчера только мешок лука отвезла, чеснок, лимоны. Они там все простывшие, прибаливают. Меня спрашивают, когда на родину отправят. Я отвечаю, что сто раз говорила, не ходите без документов, надо было меня слушаться, все было бы хорошо. Ну а теперь, нарушили закон, три года сюда не въедете. И ждите, пока средства найдутся вам на дорогу. Кстати, у нас, кто отсюда с зоны выходит, его сразу в суд везут, потом в спецприемник. Въезд закрывают минимум на восемь лет. Я очень строго отношусь к тем, кто нарушил закон. При вступлении в нашу организацию каждый пишет заявление за своей подписью, где обещает соблюдать требования действующего законодательства. И если кто-то свяжется с наркотиками, совершит какое-либо преступление, никакой помощи от нас не получит. Конечно, было бы в Таджикистане все шикарно, никто бы оттуда не уезжал. Но так получается, что человек всегда ищет, где лучше. Здесь мужчины зарабатывают, пусть немного, но все же. И когда на родину переправляют, при обмене получается больше, чем они заработали бы там.

- Насколько я знаю, вы нередко бываете в СИЗО.

- Муж юрист и выступает как переводчик. Я ему помогаю, если он не может, вместо него иду в СИЗО переводить.

- В прошлую нашу встречу вы говорили, что большая проблема – оформление паспортов детям.

- Мы сотрудничаем с УФМС. Два раза в месяц езжу в наше консульство в Уфу, вожу наших, чтобы оформить документы. В апреле ждем Генерального консула республики Таджикистан в России на областной праздник Навруз. И да, действительно, так получилось, что у нас набралось много детей, оказавшихся без надлежащих документов. Все они живут в глухих деревеньках области, учатся в школе. В семьях по три-четыре ребенка. И представители консульства приехали к нам сами. Загранпаспорта мы получаем с рождения. К нам сюда месячного младенца привозили, фотографировали.

- Истатхон Сайфидиновна, как получилось, что именно вы стали во главе «Дусти»?

- В 50 лет я вышла на льготную пенсию. Но поняла, не могу я дома сидеть. Мне нужно что-то делать, чем-то заниматься, что-то организовывать. В сентябре 2015 года я зарегистрировала эту общественную организацию. Теперь, как говорят наши ребята, появилась у них хозяйка, и им есть куда обратиться. Всякое бывает. Многие приезжают сюда, испытывают трудности с русским языком, проблема доехать даже до медкомиссии. Звонят мне, спрашивают, на какой автобус сесть. Если я свободна, сама отвожу. В общем, заниматься приходится всем чем угодно. Да, мне говорили, что будет тяжело. А куда деваться? Но меня слушаются. Я благодарна за поддержку, которую мне оказывает областное правительство. Наш министр Сергей Юрьевич Зюзин помогает, поддерживает. А вообще, когда приезжаю в Генеральное консульство Республики Таджикистан в России в Уфе, я одна среди 14 моих коллег-мужчин.

- Я знаю, что у вас самой получилась интернациональная семья.

- Муж у меня таджик, но родился в Узбекистане. Я родилась в Таджикистане. Волей случая мы оба оказались в Саратове. Он учился в юридическом институте, я же попала по распределению, отучилась в техникуме. Познакомились, поженились, у нас родились два сына. Сейчас у нас двое внуков и две внучки. Мы живем по правилам, принятым больше в Узбекистане. Нас на одной улице восемь семей, все выходцы оттуда. Поддерживаем свои обычаи, все праздники, дни рождения вместе отмечаем. Есть у нас «черная касса». Каждый месяц один из соседей устраивает праздничный ужин, куда приглашает всех нас. Каждая семья приносит по 10 тысяч рублей. В следующий раз прием устраивает уже другая семья. И вот так, получается, сразу 70 000 получаешь раз в полгода. Что касается таджиков, тут все гораздо строже. Мужчины своих женщин от чужих глаз ой как оберегают. Из дома редко куда с собой берут.

- Планируете построить свое подворье в Национальной деревне?

- Пока у нас нет места. Недавно я разговаривала с Борисом Шинчуком, он сказал, что землю нам обязательно выделят. С меня нужны проект и заявление. Будем потихоньку строиться. Дом будет небольшой, с традиционным орнаментом. Там мы сможем принимать наших гостей. Все упирается в финансовый вопрос. Вот была бы спонсорская поддержка, стало бы легче, но ее нет. А так мероприятий было бы больше, конечно.

- Но посильную помощь вы все равно оказываете?

- Конечно, помогаем друг другу. Недавно с разницей в месяц случилось подряд две смертельных аварии в Петровском районе, в которых разбились граждане Таджикистана. Примерно на одном месте, прямо как проклятое оно. Там, говорят, раньше кладбище было, а потом сверху на него асфальт положили. Аварии тут часто происходят. Денег собрали, отправили всех в Душанбе.

- Какие мероприятия планируете провести в ближайшее время?

- Сейчас я направила заявления с просьбой предоставить список студентов и школьников из Таджикистана, которые учатся в области. 2017-й в Таджикистане объявлен Годом молодежи. Проеду по учебным заведениям, познакомлюсь с ними, и в День молодежи, 27 июня, соберем на праздник. Кроме того, сейчас готовится проект, в рамках которого сюда могут приехать обучаться на коммерческой основе ребята из Таджикистана. И мне придется взять на себя ответственность, в том числе и за них.

- Намерены как-то развивать свою деятельность в других направлениях?

- Конечно! Хочу открыть турфирму. У нас есть хорошие санатории в горах. Буду распространять информацию в своих офисах. Кроме этого, надо что-то решить насчет прямого транспортного сообщения. К примеру, пустить автобусный маршрут как раз с конечной остановкой у нашего рынка, чтобы никто по городу не плутал.

- Саратов стал для вас второй родиной?

- Конечно, я нашу губернию считаю родным краем. Полвека здесь прожила. У меня здесь дети родились, выросли, школы закончили, работают. Внуки родились, в садик ходят. Я прикипела душой к Саратовской области, к Волге. И, конечно же, не могу забыть Таджикистан. Вы себе не представляете, какой он красивый. Хотя о чем я говорю? Вот если с турфирмой получится, уверена, многие смогут убедиться в правдивости моих слов на собственном опыте. Русские, таджики – какая разница, какой вы национальности! У нас у всех одинаковые руки, ноги, голова. И душа есть красивая, тонкая. Вот это надо беречь.

Ольга ЛЕТУВЕТ