Прощай, урбанистика!

Я вам расскажу, о чем вспомнил в дни проведения в Саратове межгалактического конгресса по урбанистике и прочему градостроительному феншую. Вспомнил я службу в армии.

Время, как всегда, было неспокойное, люди в моей роте служили в буквальном смысле дикие. «Дедовщина» в качестве вертикали власти крепла с каждым днем, а ночные крики не пугали, только если это не ты сам вопил.

При этом власти – нетрезвым прокурорам и старшему медперсоналу – довольно часто хотелось свидетельств того, что в воинской части установились удивительные, проникновенные отношения между военнослужащими. Как у киношных мушкетеров.

Приходили эти ребята в нашу роту преимущественно в состоянии фельдкурата Отто Каца и начинали свой нехитрый допрос или осмотр. Все ли устраивает? Все ли нравится? А этот синяк откуда?

И отвечали бравые солдаты с необходимой придурковатостью, что все у них хорошо, служба в армии – что мед с мармеладом, а синяк – от занятий на турнике. Очень уж хотелось к смотру новое упражнение разучить. И уезжало начальство со слезами умиления на глазах. Ибо нет большего удовольствия, нежели видеть результаты своего труда и попечительства.

Меж тем к солдатикам подходило расслабившееся начальство рангом поменьше, то самое, ротное, родное. И начинало орать благим матом, чтоб никто даже и не думал когда-либо сболтнуть лишнего. Потому что сразит того солдата кара небесная в виде 15 суток на «губе», где трудятся профессиональные костоломы – гордость нашей армии.

Вот это урбанобесие – того же происхождения. Приехало высшее руководство, а это всегда у нас столичные чиновники и иностранцы. Своих натаскали, чтоб песни пели, гуляли по разным ярусам набережной и хлопали в ладоши. Любого случайно встреченного можно было остановить и спросить, что ты знаешь об урбанистике. И он без запинки прочитал бы лекцию на тему «Городская среда обитания». Ну или как там на самом деле называлось?

У начальства, естественно, свои инстинкты развиты. Мы на них с выпученными глазами и навытяжку, а им потребно иногда подойти, по плечу потрепать, за щеку потянуть. Гаркнуть «Молодцы!» и услышать в ответ «Рады стараться, вашество!»

А как средства массовой информации расстарались! Все эти урбанистические дни, во время которых в небо стреляли салютом и незаметно выпивали, заедая быстро остывающей паэльей, через каждые четверть часа информационные порталы увлажнялись восторженными заметками о зимних поездках на велосипедах и продаже воздуха над крышами низеньких домов.

И вот случился-таки исход, перелетела административная саранча на поля других регионов, выбравших вектор лидерства. И остались мы, простые солдаты Саратовщины, наедине со своим начальством и местными СМИ, которые вдруг разом перестали грезить скоростными поездами и перехватывающими парковками, и принялись прямо как в будни орать на нас словами о посевной и прочих вызывающих депрессию новостях. Прямо в уши и в душу.

Давайте, открывайте любое информ-агентство, любую новостную ленту и возвращайтесь с урбанистических небес на нашу глинистую, как сказал один англоязычный лектор, землю. Почитаем заголовки.

«Четверть всех саратовцев получили доход менее 10 тысяч рублей». Это данные за 2016 год, представленные Саратовстатом. Но позвольте, а как же эти люди, коих по самым скромным прикидкам в областном центре 200 тысяч, будут на великах ездить? Хороший велик, как подержанное отечественное авто стоит. А им кушать нечего после оплаты коммунальных услуг.

А вот еще на ту же тему. «Премьер-министр пообещал «подтащить» МРОТ к уровню прожиточного минимума за 2 года». То есть можете себе представить, да? С одной стороны картонки на Привокзальной площади, дорогостоящая суета под памятником Дзержинскому, а с другой они МРОТ туда-сюда таскают, не знают, где поставить.

А на следующий день после разговоров о новой организации городского пространства в Юбилейном отключили горячую воду. Говорят, до конца месяца, а так как бог даст. И люди вышли на улицу. Не-не, не подумайте чего. Не митинговать, конечно. Это у нас на халявный концерт приходит 35 тысяч, кто по своей воле, кто – по разнарядке. А чтобы свое несогласие с чем-то выразить – это не наше. Люди в Юбилейном вышли с ведрами, потому что водовозка к ним приехала. Привезла жителям самого продвинутого в плане урбанистики города воду. Чтоб можно было с ее помощью сварить борщ и постирать носки.

«В саратовской филармонии из-за нехватки денег ликвидируют ансамбль «Балаган».

«Глубокие ямы затрудняют движение транспортных средств по улице Куприянова».

«Многодетная мать осуждена за махинации с маткапиталом».

А спроси грозно «Как у вас дела?!», скажут – да все замечательно, песни поем, крестиком вышиваем!

Какой замечательный город! Это урбанисты так сказали, пройдясь по пешеходной зоне в сторону Волги. Конечно, замечательный. Я думаю, туристу здесь было бы интересно. Часа три. Посмотреть есть, что. Только вот никто из урбанистов не изъявил желания остаться в нашем прекрасном, купеческом городке насовсем. Почему бы это?

Собственно и предложения десанта урбанистов какие-то диковатые. Стремление сделать Саратов пешеходным, желание пересадить граждан на велосипеды – это как если б в эволюционной цепочке пропустили несколько звеньев. Ну то есть бегала рептилия, плавала, ныряла, хватала рыбу и еще какую-то гадость, изредка вылезала на берег. А ее поймали и за ноутбук усадили.

Вот эти Пеки не понимают, что к велосипеду Саратов придет непременно, но только после того, как настроит хороших дорог и тех самых перехватывающих парковок. После того, как средняя зарплата вырастет до среднеевропейской, причем у всех – от водителя троллейбуса до актера театра средней руки. И после того, как культура в городе вырастет настолько, что стеклянный остановочный павильон как сортир никем восприниматься не будет.

Вот тогда и затоскует коренной саратовец по двухколесному другу. Захочется ему не громыхания автобуса и тихого поскрипывания седла и педалей. И начнется настоящая урбанистика. Без всяких заграничных советчиков.

Константин СЕРОВ