Проезжее состояние

В апреле «Репортер» писал о жутких межпоселковых дорогах Лысогорского района, в частности, о том, что село Большая Рельня попросту отрезано от районного центра, хоть и находится от него на расстоянии примерно десяти километров. Дело в том, что асфальтовую дорогу, протянувшуюся от села до Лысых Гор, дорогой можно назвать только в шутку. Выбоина наползала на выбоину. Неопытный водитель просто мог растеряться. А в целом трасса больше походила на полигон для подготовки шоферов для использования их потом в прифронтовой полосе. Месяц занятий, и готов виртуоз баранки!

Разумеется, мы отдавали себе отчет, что подобные дороги составляют 90 (если не больше) процентов от всего того, по чему ездят жители Саратовской области. Что это не новость и уж точно не сенсация. Проведи конкурс на худшую саратовскую дорогу, вряд ли победила бы именно эта. Но и мириться с существующим положением дел не хочется. Потому что такие дороги – это форменное издевательство над людьми.

Как мы и предполагали, ближе к выборам дорогу решили слегка подлатать. Чтобы снизить градус социальной напряженности. Это впервые за последние четыре года. Говорю ответственно, поскольку езжу тут регулярно. И намерения власти прозрачны – задобрить население к выборам губернатора и Саратовской областной думы. То есть в следующий раз за ремонт дороги примутся еще через пять лет. Именно таков срок губернаторства и депутатства. И раньше никак не получится. Если только губернатора не снимут раньше или думу не распустят. Но такого у нас не наблюдалось с 2012 года, когда внезапно отправили в отставку атомщика Павла Ипатова.

Собственно посыл понятен. И речь-то не о том, чтобы граждане проголосовали за Валерия Радаева. Понятно, что его и выберут. Тут разговор о процентах. Ну чтоб не пришлось слишком сильно напрягать административный ресурс. Хлопотно это.

В минувшие выходные мы застали на дороге от Большой Рельни до Лысых Гор дорожных рабочих. Ремонт еще не завершен. Обещаем: когда все будет кончено, обязательно явим читателям фоторепортаж, дабы можно было составить определенное мнение относительно качества работ. Но уже сейчас ясно, что власть не ставила перед собой задачи – сделать хорошую дорогу. Залепили кое-как. Немного смолы, потом асфальт. Думаю, в ноябре уже часть асфальта смоет.

На каком-то совещании из уст одного из чиновников минтранса услышал формулировку – довести дорогу до проезжего состояния. Ну это чтоб можно было проехать и не покалечиться. Я так понимаю. Не рухнуть в пропасть, не сорваться в кювет, не провалиться по багажник в яму на разделительной линии. Пусть 10 километров ты преодолел за три часа, но доехал же? Вот и радуйся. Это такой потребительский минимум. Все равно что производить колбасу по принципу – съел и не отравился. Прожевал, и молодец! А то, что пахнет, ну что ж… Мало ли где у нас пахнет.

Однако это вовсе не нонсенс, а нормальный такой и давно устоявшийся современный тренд. Когда власть говорит, что прикладывает массу усилий для того, чтобы повысить качество жизни простых граждан, в действительности речь идет о создании условий, при которых население не вымирало бы. К слову, получается это не очень. Естественная убыль населения в Саратовской области по-прежнему никуда не делась. Сократились темпы, но тенденцию переломить не удается. Граждане по-прежнему мрут чаще, чем рождаются. И даже миграция не помогает.

У нас давно определены такие технические показатели, как прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Технические они в том смысле, что, отталкиваясь от них, государство якобы планирует меры социальной поддержки. Но сколько народу живет за чертой бедности? Десятки миллионов. Стало быть, не получается. Стало быть, для многих эти показатели не технические, а самые что ни на есть жизненные.

То есть миллионы россиян и саратовцы в том числе получают доходы, с большим трудом позволяющие свести концы с концами. Коммуналка, хлеб и вода – удел очень многих пенсионеров. А кому и на это не хватает.

В больницах давно определен перечень минимальных услуг, которые больной может получить бесплатно. В вузах определено количество бесплатных (бюджетных) мест для абитуриентов. Причем, такое ощущение, что эти минимумы каждый год сокращаются и там, и там.

А скорая когда приезжает? У них же с собой только самое необходимое. Я имею в виду тонометр, йод и градусник.

Ремонт водопроводных труб – так, чтоб продержалось до следующего порыва. Общественный транспорт дышит на ладан, но не разваливается же! То же можно сказать про все общественное – от бань до палат и советов.

То есть с заботой о человеке, но по минимуму. Чтоб было у него что покушать, что надеть. Чтоб по тротуару мог пройти и не провалиться, чтоб по дороге можно было проехать, не создавая затора.

Кстати, газета в этом смысле – натурально роскошь. Раньше на улицах их на специальных стендах расклеивали, а сегодня и этого нет. Ну потому что это не входит в прожиточный минимум. Для формирования гражданской позиции у нас есть телевизор. Уж первый и второй каналы везде бесплатно показывают. Шпильку воткни, и увидишь Киселева с Соловьевым.

Так что надо действительно сказать власти спасибо и низко поклониться. За ямочный ремонт и доведение межпоселковых дорог до проезжего состояния. За то, что терпит нас – постоянно что-то требующих, возмущающихся, взывающих к совести. Они для нас по минимуму все, а мы недовольны! Стыдно, граждане…

Константин СЕРОВ