Про Путина и волшебную палочку

В Кремле Президент России Владимир Путин провел встречу с учителями из разных регионов страны. Участниками встречи стали 25 педагогов, ученики которых показали высокие результаты в ходе проведения итоговой аттестации. Участницей встречи стала учитель русского языка и литературы средней школы села Красный Яр Энгельсского района Ольга Плугатырева.

- Для меня это – историческое событие, - призналась Плугатырева. – На встрече озвучили серьезные проблемы. Одна из них – это трудовое обучение. Конечно же, ребенок должен уважать и ценить любой труд, бережно относиться к тому, что делают для него. Обсудили мы и вопросы безопасности детей, некоторые аспекты воспитания подрастающего человека. 

По словам педагога, она обратилась к президенту с пожеланием обратить внимание на фильмы, телевизионные программы, которые бы помогали нашим детям осмыслить историю, культуру своей страны, найти тот самый нравственный стержень, который станет им ориентиром в жизни.

А вот полная версия общения учительницы из Красного Яра с Владимиром Путиным, опубликованная на кремлевском сайте.

О. Плугатырева: Владимир Владимирович, добрый вечер!

Я из Саратова, Энгельского района, из села Красный Яр. Три года назад я не попала в «пятнашку» всероссийского конкурса, но я попала в 25 лучших классных руководителей. И мы представляем симбиоз классных руководителей и учителей-предметников.

Мне важно, чтобы мои ученики, как классный руководитель, тоже формировали универсальный критерий – уметь отличать, где добро, где зло, что такое ненависть, что такое предательство и преданность, потому что это важно в нашей жизни.

Мы сегодня много говорили о различных методиках, но я хочу сегодня сказать о том, какая рутинная работа классного руководителя ещё и как, наверное, порой заменителя родителей. Однажды мне мама позвонила и говорит, что её дочь стала грубить, отдаляться. И я поняла, что прийти с нравоучительной беседой в класс, наверное, будет бесполезно. И тогда, я филолог, я пришла и, ничего не говоря им, прочитала стихотворение, ещё и подкрепила, наложила музыку и показала фильм «Телеграмма». Мои дети тут же достали телефоны, о которых мы говорим, а я их разрешаю, и написали эсэмэс своим мамам. И позвонила мама и сказала: «Какой волшебной палочкой вы обладаете, что ребёнок изменился?»

И вы знаете, конечно же, я поняла, что нужен нам, нашим детям, глоток той поэтической прохлады в мире того чёрствого хаоса, которым они окружены. Мы говорим, что они свободные, что они участвуют в проектах, но порой даже за этой работой они погружены во внутренний мир. И я решила в своём классе организовать такую работу именно как классный руководитель, «Дневник моей души», где ребята, и «ВКонтакте» у нас есть группа, мы переписываемся, и я их прошу: «Ребята, выложите стихотворение, которое близко сейчас вам. Дайте мне послушать музыку, которую слушаете вы. Выложите фильм и расскажите о фильме, который смотрите». И вы знаете, именно через эту работу я стала глубже видеть и понимать, что происходит с нашими детьми. Ведь порой через их внутренний мир, в который они закрываются, мы можем понять, что с ними происходит.

Я очень благодарна, что сейчас на государственном уровне транслируются и пропагандируются различные конкурсные телепроекты и передачи. Но ведь согласитесь, Владимир Владимирович, что так мало хорошего, качественного подросткового кино для детей, которое транслируется именно на общественных каналах в то время, когда собирается вся семья. Потому что вы знаете, как сегодня говорили, что и вы, смотря какие-то фильмы, видели в них кумиров и к которым стремились. Когда же появятся наши «Электроники» или «Капитаны Гранты»? Я предполагаю ваш вопрос: а пойдут ли дети смотреть? Пойдут вместе с нами. Если мы организуем опять эту форму, если мы привлечём.

Когда я зашла, я увидела здесь богиню Фемиду, она очень похожа на классного руководителя, то есть уметь видеть ребёнка даже тогда, когда ты с ним не разговариваешь. Но это, наверное, секрет не только учительства, а классного руководства. В слове «классное» как филолог вижу два слова, не только «класс», а быть и классным, тот уровень, который мы выдерживаем.

В. Путин: По тому, что вы сказали, мне хочется сделать две ремарки. Во-первых, по поводу СМИ и соответствующих фильмов, нужных для ребят, да вообще для всего общества. Вы знаете, в современном мире, рыночном, очень сложно что-то такое организовывать, потому что всё подчинено одному – как обеспечить стоимость одной минуты рекламного времени. К сожалению, в этом всё дело. А если не обеспечиваем стоимость рекламного времени соответствующими передачами… Ведь как это работает? Создаётся рейтинг канала за счёт различной всякой мути на экране. Эта муть даёт возможность привлечь большее количество зрителей. А от количества зрителей зависит стоимость рекламного времени. Вот они и гонят эту муть. Хотя в последнее время всё-таки, мне кажется, информационная политика немножко меняется, и будем дальше стараться это делать.

Теперь по поводу вашего конкретного эпизода, когда вы ребятам и стихотворение прочитали, и песню спели, напомнили им, какие-то струночки затронули в их душе, они мамам сразу позвонили. Вы знаете, мы же всё время говорим, мы все это знаем, что всё-таки основное воспитание – в семье. Правда? Но! Вы же специалисты, вы профессионалы. Далеко не в каждой семье есть профессионал, и, как правило, нет. Конечно, все родители любят своих детей, но они не знают, как.

О.Плугатырева: А порой слепо они любят и не замечают.

В.Путин: Да, слепо. Это в основном так, они не знают, как нужно поступить, что нужно сделать. Вот мама увидела, почувствовала, что ребёнок отдаляется, а как его привлечь, она не знает. Вы знаете, а она – нет. Так что вы помогаете и своему воспитаннику, и семье. Это чрезвычайно важная миссия. Может быть, вам так и понравилось в школе работать...

Подготовил Владимир МАКОВСКИЙ