Приговоренные к стабильности

Почему в новогоднюю ночь россиян неизбежно ждет дежавю - очередной «пугачёвский междусобойчик» со стандартным набором популярных артистов и стандартным юмором. 

Граждане, не сомневающиеся в том, какую программу им и в этот раз предложит наше телевидение во время праздничного застолья, решают проблему заранее – например, скачивают из интернета старые «Новогодние огоньки». Ведь тогда чувство меры руководителям ТВ-программ еще не изменяло так сильно, как сегодня, и людей не доводили до тошноты бесконечным калейдоскопом одних и тех же звезд шоу-бизнеса и плоских шуток. 

«Огоньки советского времени, на которые приглашали космонавтов, передовиков производства, учёных были уникальными, интересными и даже интеллигентными, а теперь одна пошлость и убожество, - аргументируют люди, - это, как, раньше колбаса была из мяса, а теперь из сои и химических ингредиентов».

Между тем, в прошлый Новый год наши телевизионщики достигли «совершенства» – главные каналы в режиме нон-стоп, словно сменщики на вахте, крутили один и тот же репертуар. Чтобы творчеством «любимых» исполнителей можно было насладиться в полной мере - с разных ракурсов телекамер, в разных костюмах, позах. И если, вдруг, отлучился по нужде, обязательно восполнишь пробел. 

Иные, правда, советуют: «Нечего перед ящиком в праздник торчать». Но у нас вообще-то население – 150 миллионов. Далеко не все могут в новогодние каникулы отправиться в путешествие, поехать за город, пойти в ресторан. Да и в традициях дружных семейных посиделок с ёлкой и оливье тоже нет, между прочим, ничего плохого. 

К слову, босс «Первого канала» Константин Эрнст, отбиваясь от обвинений в однообразной подаче новогодних шоу (со времен последнего выпуска «Старых песен о главном»), сравнил певицу Аллу Пугачёву именно с салатом оливье. Сомнительная метафора…  

Впрочем, самое несправедливое – обвинять в создавшемся положении артистов, которые стали заложниками популярности с оттенком ненависти. Ну, какой нормальный представитель шоу-бизнеса добровольно откажется от телевизионного эфира, тем более праздничного. Тут ведь правила какие – один раз отказался, про тебя так забыть могут, что потом не дождешься приглашений. А не будешь мелькать в ящике, на гастроли звать перестанут. Так что приходится выбирать из двух зол. 

Легкомысленно звучит и другой совет – просто взять в руки пульт и переключить канал. Опять же следует напомнить, что Россия – большая страна и число тех, кто по разным причинам при выборе ТВ-канала ограничен лишь двумя-тремя кнопками, может достигать миллионов. Какой-нибудь лесник, сторож в будке или зек на отдаленной зоне, наверное, в такой ситуацией чувствуют себя как приговоренные. 

Да и потом, почему, собственно, надо переключать? Не в праве ли граждане России требовать более уважительного к себе отношения со стороны телевизионных каналов, которые живут в немалой степени на деньги налогоплательщиков. Совершенно не обязательно изучать состав учредителей НТВ или Первого канала, чтобы понять, что их главный работодатель - государство. Так же как и у ВГТРК.

В таком разе не государство ли должно заставить нормально работать своих ТВ-продюсеров? Работать - значит проводить новогодние каникулы не на пляжах Майми, а на рабочем месте, дабы обеспечить народ интересными, разнообразными телепередачами. А не забивать эфир отснятыми заранее концертами вперемешку с круговертью из заезженных до последней степени отечественных кинокартин. В прошлые новогодние каникулы «Иронию судьбы» канал «Дом Кино» (филиал Первого) показал пять раз!

Однако ж, это лишь мечты. Лучший двигатель рынка, как известно, – конкуренция. А какая конкуренция может быть между телекомпаниями, у которых один хозяин? Хотя при желании во всем этом можно увидеть и признаки стабильности. Одни и те же знакомые лица везде – в Кремле, в Думе, в любом региональном органе власти, в новогодних ТВ-шоу. Все бы ничего, но ведь говорят, что как встретишь Новый год…

АФАНАСИЙ ТЁМНЫЙ