Почему в Саратове есть Волга, но негде купаться?

С наступлением жары в Саратове резко обострилась проблема отсутствия разрешенных мест для купания в черте города, который, между прочим, расположен на Волге. Запреты установлены по всему городскому побережью, начиная от Затона. Но граждане ведь не таблички хотят видеть, а безопасные, удобные места для купания. Известно, что в былые времена официальные пляжи существовали почти вдоль всей набережной.

В не меньшей степени жители Саратова возмущаются своеобразными правилами работы городского транспорта. Возникает ощущение, что их устанавливают сами перевозчики, игнорируя существующие нормы. Например, водители автобусов в целях максимального сбора пассажиров намеренно замедляют ход на маршруте, подолгу стоят на каждой остановке. В итоге время в пути заметно увеличивается (в жару такая поездка превращается в испытание, ведь кондиционеров в автобусах все еще нет). Водители маршрутных такси в целях экономии не соблюдают временные интервалы движения, из-за чего в салоны набивается превышающее норму количество пассажиров, что негативно сказывается не только на комфорте передвижения, но и на безопасности. Зато после 8-9 вечера зачастую из центра Саратова не уехать ни в один спальный район (или, наоборот).

Чем вызваны эти нарушения – объективными причинами или элементарной недисциплинированностью, которая в свою очередь недостаточно контролируется ответственными чиновниками?

Тем временем президент России распорядился принять исчерпывающие меры по наведению порядка в дорожных фондах регионов, которые зачастую тратятся не по назначению. Саратовская область названа в числе таковых. Как это распоряжение может отразиться на жизни области, ведь не секрет, что деньги дорожных фондов позволяют местным властям «латать дыры», то есть решать другие важные проблемы, в той же социальной сфере? Спросим у экспертов «Репортёра» – известных политиков, депутатов, общественников, журналистов? Три вопроса:

1. Что мешает властям города и региона обустроить в черте Саратова доступные купальные зоны, как это было в 60-70-е года прошлого века, а не вводить повсеместные запреты?

2. Плохо организованная работа общественного транспорта в Саратове негативно влияет не только на настроение жителей, но и на экономику региона в целом. Есть ли способы изменить ситуацию?

3. Согласны ли вы с тем, что деньги дорожных фондов Саратовской области должны тратиться только на ремонт и строительство дорог, не распыляясь на различные бюджетные сферы?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы

Все три вопроса про одно и то же. На устройство пляжей нужны деньги. На оборудование автобусов кондиционерами и поддержку нерентабельных рейсов тоже нужны деньги. И нецелевое использование средств дорожного фонда вызвано нехваткой денег.

У города и региона денег нет, региональные власти вынуждены залезать в долги, чтобы выполнять социальные обязательства. Мы задыхаемся без денег.

Поэтому так необходимо пересмотреть отношения между центром и регионом в плане распределения доходов, полученных на территории региона. Это наши деньги, деньги Саратовской области, и мы имеем право на них обеспечивать нормальный уровень жизни своих граждан, мы его заработали.

В таких случаях всегда звучит, что центру виднее, на что тратить деньги. Но давайте признаем – судя по ухудшению качества жизни граждан, эффективность трат федерального центра не видна.

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ

1) Ох, как были хороши эти былые времена! Но вообще, конечно, есть что-то ненормальное в том, чтобы жить на берегу одной из самой красивых рек в мире и не иметь возможности в ней искупаться. Желание властей огородить всё запрещающими знаками перерастает в какую-то маниакальность. Сначала запретили купаться. Потом что — запретят находиться на берегу Волги в пляжной одежде? Затем что — дышать запретят?!

Но зато сколько разговоров о новом замечательном и, вероятнее всего, самом длинном инновационном городском пляже велось! То есть местная власть не в состоянии решить в общем-то обыденную и даже бытовую проблему — обеспечить нормальный и безопасный доступ отдыхающих к Волге! Власть умеет рисовать только прожекты, а там, где надо хоть немного реальных действий, тут же расписывается в собственной неспособности работать! Пример реальный. Когда областное правительство приняло решение о форуме по урбанизации, то на набережной около моста, там, где происходит сброс стоков, решили сделать пляж. Красиво огородили, поставили буйки, чтобы в «говенке» плавать было в «удовольствие» для высших гостей, для купающихся — дерьма полны плавки.

Быть на берегу Волги и не иметь возможности искупаться — это как вырастить, предположим, клубнику и смотреть на нее, захлебываясь слюной, и при этом не есть! Странный поступок, не находите?

2) Да уж!.. Вид вереницы автобусов, едва ползущих по улице Московской, стал практически визитной карточкой Саратова наряду с консерваторией и «Журавлями». Если не ошибаюсь, такое длится уже лет десять, и как бы пресса и общественники не били во все колокола, положение не меняется. Причём во всей отрасли частных перевозок в целом.

Такое положение дел — это итог вседозволенности и монополизма. Водители вслед за владельцами этого бизнеса, видимо, посчитали себя хозяевами не только своих автобусов, но и пассажиров, своих клиентов.

Что же касается контроля чиновников, то, вероятно, они считают, что их функции заканчиваются на моменте выдачи разрешений на автобусные маршруты. А дальше — хоть трава не расти! Не их это забота — думать о народе!

Мне кажется, это ответная реакция владельцев муниципального автотранспорта. Создать коллапс, нервозность и недовольство работой муниципального транспорта. Итог: возвращение маршруток, которые дают реальную прибыль владельцам. Это не те копейки с официальных маршрутов, а реальное «бабло», с которых и дань можно заплатить, и «сэбе» что-то останется.

3) Я могу вспомнить лишь тот дорожный фонд, которым распоряжались «джлавяны» с легкой руки Аяцкова. По моим данным, 8 млрд. рублей 20 лет назад — это были реальные деньги, которые позволили бы сделать дороги в области, а сейчас лишь требовалось бы их латать и строить новые. Но увы... Хищения были колоссальными, сроки наказания минимальными и не по этим статьям, а область до сих пор захлебывается в грязи, ямах и бездорожье. А если честно, не верю я в исполнение распоряжений президента. Ну, сказал и сказал. Он — в Москве. Мы уж тут как-нибудь без него сами решим, куда и сколько тратить.

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог

1) Вопрос, как говорится, «с бородой». Губернаторы с мэрами приходят и уходят, а жители Саратова как не имели цивилизованных пляжей на Волге в черте города, так и не имеют.

Как можно сдвинуть с «мёртвой» точки этот вопрос? Один из способов – найти и привести к власти тех людей, кто будет способен решить эту проблему.

2) Ситуация в Саратове с организацией работы городского общественного транспорта складывается аховая. Проведение конкурсов среди автоперевозчиков на городские маршруты постоянно сопровождается чередой скандалов, широко освещаемых в СМИ. Оттуда же граждане порой с удивлением узнают, кто реально управляет этой индустрией «счастья».

Перечень претензий у саратовцев к победителям конкурсов внушительный. Отсутствие должного контроля со стороны местных и региональных властей за деятельностью автоперевозчиков налицо.

Как долго это будет продолжаться? Может быть, ответ на этот вопрос знают в региональном отделении партии «Единая Россия», чьи выдвиженцы находятся практически у всех «рулей» власти, а некоторые депутаты от «ЕР» являются и владельцами тех самых компаний-победителей автоперевозок?

3) В последние годы руководство Саратовской области систематически подвергается критике со стороны федеральных чиновников за нецелевое расходование средств регионального дорожного фонда. Ежегодно губернатор области публично заверяет, что исправится и наведёт в этом вопросе должный порядок. Но слов своих, увы, не держит.

Между тем, наполняемость этого фонда растёт семимильными шагами, чему способствуют неуклонное повышение налогов на юрлиц и граждан, а также стабильные трансферты из федеральной казны. В 2017 году, к примеру, планировали получить в регдорфонд 7 млрд. рублей, а там уже, по заявлению специалистов, имеется более 8 млрд. рублей. Но их освоение сильно отстаёт от намеченных планов, отсюда и понятный соблазн властей «залатать» дорожными деньгами свои многочисленные бюджетные «дыры». Может ли так продолжаться вечно? Нет, конечно. Вот и президент страны даже озаботился этой проблемой и погрозил губернаторам пальчиком.

Что сказать: нонсенс, конечно! Иметь, наконец, столько денег для строительства новых и ремонта старых дорог, но не делать этого. Или делать спустя рукава. Доказательствами «тяп-ляпства» дорожных строителей изобилуют многие саратовские СМИ. Пора бы Путину и власть употребить…

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ, общественник, «ветеран гражданского сопротивления»

1) Больше того, в мэрии г. Саратова решается вопрос о запрете купания на пляже «Городские пески» и переводе его в статус «солярия». Никого из саратовцев эта новость не удивила – чего-чего, а запрещать наши «отчимы города» горазды - купаться в Волге, торговать на улицах выращенными в садах-огородах фруктами, овощами, цветами.… Если вспомнить, то наши законодатели пытались уже запретить ходить в кружевных трусах, сандалиях без носок… О Волге, омывающей 30-тикилометровый берег у Саратова, на котором не находится нескольких мест для купания – вообще говорить даже стыдно. Расскажите москвичу, пензяку или воронежцу, что в Саратове негде в Волге искупаться – не поверят. Не поверят и парижане – они в 40-х годах купались в Сене с набережной даже в оккупированном немцами городе. Я уже не раз предлагал заменить «щиты запрета», расставленные в Затоне, на пляже у моста и в других прибрежных местах на информационные щиты. На них бы сообщалось об опасностях, которые подстерегают людей, желающих окунуться в реку, о числе жертв беспечного плавания и ныряния, приводились бы телефоны служб быстрого реагирования. Уместны были бы лозунги типа: «Пьяный на воде – наполовину утопленник!» Чиновник, придумывающий запреты, ведь думает не о нас, а о себе – как бы его не обвинили в том, что мы тонем, режем ноги стеклом в воде, ломаем себе шеи, прыгая с дамб и причалов. Обустраивать эти уголки Богом данной нам природы, он ведь и не собирается…

2) Да, те оценки, которые вы дали общественному транспорту в Саратове справедливы. Я думаю, что у нас в Саратове плохо работают и диспетчерские службы на маршрутах, а единой диспетчерской службы по направлениям движения общественного транспорта нет вовсе, хотя работы в этом направлении велись ещё в 70-80-е годы… Сейчас 21-й век – век информации, компьютеризации, роботизации. Идёт к тому, что скоро где-то общественный транспорт будет управляться дистанционно. У нас серьёзных подвижек в организации работы транспорта так и не замечено…

3) Насколько я помню, бюджет областного дорожного фонда порядка 12 млрд. рублей. Для изменения ситуации с дорогами (строительством, ремонтом, эксплуатацией) требуется на порядок больше. В советские времена в Саратовской области ежегодно на протяжении десятков лет вводилось в эксплуатацию до 500 км. автомобильных дорог разных категорий – от федеральных до сельских, так называемых «грейдеров». Беда у нас не с дорогами, а с властью, которая не может ни управлять, ни контролировать, ни стимулировать. Ведь сейчас, по сути, такая же тоталитарная власть, как и прежде, но старая «школа» (а Саратов с Автодорожным институтом, «ГипродорНИИ», «РосдорНИИ» и разветвлённой сетью структур дорожного хозяйства был одним из 6-ти научно-производственных центров в СССР) оказалась «убитой», а новая так и не создалась… Дорожная отрасль всегда была одной из самых коррупционноёмких, но столько не воровали никогда!

Дмитрий ОЛЕЙНИК, главный редактор интернет-газеты «Глас Народа»

1) Есть сложности различного характера. Например, право собственности на участки волжского берега. Раньше все было, скажем так, общим и требования по безопасности были гораздо ниже. Теперь у каждого участка берега есть собственник или арендатор, который обязан приводить берег и акваторию в соответствие с современными требованиями, если он хочет, чтобы участок мог называться пляжем, а не солярием. Не все хотят нести такие затраты, и не все могут. Допустим, муниципалитет Саратова не имеет средств на приведение в надлежащее состояние острова «Городские пески». Это обусловлено нынешней бюджетной политикой, предполагающей максимальную централизацию средств.

Для решения вопроса нужна региональная программа по развитию пляжного отдыха на Волге – как важного элемента туристической привлекательности региона. Но пока её нет, а требования, причем достаточно высокие, есть. Конечно, безопасность людей очень важна, но никто не обеспечивает её, например, на волжских островах, где отдыхающие купаются на свой страх и риск.

Возможно, частно-муниципальное партнерство могло бы стать решением вопроса. Второй вариант – дождаться окончания строительства пляжа на новой набережной.

2) Саратов значительно отстал от соседних городов в организации транспортного обслуживания населения. У нас до сих пор нет безналичной оплаты проезда, а движение общественного транспорта, особенно частного, обусловлено не интересами горожан, а только извлечением прибыли владельцами маршрутов и водителями.

Суть в том, что сегодня транспортные мероприятия получают маршруты и используют их по своему усмотрению. Должно же быть так, что муниципалитет устраивает конкурс для перевозчиков, согласных исполнять определённые требования и получающих за это фиксированную оплату.

Например, муниципалитет считает необходимым, чтобы некий маршрут круглосуточно осуществлял перевозку пассажиров и готов платить за это перевозчику некую сумму. Перевозчики думают, интересны ли им эти условия и участвуют в конкурсе, причем конкурс предполагает то, что перевозчик должен совершить строго определенное количество рейсов по маршруту в течение суток.

Деньги за проезд получает муниципалитет, а перевозчик получает деньги от муниципалитета за исполнение условий конкурса. В этом случае водителям не важно, насколько заполнено их транспортное средство, и они спокойно выходят на маршрут в вечернее и ночное время, понимая, что получат зарплату независимо от наполнения салона.

Муниципалитет учитывает интересы жителей, определяет время работы, а также интенсивность движения транспорта на маршруте и несет за это ответственность. Все средства за проезд поступают в муниципальную казну, наличная оплата минимизируется, а безналичная – становится основной формой, что позволяет контролировать и поступление средств, и востребованность маршрутов в определенное время. Вариант решения давно найден, другое дело, что теневой оборот в этой сфере огромен и те, от кого зависит принятие решений, не торопятся с этим. Такая организация работы общественного транспорта – это демонстративное проявление коррупции и попустительства со стороны правоохранительных органов, иного объяснения нет.

3) Требование президента должно быть неукоснительно исполнено, а средства, направляемые на ремонт и строительство дорог, тратиться только по назначению. Прежде эти средства действительно тратились в том числе и на решение проблем в социальной сфере, это очень давняя проблема, но теперь ситуация иная. Губернатор заинтересован в том, чтобы эти средства направлялись только на дорожное строительство, но регион столкнулся с дефицитом мощностей дорожно-строительных организаций. Сегодня объем дорожных работ огромен и не сопоставим с тем, что был в прежние годы. Однако за время, когда дорожная отрасль значительно недофинансировалась, произошло сокращение мощностей предприятий, занимающихся строительством и ремонтом дорог. Это объективно в условиях рыночной экономики. Теперь спрос значительно возрос, а предложение запаздывает. Саратовские дорожники не всегда могут освоить объемы, а пригласить предприятия из других регионов не так просто, так как там тоже идет масштабное дорожное строительство, и возникают те же проблемы.

Хорошо, что федеральная программа «Безопасные и качественные дороги» принята на пять лет и дорожники могут скорректировать свои планы по наращиванию мощностей, понимая, что заказами они будут обеспечены.

Григорий ГРИШИН, член бюро регионального совета саратовского отделения РОДП «Яблоко», режиссер-документалист

1) В этом году проблема с пляжами в Саратове благодаря погоде стоит не так остро, как обычно. Но, тем не менее, ситуацию нужно разрешать. Невозможность искупаться летом, живя на Волге, мягко говоря не повышает привлекательность Саратова в глазах его жителей и гостей города и сильно бьет по авторитету местной власти.

Одна из вопиющих ситуаций – отсутствие какой бы то ни было ясности с пляжем в Затоне. Можно ли там купаться, нельзя… Если нельзя, то почему? Каких только версий не ходит в народе, а однозначного и окончательного ответа от представителей власти встречать не приходилось. Широко распространенное объяснение того, что на самом деле происходит в Затоне, необходимо людям. Это просто минимум, что должны сделать городские власти в ближайшие дни.

Надо думать, что ограничение доступа к воде последнего времени связано с ужесточением санитарных норм, изменившихся по сравнению с советским временем. Я не вижу в этом особого смысла. Репрессивные методы, ограничения не сильно действуют сами по себе, пока они не становятся частью культуры. Люди будут купаться, где взбредет в голову, если это считается нормой в обществе, и будут приходить на разрешенные пляжи, если иное будет считаться неприличным.

Другой вопрос, что если что-то запрещаешь – нужно предоставить разумный аналог.

Ведь по большому счету, в ситуации с пляжами вопрос не в месте, вопрос в доступности. Если бы из разных мест города ходил недорогой общественный транспорт к существующим пляжам, проблема стояла бы не так остро. В этом смысле, конечно, нужно содействовать развитию «водных способов» транспортировки горожан к городскому пляжу на острове. Возможно, имеет смысл субсидировать этот вид деятельности. Это не дорогая программа, которая тем не менее наглядно показала бы внимание власти к запросам саратовцев.

2) Саратовский общественный транспорт можно критиковать бесконечно. Все перечисленные проблемы действительно налицо. Система деградирует при полном попустительстве всех ветвей власти. Хотя нет, некоторые представители законодательной власти активно содействуют этому процессу. Удивительным образом сочетая нищету и разговоры о неминуемом банкротстве автотранспортных предприятий с изысканием средств на ведение предвыборных кампаний, они в полной мере демонстрируют парадоксальность современной российской политэкономии. Хаос в общественном транспорте, как и всякий хаос, выгоден в первую очередь мошенникам и аферистам, которые любят и умеют ловить рыбку в мутной воде.

На самом деле, вопрос общественного транспорта – это, как и едва ли не большинство вопросов городской инфраструктуры, - вопрос экономической прозрачности. Если бы можно было видеть, как действительно устроена экономика общественного транспорта в Саратове, можно было предлагать эффективно работающие модели, устраивающие максимальное число горожан. Существенно и то, что общественный транспорт находится целиком в сфере наличного денежного оборота, как ничто располагающего к финансовой нечистоплотности.

Во всем мире общественный транспорт работает по-разному. Даже в разных городах одной страны вы можете увидеть практически противоположные картины. Обычно общественный транспорт как система лучше развит там, где сильнее организованы горизонтальные связи в обществе, где больше доверия между людьми, существующими в одном городском пространстве. Хотелось бы, чтобы и Саратов шел по этому пути.

3) Никогда не понимал смысла в существовании современных дорожных фондов. На мой взгляд, это имитационный нарост на логике бюджетного законодательства. Громкое название «Дорожный фонд» по факту является лишь ностальгической обманкой, призванной ласкать слух немолодых дорожников. Средства дорожного фонда на самом деле являются средствами бюджета области, управляются теми же органами, что и остальные бюджетные средства. В общем-то, это обыкновенный раздел бюджета, не более того. Что с успехом доказала Саратовская область и другие регионы, перераспределяя средства по мере необходимости в другие разделы бюджета.

Что вскрыла озвученная Путиным ситуация с дорожными фондами: 1. В России слабая бюджетная дисциплина. 2. Качество дорог не является первоочередной задачей для руководства субъектов федераций. Причиной первого является то, что исполнительная власть фактически бесконтрольна: две другие ветви власти подчинены ей и за исполнением бюджета следить просто некому. И парламенты, и суды у нас полностью формирует система исполнительной власти. О каком контроле бюджетного законодательства в такой ситуации может идти речь? Ну, а за вторым стоит избитая донельзя тема катастрофической нехватки денег в региональных бюджетах и несправедливое разделение налоговых сборов в пользу федерального центра. Какие тут дороги, когда людям зарплаты платить нечем?!